Кинорулетка: 1995

27 октября 2018

Рассказываем о фильмах 1995 года, которые стоит посмотреть или пересмотреть.

Принцип нашей кинорулетки очень прост: мы берем определенный год и рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов.

В 1995 году вышло много фильмов — хороших, плохих, настолько-плохих-что-хороших, важных для кино или просто развлекательных. Наши авторы выбрали самые любимые, интересные и актуальные для 1995 года — и рассказывают о них. И, конечно, советуют посмотреть.

Поехали!


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Джуманджи» (Jumanji, 1995)

Режиссёр: Джо Джонстон

В ролях: Робин Уильямс, Бонни Хант, Кирстен Данст, Брэдли Пирс, Джонатан Хайд, Дэвид Алан Грир, Патриша Кларксон, Малкольм Стюарт

О чём: девятилетний Алан Пэриш находит на строительной площадке странную настольную игру и предлагает своей подруге Саре сыграть вместе. Оказывается, что каждый бросок костей приводит к волшебным последствиям: Алана затягивает в дикие джунгли, но юной Саре никто не верит, и последующие годы все считают её сумасшедшей. Пока 26 лет спустя брат с сестрой Питер и Джуди не решают продолжить игру, тем самым вернув Алана в реальный мир… Теперь всем четверым предстоит столкнуться лицом к лицу со своими страхами и любой ценой закончить играть.

1995: это сейчас созданными на компьютерах реалистичными обезьянами и прочими спецэффектами мало кого удивишь, а для своего года выхода на экраны «Джуманджи» стал настоящим прорывом! Фильм получил премию «Сатурн» за лучшие спецэффекты, стал одним из первых удачных опытов в жанре фильма-квеста, и сейчас его смело можно отнести к классике семейного кино.

Почему: для поколения девяностых «Джуманджи», как мне кажется, — один из знаковых фильмов детства, который и по сей день приятно пересматривать. В нём атмосфера, в нём оригинальность, в нём приключения и юмор, а ещё тонкой нитью через всё повествование проходит тема взаимопонимания и важности поддержки.

Потрясающие актёрские работы как юного, так и взрослого поколения тоже являются большим плюсом картины. Особенно хочется выделить Робина Уильямса, чей многогранный талант позволил воплотить на экране образ ребёнка в теле взрослого: ему страшно и хочется почувствовать чью-то защиту, но при этом он сам должен оберегать других. Роль Алана Пэриша может и не является самой знаковой в карьере Уильямса, но для кого-то знакомство с его творчеством началось именно с «Джуманджи», что тоже придаёт фильму ценности. А в прошлом году вышло весьма успешное продолжение «Джуманджи: Зов джунглей», где с должным уважением подошли к первоисточнику, и новая картина смогла стать ничуть не худшим вариантом семейного приключенческого кино.

«Перед рассветом» (Before Sunrise, 1995)

Режиссёр: Ричард Линклейтер

В ролях: Итан Хоук, Жюли Дельпи

О чём: американец Джесси знакомится в поезде с француженкой Селин. У них легко завязывается беседа, и Джесси предлагает Селин сойти с поезда и провести вместе остаток дня в Вене. Утром Джесси улетит на родину в США, а Селин должна будет вернуться в Париж, ну, а пока у юных героев есть время до рассвета…

1995: в тот год «Перед рассветом» участвовал в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля, и Ричард Линклейтер даже получил Серебряного Медведя за лучшую режиссерскую работу. Фильм оказался очень близким зрителю, о чём легко расскажут кассовые сборы: картине удалось более чем в девять раз превзойти свой бюджет. К тому же в последующие 18 лет вышло два продолжения, где сюжет также строится на разговорах — подход необычный, но именно благодаря беседам героев эти фильмы навсегда оставляют след в памяти.

