Кинорулетка: 1984

12 октября 2018; автор: Коллективный разум

Рассказываем о фильмах, которые стоит посмотреть, чтобы вспомнить, каким он был — 1984 год в кино.

Принцип нашей кинорулетки очень прост: мы берем определенный год и рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов.

Поехали!


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Дюна» (Dune, 1984)

Режиссёр: Дэвид Линч

В ролях: Кайл МакЛоклен, Юрген Прохнов, Франческа Аннис, Патрик Стюарт, Брэд Дуриф, Стинг, Шон Янг

О чём: Экранизация знаменитого романа Фрэнка Герберта о далеком будущем, где межзвездные путешествия возможны только при употреблении навигаторами специального вещества — спайса. А находится эта драгоценность лишь на одной планете во вселенной, которую все зовут Дюной…

1984: Культовому роману — культовое кино! Даже несмотря на провал в прокате.

Почему: Общеизвестный факт — первая экранизация столь тяжелого для постановки романа не собрала тех денег, которых от нее ожидали. Дэвид Линч обвинил в провале студию и пошел дальше своим путем (который уже весьма скоро сделает его великим). Тем не менее, с годами фильм обретал все новых и новых поклонников. В особенности тех, кто в дальнейшем рос на не менее знаменитой компьютерной игре по мотивам мира, созданного Гербертом. Самое удивительное, что некоторые «заумности» и постоянное ощущения сюрреализма в каждом кадре «Дюны» идеально вписываются в общую атмосферу картин Линча, где философское и необъяснимое идут рука об руку.
Также у этого фильма великолепный кастинг. Масса прекрасных актеров, занятых как в главных, так и во второстепенных ролях. А никому не известный красавчик Кайл МакЛоклен вообще станет главным актером у Линча, сначала снявшись в его мощном «Синем Бархате», а затем воплотив образ агента ФБР Дейла Купера в мега-популярном «Твин Пиксе». И отдельный респект Стингу, который в «Дюне» сыграл небольшую, но значимую роль наследника Дома Харконненов.

Кассовые провалы были, есть и будут. А вот большие фильмы, со своей неповторимой атмосферой и пусть неудачными, но милыми попытками перенести на экраны грандиозные произведения (без всякой компьютерной графики!) остаются. «Дюна» — из таких.

«Всплеск» (Splash, 1984)

Режиссёр: Рон Ховард

В ролях: Том Хэнкс, Дэрил Ханна, Джон Кэнди, Юджин Леви, Доди Гудмен

О чём: Романтическая история о любви молодого человека и русалки в реалиях современного Нью-Йорка.

1984: Милейшее кино с неповторимым духом восьмидесятых и еще совсем молодым Томом Хэнксом — как пройти мимо?

Почему: Все большие мастера когда-то начинали. И вовсе не обязательно их первые шаги в кинематографе сходу получались серьезными и значимыми. Вот и будущие лауреаты «Оскара» режиссер Рон Ховард и актер Том Хэнкс поначалу, наверное, и представить себе не могли, что когда-то их имена будут вписаны в историю киноакадемии. Поэтому в начале восьмидесятых они занимались приятным легким кино и, надо сказать, получалось у них это здорово. Ховард снимал замечательные «Кокон» и «Уиллоу», а Хэнкс играл простых застенчивых парней в «Мальчишнике» и «Долговой яме».

Во «Всплеске» их творческие пути впервые пересеклись и, надо сказать, весьма удачно. Фильм про русалку в большом городе (юная и прекрасная Дэрил Ханна) может и не хватает звезд с неба, но определенно является тем фильмом, который всегда приятно посмотреть свободным вечером. Та самая «восьмидесятническая» атмосфера и достойная игра актеров (не забудем еще чудесный второй план в лице Джона Кэнди) создают такое уютное ощущение, что ты без проблем возвращаешься в детство, в котором наверняка уже видел этот фильм еще по старому пузатому телевизору.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«1984» (Nineteen Eighty Four, 1984)

Режиссёр: Майкл Рэдфорд

В ролях: Джон Хёрт, Сюзанна Хэмилтон, Ричард Бёртон, Сирил Кьюсак

О чём: в тоталитарном государстве, постоянно находящемся в состоянии войны и дефицита, нет места миру, правде, любви и памяти. Подавляется любое проявление индивидуальности и инакомыслия. Такова политика партии и любой, кто ослушается даже в своём сознании — (мысле)преступник. Положено любить и поклоняться лишь Большому Брату, который всегда где-то рядом и следит за всеми.

