Кинорулетка: 1976

2 ноября 2018

Рассказываем о фильмах 1976 года, которые стоит посмотреть или пересмотреть.

Принцип нашей кинорулетки очень прост: мы берем определенный год и рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. Мы стараемся взять знаковые для года картины — и не идти по совсем уж очевидным названиям; впрочем, иногда это не получается (скажем, как рассказать о 1976 году, не упомянув «Рокки»?).

Поехали!


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Игрушка» (Le Jouet, 1976)

Режиссёр: Франсис Вебер

В ролях: Пьер Ришар, Мишель Буке, Фабрис Греко, Жак Франсуа, Шарль Жерар

О чём: Франсуа Перрен — журналист, которому наконец-то удается получить работу в газете, принадлежащей миллионеру Пьеру Рамбалю-Коше. В результате нелепой ситуации избалованный сын миллионера Эрик просит отца «купить» ему Франсуа в качестве личной игрушки…

1976: дебют французского комедиографа Франсиса Вебера получил три номинации на национальную кинопремию «Сезар», место в тридцатке самых кассовых фильмов года во Франции (среди французских картин — место в десятке) и вечное место в списке популярнейших французских комедий на советском телевидении в течение нескольких десятилетий.

Почему: Пьера Ришара у нас в стране любят давно. Как началась эта любовь еще с «Высокого блондина в черном ботинке», так и продолжалась сквозь года. А его вечный герой Франсуа Перрен был словно олицетворением изящного французского кинематографа, придя на смену слегка карикатурному жандарму Луи Де Фюнеса. Но если пикантные похождения высокого блондина не до конца были близки юным поклонникам артиста, то трогательная история дружбы мальчика и журналиста в «Игрушке» сорвала банк у зрителей всех возрастов.

Поначалу Эрик кажется обычным папенькиным сынком, избалованным и несимпатичным, но как только Франсуа удается наладить с ним контакт, он понимает, что проблем то у парня хватает, даже несмотря на его абсолютную финансовую обеспеченность. Фильм учит нас, что деньги — это далеко не самое главное в жизни и многие вещи за них купить невозможно. «Игрушка» — довольно смешное кино, в котором то и дело проскакивает грустная нотка, и этим оно выгодно отличается от многих других французских комедий тех времен. Ну, а музыкальная тема из фильма до сих пор начинает играть в голове, как только ты вспоминаешь про него. Настоящий привет из детства!

«Телесеть» (Network, 1976)

Режиссёр: Сидни Люмет

В ролях: Фэй Данауэй, Уильям Холден, Питер Финч, Роберт Дюваль, Уэсли Эдди, Нед Битти

О чём: Бессменный ведущий новостей на телеканале UBS Говард Бил выдает в прямом эфире нервный срыв и угрожает самоубийством. Внезапно эта выходка делает его мегапопулярным среди зрителей и рейтинги шоу растут как на дрожжах. Руководство пытается выжать из этой ситуации максимум…

1976: 10 номинаций на «Оскар» и 4 победы — в том числе первый в истории посмертный актерский «Оскар» Питеру Финчу.

Почему: Несомненная классика о закулисье телевизионного бизнеса, участник списка «100 величайших американских фильмов» Американского института киноискусства.

Сидни Люмет — великий режиссер, обладатель главных наград в мире кинематографа, автор «Собачьего полдня», «12 разгневанных мужчин» и еще десятков картин. Если бы из них делали топ, то «Телесеть» стояла бы в этом списке на одном из первых мест. Что это за фильм? Интересное исследование обратной стороны телевидения, один из первых фильмов о том, что ради рейтингов большие боссы (и просто хитрые дельцы) готовы пойти на все. Прекрасные актерские работы Уильяма Холдена и Питера Финча (который, к сожалению, скончался вскоре после съемок фильма). Ну и еще молодая Фэй Данауэй — грациозная львица, для которой нет преград по жизни.

А еще одна из самых знаменитейших фраз в истории кино: «Я зол, как черт, и больше не собираюсь это терпеть!», которая была многократно повторена одним из героев, а затем ее подхватывают люди — простые зрители. Шоу-бизнес — жестокая штука, которая может принести как славу, так и погибель — вот о чем этот фильм. Если вы его еще не видели — то нет причин, чтобы не ознакомиться с этим, без преувеличения, знаковым произведением.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Звезда родилась» (A Star is Born, 1976)

Режиссёр: Фрэнк Пирсон

В ролях: Барбра Стрейзанд, Крис Кристофферсон, Гэри Бьюзи, Оливер Кларк

О чём: О том, что, даже если ты дурнушка с большим носом, всегда найдется тот, кто просто хочет еще раз посмотреть на тебя.

1976: В декабре 1976 года на экраны вышел второй ремейк голливудского фильма 1937 года, и первый, где главные герои были не актёрами, а музыкантами. Барбре Стрейзанд так было проще, к тому же, историю получилось перенести практически безболезненно. Фильм получил несколько номинаций на «Оскар», из которых победил только в одной — «Лучшая песня».