Почему: вся трилогия, ну и фильм «Перед рассветом» в частности, — это настоящее искусство, это совершенно особенные для кинематографа работы, каких мало. Линклейтер вообще любит ставить перед собой глобальные задачи: чего только стоит его «Отрочество». Возможно, в год выхода первого фильма окончательная идея того, как сложатся отношения Джесси и Селин, ещё не совсем оформилась у режиссёра, но та простота и искренность, с которой снят «Перед рассветом», уже дорогого стоят. Фильм-диалог, фильм-беседа, фильм-разговор, в персонажах которого так легко узнать себя и свои мысли, удивляет и ещё долго не даёт забыть о себе после просмотра. В искренности героев Итана Хоука и Жюли Дельпи не сомневаешься и секунды, актёры с душой подошли к работе над картиной, в какой-то степени подарив своим образам реальную жизнь.

«Мосты округа Мэдисон» (The Bridges of Madison County, 1995)

Режиссёр: Клинт Иствуд

В ролях: Клинт Иствуд, Мэрил Стрип

О чём: жизнь у Франчески размеренная и однообразная — забота о муже, работа на ферме, готовка, воспитание двоих детей. Но ежедневная рутина вдруг отступает: знакомство с фотографом Робертом Кинкейдом вносит новые краски в уже привычный мир. Франческа получает возможность поведать ему о своих стремлениях и мечтах, и за четыре дня они с Робертом становятся друг для друга самими близкими людьми на свете. Но отведённое им время неумолимо подходит к концу, и тогда Франческе предстоит сделать самый важный в своей жизни выбор.

1995: экранизация одноимённого романа Роберта Джеймса Уоллера вышла всего спустя три года после издания книги, и перенесение книжного материала на экраны оказалось крайне удачным. Фильм в карьере Иствуда может и не самый примечательный и награждаемый, но зато раскрывающий талант режиссёра в жанре мелодрамы, за который постановщик берётся, прямо скажем, не часто. Плюс за эту картину неподражаемая Мэрил Стрип получила свою десятую (юбилейную, так сказать!) номинацию на «Оскар».

Почему: это фильм не столько о взаимоотношениях, сколько об отношении людей с самими собой. На первом плане человек со своими чувствами, стремлениями, принципами и мечтами. Но иногда, чтобы лучше понять себя, необходимо встретить родную душу, которая разделит не только твои желания, но и будет готова провести с тобой остаток жизни. Вот только внешние обстоятельства не всегда позволяют выбрать тот путь, к которому так стремится твоя душа. И на примере героини Мэрил Стрип зритель видит, как непросто принять решение, способное навсегда изменить жизнь. Но именно развязка отношений героев добавляет картине реалистичности и некой душещипательности, благодаря чему не одно поколение зрителей смотрит этот фильм, затаив дыхание.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Четыре комнаты» (Four Rooms, 1995)

Режиссёры: Квентин Тарантино, Роберт Родригес, Эллисон Андерс, Александр Рокуэлл

В ролях: Тим Рот, Антонио Бандерас, Мадонна, Квентин Тарантино, Брюс Уиллис

О чём: четыре истории, четыре вечера Нового года. Коридорный Тэд пытается угнаться за выгодой, не накосячить и угодить постояльцам отеля. И вопрос лишь в том, что с ним произойдёт на этот раз: будет ли найден труп, завалится ли в отель компания пьяных или дети устроят пожар.

1995: четыре режиссёра и каждому по новелле, но вышло всё очень по-тарантиновски, впрочем, середина девяностых это время триумфа Квентина после «Криминального чтива», так что без фильм о приключениях Тэда нам тут было не обойтись.

Почему: невероятный сгусток энергии по имени Тим Рот, бегающий весь фильм, абсурд, комедии положений и атмосферный сандтрек.

«Схватка» (Heat, 1995)

Режиссёр: Майкл Манн

В ролях: Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Вэл Килмер

О чём: история противостояния двух лучших в своём деле людей: детектива и преступника. Ни один не готов уступить, и выиграть схватку можно лишь ценой жизни оппонента.

1995: лучший фильм Манна, молодые (сравнительно) Пачино и Де Ниро, совсем юный (ну ладно, почти) Вэл Килмер. Один из знаковых фильмов жанра криминальной драмы и девяностых в целом.