Уинстон и Джулия, вопреки всем запретам, понимая, чем всё это может закончиться, заводят тайный роман.

1984: такой год выпал и забыть об экранизации антиутопии Оруэлла? Нет, нет, нет. Фильм для пущей символичности снимали именно в тот самый год, которым писатель озаглавил роман.

Почему: Джордж Оруэлл в середине ХХ века написал, пожалуй, самую культовую и влиятельную антиутопию в истории. Такой взгляд в будущее был навеян всем известными режимами и диктатурами того времени. «1984» это экскурс в альтернативную реальность, в ад для любого адекватно мыслящего человека: новояз (язык, формирующий «новое сознание»), телекран (постоянно работающий, не смолкающий аналог телевизора, только ещё и с камерой), Большой Брат, мысле-полиция и многие другие. Спустя семьдесят лет страшно подумать, насколько Оруэллу удалось всё это предсказать и насколько точным оказалось его пророчество. Роман тяжело экранизировать, но у Рэдфорда вышло пока лучше всех.

«Полицейский из Беверли-Хиллз» (Beverly Hills Cop, 1984)

Режиссёр: Мартин Брест

В ролях: Эдди Мёрфи, Джадж Рейнхолд, Джон Эштон, Лиза Эйльбахер, Ронни Кокс, Стивен Беркофф

О чём: детройтский полицейский Аксель Фоули всё время попадает в переделки. Однажды его друга убивают и следы ведут в Беверли-Хиллз, куда и отправляется сорвиголова детройтского участка, вопреки запрету начальства. Благодаря харизме, пытливому уму и способности выйти сухим из воды при любом раскладе, герой Эдди Мёрфи разворачивает в Калифорнии полномасштабное расследование с погонями и перестрелками.

1984: культовая полицейская история о парне из Детройта, порвавшая прокат, получившая два продолжения и насовсем укрепившая Эдди Мёрфи в статусе звезды и главного комика 80-х.

Необходима была безумная искра, отдушина после бесконечных фильмов о «крутых парнях» и «грязных гарри», вроде фильмов со Сталлоне (которого чуть было не взяли на роль Акселя Фоули, можете себе такое представить?!). Такой искрой стали диалоги, импровизации Эдди в фильме «48 часов» с Нолти. А спустя пару лет в фильме Бреста Мёрфи получил полноценный двухчасовой отрыв на экране, замешанный с отличным вторым планом и шикарным сценарием, да ещё все эти фразочки и уморительные сценки с Рейнхолдом и Эштоном.

Не стеснялись шутить (хорошо шутить, это важно) на острые темы в кино, вроде расизма или нетрадиционной сексуальной ориентации.

Аксель это тот герой, который нравится всем. Невозможно не восторгаться его находчивостью, хитростью и наглостью — неунывающий парень. Увы, но карьера Мёрфи уже давно летит в пропасть, а хотелось бы увидеть ещё одно продолжение.

Помните бессмертную музыкальную тему из фильма? Никакой это не Crazy Frog, само собой.

Почему: после успеха фильм Бреста многое изменилось в жанре полицейской комедии. Оказалось, что вовсе необязательно разыгрывать донельзя серьёзную историю, немного разбавляя её шутками — можно совсем наоборот. Опыт «Полицейского» использовали и развивали в дальнейшем все: от «Смертельного оружия» до «Плохих парней». Кинодеятели на Оскаре одарили картину номинацией за лучший сценарий, но самую главной наградой стала неугасающая любовь зрителей, само собой. Фильм получил целых два продолжения, о которых будет в следующих выпусках рулетки, когда придёт время.

«Гремлины» (Gremlins, 1984)

Режиссёр: Джо Данте

В ролях: Зак Гэллиган, Фиби Кейтс, Хойт Экстон

О чём: парню по имени Билли дарят загадочного зверька с тремя условиями: не мочить его, не подставлять под яркий свет и не кормить после полуночи. Естественно, все три условия нарушаются и город, в котором Билли живёт увидит настоящий ад под Рождество.

1984: вроде ужастик, а вроде и семейное кино, «Гремлины» безумно милы. Спродюсировано Спилбергом, а этот парень в откровенно плохой контент никогда бы не полез. Разумеется, фильм снискал успех и получил пару сиквелов.

