Кинорулетка: 1967

6 октября 2018

Наша традиционная кинорулетка — мы советуем, что бы посмотреть на выходные, выбирая фильмы одного конкретного года.

Принцип нашей кинорулетки очень прост: мы берем определенный год и рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Бонни и Клайд» (Bonnie and Clyde, 1967)

Режиссёр: Артур Пенн

В ролях: Уоррен Битти, Фэй Данауэй, Майкл Дж. Поллард, Джин Хэкмен

О чём: легендарная парочка убийц и грабителей разъезжает по Штатам, оставляя за собой кровь и слёзы. Но такому веселью не суждено быть вечным: рано или поздно страстные и отчаянные Бонни и Клайд, и их банда, само собой, зайдут в тупик правосудия.

1967: но не факт, что зритель с экранным правосудием будет согласен. Артур Пенн снял для своего времени просто великолепный фильм, соорудив памятник легендам американской преступности, частично «выбелив» и романтизировав героев своего фильма. Для шестидесятых это кино было бомбой.

Почему: это скорее сказка, чем байопик о грабителях. Битти и Данауэй уже больше пятидесяти лет несут на себе ярмо своих образов, да так, видимо, их и запомнит история и поклонники, которых у фильма много. Классика же. И положа руку на сердце, глядя на большинство сегодняшних боевиков, порой думаешь, что лучше бы показывали фильмы вроде «Бонни и Клайда» в кинотеатрах, ей богу.

«Выпускник» (The Graduate, 1967)

Режиссёр: Майк Николс

В ролях: Дастин Хоффман, Энн Бэнкрофт, Кэтрин Росс, Уильям Дэниелс

О чём: герой Хоффмана, молодой парень, выпустившись из колледжа, знакомится с миссис Робинсон, замужней дамой среднего возраста. Завязывается странный для Америки шестидесятых роман, который неизвестно куда приведёт, учитывая, что герой Дастина Хоффмана влюбляется в дочь миссис Робинсон.

1967: не можем же мы обойти один из самых главных фильмов выбранного года! С него всё началось для Дастина Хоффмана, фильм получил 8 номинаций на «Оскар», одну статуэтку по итогам Николс даже забрал с собой.

Почему: разобрав по кирпичику и посмеявшись над лицемерным образом жизни американцев, фильм «Выпускник» стал хитом своего года, века и всего кино. Начиналась новая эра кинематографа, отменялись запреты и разного рода табу.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Полуночная жара / Душной южной ночью / Душной ночью в Каролине» (In the Heat of the Night, 1967)

Режиссёр: Норман Джуисон

В ролях: Сидни Пуатье, Род Стайгер, Уоррен Оутс, Ли Грант, Ларри Гейтс

О чём: В небольшом городе на Юге США произошло убийство. К его расследованию подключают филадельфийского детектива. Он профи в своём деле, но есть небольшая загвоздка: цвет его кожи не так чтобы очень привычен для среднестатистического южанина.

1967: «Полуночная жара» — лучший фильм 1967 года по версии Киноакадемии. Его популярность была настолько велика, что впоследствии вышли еще два продолжения с Сидни Пуатье в главной роли.

Почему: Фильм Джуисона принято недооценивать в силу того, что он обошёл на «Оскаре» ставших культовыми «Выпускника» и «Бонни и Клайда». Если же посмотреть на него свежим взглядом, не оборачиваясь на очень достойных конкурентов, то нужно признать, что он им мало в чём проигрывал. Это касается и очень сильного сценария, и актёрских работ (не только дуэта Пуатье и Рода Стайгера, но и Ли Грант в эпизодической, но очень сильной роли), и монтажа (за который отвечал будущий хороший режиссёр Хэл Эшби), и музыки. Конечно, здесь очень важна социальная составляющая, но одно из самых главных достоинств фильма заключается в том, что он говорит о расизме очень доступно и без лишнего пафоса. И в те годы о нём действительно необходимо было говорить.

«Марат/Сад» (Marat/Sade, 1967)

Режиссёр: Питер Брук

В ролях: Патрик Мэги, Иэн Ричардсон, Гленда Джексон, Майкл Уильямс

О чём: 1808 год. Пациенты сумасшедшего дома разыгрывают перед своим директором инсценировку убийства Жан-Поля Марата Шарлоттой Корде. Руководит постановкой маркиз де Сад.

1967: 22 февраля 1967 года состоялась премьера киноверсии знаменитого спектакля Питера Брука. Режиссёр не стал копировать свою постановку, немного переработав сценарий, изменив мизансцены и добавив музыкальные вставки. Неизменными остались только актёры Королевской шекспировской компании, в числе которых — Патрик Мэги и дебютировавшая в кино Гленда Джексон.