Почему: Эта несложная, но очень приятная мелодрама, каждая из версий которой хороша по-своему, сильно выиграла от тех изменений, которые привнесла в неё Стрейзанд. То, что герои стали музыкантами, позволило включить не характерные для мюзиклов номера (как в предыдущем фильме с Джуди Гарленд), а качественные эстрадные песни, из которых выделяется не только оскароносная «Evergreen». Сильно завышать ожидания не стоит, так как фильм не ставит перед собой больших задач, оставаясь приятной красивой и грустной историей. Также немаловажно заметить, что именно от этой версии в наибольшей мере отталкивается фильм с Брэдли Купером и Леди Гагой в главных ролях. Бабс уже одобрила.

«Карманные деньги» (L’Argent de Poche, 1976)

Режиссёр: Франсуа Трюффо

В ролях: Жорж Демусо, Виржини Тевене, Филипп Голдманн, Клаудио Де Люка, Франк Де Люка

О чём: О Патрике, Лидии, Жюльене, Сильви, малыше Грегори и других обычных ребятах, живущих в обычном французском городке.

1976: Эмоционально вымотавшись после фильма, посвященного тяжёлой судьбе Адели Гюго, Франсуа Трюффо снял детский фильм. В итоге и сам отдохнул, и дети повеселились, и фильм хороший получился. Даже приз на Берлинском кинофестивале 1976 года получил.

Почему: Трюффо — один из самых разнообразных режиссёров, которому удавалось буквально всё. В его карьере был только один полностью детский фильм («400 ударов» и «Дикое дитя» всё же в полной мере нельзя отнести к этому жанру), и по мягкости, искренности и узнаваемости ситуаций он смог стать одним из лучших в жанре. Никто из молодых актёров и актрис (а их здесь очень много, и самому молодому от силы два) не фальшивит, и совершенно комфортно чувствует себя в кадре. Благодаря этому, «Карманные деньги» будут и интересны и детям, которым очень легко узнать в героях или себя, или своих знакомых, так и взрослым, которым очень легко вспомнить подобные истории из своего собственного детства.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Вся президентская рать» (All the President's Men, 1976)

Режиссёр: Алан Пакула

В ролях: Дастин Хоффман, Роберт Редфорд, Джек Уорден, Мартин Болсам, Хэл Холбрук, Джейсон Робардс

О чём: о том, что крутые журналисты из «Вашингтон Пост» смогли Уотергейтский скандал раскрутить и привести к логическом завершению, а вот вся королевская конница и вся президентская рать не смогли это остановить.

1976: снятая по свежим следам экранизация документальной книги Боба Вудварда и Карла Бернштейна картина вошла в пятерку самых кассовых фильмов года, собрала 8 номинаций на «Оскар» (из которых выиграла в четырех) и стала одним из образчиков фильмов про работу журналистов.

Почему: фильм состоялся благодаря Роберту Редфорду — это он купил права на книгу Вудварда и Бернштейна и нанял Уильяма Голдмана для написания сценария (позже за сценарий Голдман получит «Оскар»). Он же участвовал в подборе актеров — первым выбором на роль Бернштейна был Аль Пачино, но в итоге его сыграл Хоффман.

Режиссер Алан Пакула хотел добиться максимальной аутентичности происходящего — и, когда съемки не удалось провести в самом «Посте», была построена идентичная настоящей декорация ньюсрума — вплоть до поисков таких же столов и напольного покрытия. Редфорд и Хоффман ходили в «Пост», чтобы проникнуться атмосферой, и наблюдали за повседневной работой журналистов. И именно это внимание ко всем деталям позволяет фильму не только стать максимально близкой реконструкцией реальности, но и смотреть его сорок лет спустя с тем же эффектом погружения в эпоху, как его смотрели в 1976 году.

«Рокки» (Rocky, 1976)

Режиссёр: Джон Дж. Эвилдсен

В ролях: Сильвестр Сталлоне, Талия Шайр, Карл Узерс, Берт Янг, Бёрджесс Мередит

О чём: о том, что иногда и неудачник может подняться над обстоятельствами, а терпенье и труд все перетрут.

1976: как и во всякой истории о добивающейся успеха неудачника, у «Рокки» не могло не быть счастливого финала в киноистории — фильм не только стал кассовым лидером года в США, но и обошел на «Оскарах» всех конкурентов, включая «Таксиста», «Всю президентскую рать» и «Телесеть», и взял-таки главный приз.

Почему: всем известная история о том, как нищий Сталлоне написал сценарий «Рокки» и продал его с условием исполнения главной роли, стала образцом истории успеха в Голливуде, в чем-то забавно отражая сюжетную канву фильма. История Рокки стала нарицательной (вплоть до установки персонажу памятника в его родной Филадельфии), а сама структура сюжета разошлась на клише, отражаясь так или иначе в большинстве спортивных фильмов за последние сорок лет.

Почему еще? Потому что тут есть настоящая история с большим сердцем, сделанная не по шаблону (шаблонной она станет позже); есть блестящие актерские работы; есть ни с чем не сравнимое ощущение победы в невероятных обстоятельствах.

И, конечно, есть тема фильма — Gonna Fly Now Билла Конти.