Почему: там есть Могвай. Уровень мимимишности которого сравним лишь с Хатико.

Безумно милый зверёк, которого каждый хочет забрать домой — первые минут пятнадцать от фильма. Потом нужен мудрый китаец, который скажет, мол, дураки вы и заберёт зверюшку назад.

«Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» (1984)

Режиссёр: Владимир Алеников

В ролях: Егор Дружинин, Дмитрий Барков, Инга Ильм

О чём: четвероклассники Вася Петров и Петя Васечкин закадычные школьные друзья. Они отправляются в летний лагерь, но и там умудряются найти приключений: сначала их перепутали с хулиганом, поставленным на учёт в детской комнате милиции, а как стало скучно, ребята решили придумать «игру на всю жизнь». Вышла из этого своеобразная советская «сказка о Дон Кихоте».

1984: фильм-продолжение о Петрове и Васечкине, на примере которого можно рассказать детям о пионерских лагерях, например.

Почему: много песен — раз («Что ещё за Дульсинея?», «Если ты подался в рыцари, то окажешься в милиции»), хороших (!!!) шуток от школьников и над ними — два. Егор Дружинин не лысый и в «Танцах», а в кино — три. Порой очень важные и взрослые темы, фоном проходящие в фильме в потрясных музыкальных номерах — четыре.

Есть косяки, конечно, но вообще классика советского кино, все дела.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Амадей» (Amadeus, 1984)

Режиссёр: Милош Форман

В ролях: Том Халс, Ф. Мюррей Абрахам, Элизабет Берридж, Саймон Кэллоу, Джеффри Джонс

О чём: о блестящем Моцарте и его сопернике Сальери.

1984: один из главных фильмов года — 11 номинаций на «Оскар» (в том числе две — за лучшие мужские роли, Халсу и Абрахаму, Моцарту и Сальери), 8 золотых статуэток по итогам церемонии (в том числе — за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль, и вот вот тут Сальери обошел Моцарта).

Почему: один из самых ярких примеров удачного переноса театральной пьесы на киноэкран — Питер Шеффер адаптировал свою же пьесу в сценарий (и получил за это «Оскар»), а Милош Форман (тоже получивший «Оскар» как режиссер) использовал всю театральность текста крайне эффектно — и эффективно. И, конечно, фантастический актерский дуэт Халса и Абрахама — один из лучших в истории.

«Полицейская Академия» (Police Academy, 1984)

Режиссёр: Хью Уилсон

В ролях: Стив Гуттенберг, Ким Кэттролл, Бубба Смит, Донован Скотт, Майкл Уинслоу, Дэвид Граф, Джордж Гейнс

О чём: набор самых неожиданных рекрутов в полицейскую Академию приводит, конечно, к большом количеству истерически смешных ситуаций — а на что еще можно было рассчитывать?

1984: год был удачным для юмористического подхода к полиции — первую строчку сборов по итогам 1084 занял «Полицейский из Беверли-Хиллз», а «Полицейская Академия» добралась аж до шестого места. Оба фильма породили долгоиграющие франшизы — «Академия» дожила до седьмого фильма и поездки в Москву, а месяц назад было заявлено о том, что планируется новый фильм.

Почему: бездумная обаятельная комедия с удивительно актуальным месседжем о всеобщей инклюзии, и неважно, кто ты — просто шут гороховый, блондинка с впечатляющим размером груди, безумный фанат оружия или огромный афроамериканец, каждому место найдется (в данном случае — в полиции). Ну и, конечно, уморительно смешная — причем за тридцать с лишним лет с выпуска она не устарела и до сих пор смотрится отлично.

«Индиана Джонс и Храм Судьбы» (Indiana Jones and the Temple of Doom, 1984)

Режиссёр: Стивен Спилберг

В ролях: Харрисон Форд, Кейт Кэпшоу, Амриш Пури, Джонатан Ке Кван

О чём: новая глава приключений бесстрашного археолога, которого в этот раз тяжелая судьба ученого ведет от Шанхая до северной Индии.

1984: напоминание, что рейтинговая система менялась — вот можно ли сейчас поверить, что картина, где на глазах всей честной публики вырывают сердце, прибегают к пыткам и прочая, и прочая — получила рейтинг «для всех возрастов»? А еще это прекрасный пример того, как меняется восприятие зрителя и критиков: попробуйте сейчас выпустить кино, в котором белый мужчина спасает «дикарей» — скандал же будет!