Почему: Пьесу Петера Вайса легкой для освоения не назовешь. Как говорил Питер Брук, всё в ней «рассчитано на то, чтобы сначала дать зрителю в зубы, затем окатить его холодной водой, затем заставить его сообразить, что с ним случилось, затем ударить его в пах и снова привести в чувство». Здесь нет общепринятой театральности, мизансцены становятся нарочито рваными, музыка — резкой, актёры играют сумасшедших, очень сильно (при этом не до конца) уходя в физиологию, камеру буквально швыряет из одного крупного плана в другой, но при всём этом сложно вспомнить что-то более завораживающее. Очень длинное оригинальное название сокращено до имен двух главных персонажей, и это тоже представляется немаловажным, ведь постановка Брука к 1967 году приобрела ещё и политическое звучание. Для него нет разницы между революционером и безумцем, а бессмысленным и беспощадным является любой бунт. И об этом тоже необходимо говорить по сей день.

«Самурай» (Le Samourai, 1967)

Режиссёр: Жан-Пьер Мельвиль

В ролях: Ален Делон, Франсуа Перье, Натали Делон, Кати Розье

О чём: О том, что убивать могут не только патроны.

1967: В 1967 году Жан-Пьер Мельвиль сделал ещё одну попытку доказать, что в сугубо мужском кино тоже есть место для безупречного визуального ряда. По мнению многих поклонников режиссёра (в число которых входят Квентин Тарантино и Джим Джармуш), именно эта попытка была самой удачной. И действительно, впоследствии Мельвиль будет продолжать снимать очень красивые криминальные триллеры, но настолько красивыми они уже не будут.

Почему: Ради молодого Алена Делона в сером пальто и роскошного арт-дизайна. Есть и другие очевидные причины для просмотра этого неонуара — музыка, операторская работа, сценарий, монтаж — но всё-таки, именно благодаря удачному выбору актёра на главную роль «Самурай» удался полностью. К тому же, без Алена Делона в сером пальто у нас не было бы Форреста Уитакера и его голубей.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Босиком по парку» (Barefoot in the Park, 1967)

Режиссёр: Джин Сэкс

В ролях: Роберт Редфорд, Джейн Фонда, Шарль Буайе, Милдред Нэтвик

О чём: молодожены Брэттеры — он немножко зануда, она сумасбродка, — снимают квартирку в Гринвич-виллидж и пытаются играть во взрослую жизнь. Конечно, это все очень смешно смотрится.

1967: несмотря на то, что конец 60-х выдался в США временем фильмов-заявлений, находилось место и милым романтическим комедиям. Как, скажем, ромкому «Босиком по парку», переехавшему на экран с бродвейских подмостков.

Почему: быстро говорящие и эмоциональные герои пьесы Нила Саймона оказались отчаянно милы и на экране — хотя этому, конечно, очень помогло, что Роберт Редфорд четыре года играл Пола Брэттера на сцене, а со своей экранной женой Джейн Фондой они уже снимались вместе — в «Погоне» Артура Пенна. Благодаря в первую очередь главным героям фильм — с довольно устаревшим в новых социальных реалиях сюжетом, — до сих пор смотрится свежо и очаровательно.

«Оскар» (Oscar, 1967)

Режиссёр: Эдуар Молинаро

В ролях: Луи де Фюнес, Клод Риш, Клод Женсак, Поль Пребуа

О чём: об очень неудачном дне промышленника Бертрана Барнье — его клерк сообщает, что обворовывал его несколько лет, его дочь рассказывает, что беременна, его горничная увольняется, а еще пропадает чемоданчик с 60 миллионами франков.

1967: второй по сборам фильм во Франции в 1967 году — но уступил он только «Большим каникулам» с тем же Луи де Фюнесом в главной роли. 60-е и 70-е годы во Франции — годы однозначного царствования де Фюнеса в бокс-оффисе; и не только французском — в СССР фильм вышел год спустя и прошел с большим успехом.

Почему: еще один пример удачного переноса пьесы на киноэкран — и театральная условность ограниченности локаций может быть не менее эффектна, как выясняется, и на киноэкране. Ограничение места действия и времени действия (особняк Барнье в течение одного дня) только усиливает комедийный эффект.

В 1991 году Джон Лэндис снял американский ремейк: промышленник превратился в итальянского мафиози, и сыграл его Сильвестр Сталлоне. В кино фильм провалился, а жаль — он не лишен шарма.