В поисках утраченного юмора: четыре новые французские комедии

11 ноября 2018

Наш спецкорр из Франции рассказывает о комедийных новинках французского проката.

Для российского зрителя, выросшего еще в эпоху Советского Союза, западное кино было немного в диковинку. Хотя сказать, что его не было, тоже нельзя: просто оно было разграничено по жанрам и преподносено именно таким образом. Американское кино — признанные шедевры, итальянское кино — Феллини, а французскому кино были отведены дна жанра: либо это были фильмы с Делоном или Бельмондо, либо — комедии. Поэтому все привыкли к Пьеру Ришару и Луи де Фюнесу, и в каком-то смысле ожидает от французского кинематографа продолжения юмористического банкета. Вот и сейчас мы попытаемся рассказать о них соскучившемуся зрителю.

«Игра» (Le Jeu)

Режиссёр: Фред Кавайе

Два года назад итальянский режиссер Паоло Дженовезе представил свой новый фильм «Идеальные незнакомцы»: семь лучших друзей со стажем встречаются на ужин, кладут на стол телефоны и соглашаются прилюдно отвечать на все звонки и сообщения, которые поступят во время трапезы. Результатом реализации этой довольно простой и своевременной идеи получился редкий шедевр, тонко смешивающий социально-проблемные вопросы общества с хорошим теплым застольем. Фильм получился настолько успешным, что продюсеры разных стран как коршуны слетелись на итальянца, и по всему миру начали появляться ремейки этого прекрасного фильма.

«Игра» французского режиссера Кавайе является не первым ремейком, который успел выйти на экраны (испанцы были быстрее), и уже во время просмотра фильма становится очевидным то, что фильм неизменно разделит зрителей на тех, кто видел итальянский оригинал, и тех, кто его не видел. Для тех, кто видел фильм Дженовезе, «Игра» — довольно ненужный буквальный пересказ знакомой истории, который повторяет все сюжетные линии, повороты, сюрпризы, проблемы, и, несмотря на прекрасные актерские работы, не приносит абсолютно ничего нового. Даже те немногие изменения, которые были внесены во французской версии, делает фильм немного беззубым в сравнении с итальянским оригиналом.

Для тех, кто смотрит эту историю в первый раз, «Игра» — увлекательный фильм-ловушка, в котором дружба и любовь проверяются на прочность, и часть нашего социума показывается с помощью кривого зеркала — умно, забавно, занимательно и стильно. Без сомнения, каждый зритель сможет найти частичку себя хотя бы в одном из персонажей. А это самое главное — особенно для самого сложного жанра.

Нас же ждет российский ремейк картины — с «Квартетом И» и Марией Мироновой.

«Первый Год» (Première année)

Режиссёр: Томас Лилти

Томас Лилти — человек с довольно интересной историей. Еще в детстве он интересовался кино и хотел стать режиссером, но судьба решила иначе, и он закончил медфак, стал врачом и на несколько лет отложил свою карьеру в кинематографе. Благодаря этому неудивительно, что все его фильмы так или иначе связаны с медициной — от очень успешного «Гиппократа» до не менее успешного «Первого Года». Примечательно, что в главной роли обоих фильмов снялся Венсан Лакост.

Бенжамин Ситбон (Уильям Лебхил) — студент первого курса очень престижного медицинского факультета с невероятно сложным отбором. Его отец — успешный хирург, а сам он идет в медицину скорее по инерции, или просто, чтобы завоевать уважение отца. В первый же день Бенжамин знакомится c Антуаном (Венсан Лакост), который уже в третий раз повторяет первый год, одержимый идеей когда-нибудь стать врачом. Бенжамин, в отличии от Антуана, силен в науках, а у Антуана уже богатый опыт учебы, и они решают, что их знания дополняют друг друга, что и становится основой их дружбы.

На протяжении всего фильма Антуан и Бенжанин учатся, говорят о том, как лучше учиться и сдают разные пробные и реальные экзамены. В результате, только одному из них удастся пробиться на следующий этап. По просмотру фильма создается впечатление, что автор просто хотел показать, насколько сложно учиться стать врачом, хотя для русского зрителя, мне кажется, хватило бы одной фразы Суворова: «Тяжело в учении, легко в бою».

«Непотопляемые» (Le Grand Bain)

Режиссёр: Жиль Леллуш

«Непотопляемые» — первый снятый полностью самостоятельно полнометражный фильм известного и популярного французского актёра Жиля Леллуша и вообще его первый режиссерский опыт за последние семь лет, после картины «Право «на лево» с уже оскароносным Жаном Дюжарденом. Фильм рассказывает историю семи мужчин среднего возраста, которые преодолевают одноименный кризис самым неожиданным образом — они создают команду по мужскому синхронному плаванию и вместе готовятся к чемпионату мира в Норвегии.

В «Непотопляемых» Жиль Леллуш умудрился собрать чуть ли не всех звезд (мужского пола) французского кинематографа, и лучшие моменты фильма — когда они все вместе пытаются быть одной командой. Проблема фильма заключается в том, что так или иначе все персонажи вызывают не симпатию, а жалость, из-за чего фильм страдает и притормаживает.

Во второй половине фильма действие ускоряется за счет новой общей цели — чемпионата мира — и нового тренера, бывшей чемпионки по синхронному плаванию в инвалидном кресле, которая больше напоминает сержанта из «Цельнометаллической оболочки» Кубрика, чем бывшую спортсменку. Именно общая цель заставляет каждого из спортсменов наконец преобразиться и совладать со своими проблемами. Именно «цель» поможет им преодолеть кризис среднего возраста.

«На свободе!» (En Liberté!)

Режиссёр: Пьер Сальвадори

Новый фильм Пьера Сальвадори рассказывает простую историю: Ивон (Адель Энель) — вдова героя-полицейского, которая постоянно рассказывает их малолетнему сыну истории про геройские поступки отца. В день открытия комичного памятника ее ушедшему мужу Ивон случайно узнает, что тот был совсем не героем, а простым жуликом, который в частности отправил за решетку совершенно ни в чем невиновного работника ювелирного магазина Антуана.

Антуан отсидел восемь лет, и уже через две недели выйдет на свободу, и это единственное, что останавливает Ивон от того, чтобы рассказать миру правду. Тем не менее, она чувствует себя виновной, и, как только Антуан выходит на свободу, начинает оберегать его от его собственных глупостей. А глупостей много — отсидев ни за что восемь лет, Антуан остался в плену постигшей его несправедливости, и теперь делает все, чтобы хоть в чем-то быть виноватым.

История обретает еще больше красок за счет прекрасной Одри Тату в роли убитой радостью девушки Антуана и Дамиена Боннара в роли влюбленного в Ивон бывшего подчиненного ее мужа-жулика. В результате мы получаем веселую, неожиданную, непредсказуемую анти-сказку, в который невинные люди должны хотя бы на пять минут оказаться виновными, для того, чтобы наконец оказаться на свободе.