Почему: химия противостояния, которую удалось создать Де Ниро и Пачино почти прожигает экран. Их дуэт затем не раз соединяли вместе, но повторить оригинал вряд ли получится ещё раз.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Ненависть» (La Haine, 1995)

Режиссёр: Маттьё Кассовиц

В ролях: Венсан Кассель, Саид Тагмауи, Юбер Кунде

О чём: камера следит за 20 часами из жизни героев. Герои — трое молодых людей из неблагополучного предместья, еврей, магрибец и чернокожий, — шатаются по улицам, задирают полицейских, рассуждают о несправедливости судьбы, сталкиваются со скинхедами и приходят к закономерному для фильма о ненависти финалу.

1995: молодой режиссёр Кассовиц снял очень злой и очень актуальный для Франции в 95 фильм — тут нашлось место и почти невыпускаемым на экран жителям неблагополучного пригорода, и дискуссии о полиции и применении ей силы, и просто обсуждению ненависти как движущей силы нового поколения. Закономерный результат — «Сезар» за лучший фильм и каннский приз лучшему режиссёру.

Почему: фильм, познакомивший зрителей по всему миру с резким и дерзким Венсаном Касселем — почти тридцатилетний актер в фильме играл дерганого юношу, который весь фильм рассуждает о том, что хорошо бы пристрелить полицейского; носитель самой идеи ненависти, которого его друзья пытаются как-то остановить. Ненависть в фильме передана и черно-белой картинкой (такой же, как мироощущение главного героя), и резким монтажом, и постоянным контрастом между саундтреком и пулеметными очередями реплик персонажей, и даже регулярными отсылками к «Таксисту» Скорсезе.

За прошедшие 20 лет и Кассовиц из подающего надежды кинематографиста прошел путь до голливудской надежды и обратно (его история съемок «Вавилона наших дней» дсама достойна фильма), и Кассель стал одним из главных лиц европейского кино, и только парижские населенные иммигрантами пригороды такими и остались.

«Целлюлоидный шкаф» (The Celluloid Closet, 1995)

Режиссёры: Роб Эпштейн, Джеффри Фридман

Закадровый текст читает: Лили Томлин

О чём: документальный фильм о гомосексуальности на экране — от комедийных образов в кино 20-х и полном запрете на показ однополых отношений во времена кодекса Хейса в американском кино до появления первых героев, заявляющих о своей гомосексуальности. История замалчивания и домысливания, не говоря уж о использовании образа «чужого» и трагического финала для любого персонажа, заинтересованного в своем поле.

1995: эффект разорвавшейся бомбы — наверное, так можно описать эффект от картины в середине 90-х; до «Горбатой горы», одной из первых в большом кино показавшей гомосексуальные отношения не как отдельный элемент истории, но как ее сердцевину, было еще 10 лет. Фильм был показан на фестивале в Торонто в 1995 году, до телеэкрана добрался только в 1996 году, был номинирован на «Эмми», получил «Тедди» в Берлине как лучший документальный фильм и приз на «Сандэнсе».

Почему: основанный на книге Вито Руссо о гомосексуальности в американском кино фильм очень подробно останавливается на отдельных фильмах и рассказывает о трансформации образа в кинематографе; от комического к злодейскому, чтобы наконец в 70-х постепенно начать принимать черты обычные, человеческие. Истории о том, как во времена цензуры в Голливуде из фильмов вымарывались всякие упоминания о гомосексуальности персонажей (особенно странно это выглядит в экранизациях Теннесси Уильямса, от «Кошки на раскаленной крыше» до «Внезапно, прошлым летом»); о том, как старались обойти цензуру и передать что-либо без прямых слов, намеками.

«12 обезьян» (Twelve Monkeys, 1995)

Режиссёр: Терри Гиллиам

В ролях: Брюс Уиллис, Мэделин Стоу, Брэд Питт, Кристофер Пламмер, Дэвид Морс

О чём: заключенного из будущего посылают в прошлое с целью найти смертельный вирус, который за сорок лет до того привел цивилизацию на грань исчезновения.