Почему: вторая часть приключений доктора Генри Джонса-младшего оказалась приквелом не из-за за особой любви к именно 1935 году- - а в том числе потому, что продюсер Джордж Лукас не хотел делать злодеями опять нацистов. Так что никакого первоначально запланированного возвращения Марион Рейвенвуд — а совершенно новый набор помощников главного героя; ну и злодейские злодеи (причем такие, что в Индии не дали разрешения на съемки — сочли сценарий оскорбительным). В итоге второй фильм франшизы вышел самым мрачным и самым, наверное, сомнительным с точки зрения современного зрителя — но как его не любить с силой тысячи солнц, когда там и гонки на вагонетках, и поедание обезьяньих мозгов, и Anything Goes?


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Навсикая из долины ветров» (Kaze no tani no Naushika, 1984)

Режиссёр: Хаяо Миядзаки

Роли озвучивали (в оригинале): Суми Симамото, Махито Цудзимура, Хисако Кёда, Горо Ная, Итиро Нагаи

О чём: перед глазами зрителя предстанет мир через столетие после глобальной семилетней войны. В этом мире уцелевшие остатки человечества живут в городах-государствах, они время от времени устраивают войны друг с другом за оставшиеся ресурсы, которые не успели поглотить мутировавшие и заражённые леса. Деревья в них поражены грибами огромного размера, распространяющими в атмосферу свои ядовитые споры. У самой границы лесов уцелела Долина ветров. Её жители поклоняются Ветру, который защищает их от ядовитых спор и помогает выживать, приводя в движение лопасти бесчисленных мельниц, вырабатывающих энергию и добывающих воду из глубины земли. До поры до времени жители долины живут в гармонии с природой и не участвуют в военных конфликтах соседей.

1984: середина восьмидесятых годов была пропитана оруэлловскими мотивами антиутопическими настроениями, которые оказали влияние не только на западный кинематограф, но оставили отпечаток и в сознании великого японского аниматора Хаяо Миядзаки.

Почему: в этой анимационной ленте постапокалиптический антураж и последствия техногенной катастрофы завораживают, несмотря на свой смертоносный вид, во многом благодаря тому, что Миядзаки отводит им значительно большую роль, нежели просто среде, в которой находятся персонажи и развиваются события. Он часто показывает негативное влияние человека на среду своего обитания, при этом он вовсе не противник технического прогресса. Любовь к природе гармонично сочетается с любовью к технике, особенно авиации, а также с уважением к конструкторам, инженерам и изобретателям. Знатокам и горячим поклонникам творчества Хаяо Миядзаки хорошо известна эта черта талантливого аниматора, а тем, кто мало знаком с его работами, определённо будет интересно понаблюдать за ней.

«Терминатор» (The Terminator, 1984)

Режиссёр: Джеймс Кэмерон

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Майкл Бин, Линда Хэмилтон, Пол Уинфилд, Лэнс Хенриксен, Рик Россович

О чём: с помощью машины времени робот из 2029 года был отправлен в 1984, чтобы уничтожить Сару Коннор — мать ещё не рождённого лидера повстанцев, возглавившего в будущем восстание против машин, поработивших и уничтоживших большую часть человечества. Чтобы остановить терминатора в тот же год отправился и солдат из армии повстанцев Кайл Риз.

1984: так же как и Хаяо Миядзаки, упомянутый выше, Джеймс Кэмерон оказался под общим влиянием антиутопических настроений того времени. Но кроме ощущения этого настроения канадский режиссёр, получивший благодаря «Терминатору» мировую известность, чутко уловил огромный диапазон возможностей, что предоставляют зрелищные спецэффекты.

Почему: кроме буквального прочтения сюжета, «Терминатор», интересен и на ином уровне обобщения — несмотря на видимый счастливый финал, это в целом трагическая история, закольцованная в своей безысходности, особенно принимая во внимание дальнейшее её развитие. Зловещий антиутопический сюжет звучит как предупреждение о том, что именно в руках самого человека находится его хрупкое будущее и есть риск, его похоронить. В последующих фильмах зритель увидит, что по разным причинам, в том числе из-за учёных необременённых этическими рамками, всё равно будут созданы смертоносные машины, что устроят конец света для большей части человечества, и своими металлическими гусеницами будут ездить по костям и черепам побеждённых.