1995: мрачный нео-нуар Гиллиама был снят за сравнительно небольшие для голливудской фантастики деньги (меньше 30 миллионов), собрал в пять раз больше и стал одним из главных фантастических фильмов конца века. Без «12 обезьян» и их эстетики не было бы, скажем, «Темного города» — лучшего фантастического фильма 90-х.

Почему: мрачное, готически-нуарное будущее Гиллиама может быть не совсем логичным, но настолько умирающе-красивым, что оторваться от него невозможно. Картина Гиллиама — вторая из его антиутопий, после «Бразилии» и за почти двадцать лет до «Теоремы Зеро», — рисует мир будущего не самым радостным местом (и это я еще очень мягко говорю), но и настоящее — не тем, что стоит спасать.

Ну и Брэд Питт, которого за год до фильма публика узнала как типичного голливудского красавчика — в «Легендах осени» и «Интервью с вампиром» — тут кажется совершено неузнаваемым, и видимо резкий контраст в предыдущими ролями также помог получить ему номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Он проиграл — Кевину Спейси из «Обычных подозреваемых».


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Андеграунд» (Underground, 1995)

Режиссёр: Эмир Кустурица

В ролях: Мики Манойлович, Лазарь Листовски, Миряна Йокович, Славко Штимац

О чём: Во время Второй мировой войны несколько сербских семей прячутся в бункер. Идут годы, никто не говорит им, что война закончилась, они продолжают жить так, будто ничего не произошло, и исправно поставляют на поверхность оружие. Оружие — во все времена крайне полезная штука.

1995: «Андеграунд» стал лучшим фильмом Каннского кинофестиваля в 1995 году. Ничего более сильного, личного и точного Эмир Кустурица впоследствии так и не снял.

Почему: Несмотря на свойственную режиссёру эксцентричность и огромное количество символов и подтекстов, фильм продолжительностью почти три часа смотрится очень легко. Его можно понимать и как антивоенное высказывание, и как антитоталитарное. Маленькое закрытое государство представляется как подпольная фабрика по производству оружия, работники которой понятия не имеют о том, что происходит во внешнем мире, и совершенно не готовы к обычной жизни. Кустурице невероятно их жаль, как жаль и свою страну, на протяжении всего двадцатого века попадавшую из передряги в передрягу. При этом, ему удается сделать «Андеграунд» еще и на редкость жизнелюбивым, несмотря на трагический финал. Да и как можно грустить под такую шикарную музыку.

«Добро пожаловать в кукольный дом» (Welcome to the Dollhouse, 1995)

Режиссёр: Тодд Солондз

В ролях: Хизер Матараццо, Брендан Секстон III, Виктория Дэвис, Кристина Брукато

О чём: В жизни Дон Уинер всё идёт наперекосяк: одноклассники называют её таксой, родители куда больше сосредоточены на младшей сестре, а первая любовь не воспринимает серьезно. Хулиган из соседнего класса грозит изнасилованием, но вот это не так плохо — какое-никакое, но внимание.

1995: В девяностые годы американский независимый кинематограф был на подъеме, и интересные новые режиссёры появлялись с завидной регулярностью. В 1995 Гран-при фестиваля «Сандэнс» выиграл Тодд Солондз с одной из самых необычных историй взросления.

Почему: Лучшее, что сделал Тодд Солондз за свою двадцатилетнюю карьеру — это Дон Уинер. После ее появления многие зажатые девочки-подростки поняли, что про них тоже снимают фильмы, при этом практически ничего не приукрашивая. «Добро пожаловать в кукольный дом» — еще и самый мягкий и доступный фильм режиссёра, где практически нет его фирменного цинизма и депрессивности. Солондз неоднократно возвращался к своей героине (последний раз два года назад, когда её роль играла Грета Гервиг), но настолько же хорошо рассказать её историю у него уже не получалось.

«Умереть во имя / Умереть за / За что стоит умереть / Смертельный соблазн» (To Die For, 1995)

Режиссёр: Гас Ван Сент

В ролях: Николь Кидман, Мэтт Диллон, Хоакин Феникс, Кейси Аффлек, Илиана Даглас

О чём: Сьюзен Стоун хочет всего ничего — быть самой лучшей. Успешного брака для этого оказывается недостаточно, поэтому её следующей целью становится место ведущей прогноза погоды. Для этого нужно будет проявить чудеса манипуляции, переступить через труп супруга и самой нарваться на серьёзные проблемы, но пять минут славы того стоят.

1995: В 1995 году Гас Ван Сент привез на Каннский кинофестиваль экранизацию достаточно нашумевшего романа Джойс Мэйнард. В фильмографии режиссёра этот фильм занимает не самое значительное место, но в истории американского кино — вполне себе заметное.

Почему: Главная женская роль, на которую претендовали Мэг Райан и Джоди Фостер, досталась Николь Кидман, которая на тот момент могла похвастаться только ролями второго плана и удачным браком. У Ван Сента она сыграла одну из лучших ролей в своей карьере, после которой её довольно быстро начали воспринимать серьезно. Сложно сказать, смогла бы другая актриса быть настолько же привлекательной и жуткой одновременно, и удалось бы ей поднять просто неплохой криминальный триллер до уровня хорошего. Здесь же одни из своих первых заметных ролей сыграли Хоакин Феникс и Кейси Аффлек. На печатной машинке, купленной на гонорар, был набран сценарий «Умницы Уилла Хантинга». Ещё через несколько лет был «Джерри». И если подумать, то ничего этого не было бы без «Умереть во имя».


Выбор Валентины Ивашовой
Валентина Ивашова

«Майор Пэйн» (Major Payne, 1995)

Режиссёр: Ник Касл

В ролях: Дэймон Уайанс, Скотт Бигелоу, Йода Блэйр, Орландо Браун, Пейтон Чессон-Фол, Стивен Коулмэн, Майкл Айронсайд

О чём: Майор Пэйн отличный солдат, любящий войну, но так как ему отказали в повышении — приходится начинать жить жизнью обычного гражданина. С силами правопорядка у него не складывается, так как он привык решать проблемы радикально, в конце концов его пристраивают в детское учебное заведение инструктором по военной подготовке. Юные кадеты не готовы к такому инструктору, а майор Пэйн с трудом привыкает к новой жизни.

1995: Это хорошая комедия с запоминающимися героями. Фильм не получил высокой оценки у критиков, но зрителям полюбился.

Почему: Несмотря на то, что это комедия, фильм по сути о человеке с ПТСР. О человеке, которому сложно жить вне войны, он не понимает, как существовать в обычном мире, не умеет взаимодействовать с ним. Но также фильм о том, что нет такой проблемы, которую нельзя решить, приложив усилия, внимание и любовь. Это немного наивно, но здесь срабатывает. И в результате майор Пейн находит свое место в мире. А еще это отличная комедия, которую в свое время растащили на цитаты.

«Шоугелз» (Showgirls, 1995)

Режиссёр: Пол Верховен

В ролях: Элизабет Беркли, Кайл МакЛоклен, Джина Гершон, Гленн Пламмер, Роберт Дави, Алан Рачинс

О чём: Молодая и напористая танцовщица Номи приезжает в Лас-Вегас, что бы добиться успеха в мире шоу-бизнеса. В какой-то момент она вытягивает, как ей кажется, счастливый билет: её замечают, она попадает в звездное шоу, но за кулисами блестящей жизни таятся ловушки, которые могут сломать человека навсегда.

1995: Противоречивый фильм великого Пола Верховена. С одной стороны, критики безжалостно раскритиковали картину за количество обнаженного тела и использование ненормативной лексики, «Шоугелз» получил 7 наград «Золотая малина». А с другой стороны — фильм стал культовым.

Почему: «Шоугелз» — это праздник для глаз, потрясающая картинка, динамичный сюжет, красивые тела и экспрессия танца. Фильм о неприглядной изнанке успеха, возможно не только в шоу-бизнесе. Аналогии можно провести и с политикой, и бизнесом, и многим другим. О том, что люди, которые взбираются на вершину шаг за шагом, теряют себя, они готовы на подлость, шантаж, насилие.