Кинорулетка: 2012

16 ноября 2018

Рассказываем о фильмах 2012 года, которые наши авторы советуют посмотреть или пересмотреть.

Принцип нашей кинорулетки очень прост: мы берем определенный год и рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. Путешествуем мы по всей истории кино — в этом году нас занесло в относительно недавний 2012 год. Мы стараемся взять знаковые для года картины — и не идти по совсем уж очевидным названиям; впрочем, иногда это не получается — что за 2012 год без «Мстителей»?

Поехали!


Выбор Валентины Ивашовой
Валентина Ивашова

«Белоснежка: Месть гномов» (Mirror Mirror, 2012)

Режиссёр: Тарсем Сингх

В ролях: Джулия Робертс, Лили Коллинз, Арми Хаммер, Нэйтан Лейн, Джордан Прентис, Марк Повинелли, Джо Гнофо, Дэнни Вудберн, Себастьян Сарасено

О чём: Злая Королева после смерти мужа правит королевством, скучает, испытывает финансовые трудности. И вот удачно подвернулся Прекрасный принц из богатой страны, но на пути встает прекрасная юная падчерица. Что ж, поручим первому министру отвести Белоснежку в лес и там убить. Но можно ли такое ответственное дело поручать подчиненным?

2012: Этот год был урожайным на новый взгляд на историю Белоснежки, той же весной вышла еще одна экранизация. И обе были номинированы на Оскар за лучшие костюмы, но статуэтку в тот год взяла «Анна Каренина». Прелесть фильма «Белоснежка: Месть гномов» в том, что он открыл для многих зрителей Лили Коллинз и Арми Хаммера.

Почему: Очаровательная сказка про коварство, колдовство, отвагу и любовь. Бесподобная Джулия Робертс в роли Злой Королевы, сногсшибательные костюмы. Кроме того, в с детства знакомый сюжет добавлены новые детали, способные удивить и совершенно по-другому раскрыть характер персонажей. И замечательный дуэт Лили Коллинз и Арми Хаммера

«Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (Abraham Lincoln: Vampire Hunter, 2012)

Режиссёр: Тимур Бекмамбетов

В ролях: Бенджамин Уокер, Доминик Купер, Энтони Маки, Мэри Элизабет Уинстэд, Руфус Сьюэлл, Мартон Чокаш, Джимми Симпсон

О чём: Когда Авраам Линкольн был маленьким, вампир убил его мать. И мальчик поклялся отомстить. При попытке убить обидчика уже взрослый Линкольн едва не погибает. Его спасает случайный собеседник из бара, который и научит его быть настоящим охотником на вампиров.

2012: Работа над фильмом началась в 2010 году с покупки прав на книгу, в 2012 году фильм вышел в прокат. Это не первая картина российского кинорежиссёра Тимура Бекмамбетова, выпущенная в Голливуде, но от этого не менее приятная. Этот фильм получил награду российской международной кинопремии в жанре ужасов «Капля» в номинации «Лучший российский фильм ужасов» в 2012 году.

Почему: Будущий президент США лихо размахивает топором и успешно убивает вампиров, динамичный сюжет, отличные спецэффекты и прекрасный дуэт героев-антагонистов Доминика Купера и Руфуса Сьюэлла. А еще возможность узнать, почему, по версии авторов фильма, случилась война Севера и Юга, и только ли отмена рабовладения была тому причиной.

«Мстители» (The Avengers, 2012)

Режиссёр: Джосс Уидон

В ролях: Роберт Дауни мл., Крис Эванс, Марк Руффало, Крис Хемсворт, Скарлетт Йоханссон, Джереми Реннер, Том Хиддлстон, Сэмюэл Л. Джексон, Кларк Грегг.

О чём: Злокозненный Локки приводит на Землю захватчиков, а Нику Фьюри и организации Щ.И.Т., несмотря на прилагаемые усилия, не удается предотвратить вторжение. Тогда супергерои — Железный Человек, Капитан Америка, Тор, Невероятный Халк, Соколиный глаз и Чёрная Вдова, — встают на защиту нашего мира.

2012: Фанаты ждали этого фильма 6 лет, фильм собрал множество наград и был номинирован на самые престижные премии, в том числе и на «Оскар» за спецэффекты. Правда, здесь он уступил фильму «Жизнь Пи». Фильм стал чемпионом по кассовым сборам в 2012 году.

Почему: Столько супергероев в одном фильме — это уже само себе событие, плюс снято это все Джоссом Уидоном, которому в кои-то веки позволили развернуться. Замечательный букет актеров, внятный стройный сюжет, уместные вкрапления юмора и отличные спецэффекты.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Самый пьяный округ в мире» (Lawless, 2012)

В ролях: Том Харди, Шайа ЛаБаф, Джейсон Кларк, Джессика Честейн, Гай Пирс, Миа Васиковска, Дэйн ДеХаан, Гари Олдман

О чём: три брата занимаются бутлегерством во времена сухого закона. Бондуранты не лезут в неприятности, но и отпор могут дать, а что важнее всего — их виски лучший в округе. И всё бы ничего, да младший братец слишком амбициозен… А дальше мафия, Гэри Олдман, короче, классика.

2012: собрать такой ансамбль шесть лет назад и не рассчитывать на успех? Смешно даже. Фильм отметился показом в Каннах, но вот дальше не пошло, зато это один из любимых зрительских фильмов и вы наверняка догадываетесь почему…

Почему: часть редакции уже давно в своеобразном «клубе Тома Харди», и поводов вспомнить его молчуна из Lawless, о котором мы писали не раз, нам не надо совершенно. Очень крутое кино про бутлегеров, да вдобавок и с ведущими актёрами, что ещё желать в вечер выходного дня?

«Мой парень — псих» (Silver Linings Playbook, 2012)

Режиссёр: Дэвид О. Расселл

В ролях: Брэдли Купер, Дженнифер Лоуренс, Роберт Де Ниро

О чём: Пэт вернулся домой после длительной терапии и планирует наладить отношения с женой, но тут в его жизнь врывается фурия-вдова Тиффани, у которой с ним гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд, ведь у обоих кукуха немного не на месте…

2012: год, который прославил на весь мир Дженнифер Лоуренс, фильм, который принёс её вторую номинацию на премию «Оскар», ну и саму статуэтку заодно. Многообещающая, эксцентричная и выглядит, будто девочка из соседнего двора… Эх, были же времена!

Почему: очень трогательная история о преодолении тараканов своих и чужих, чтобы в конце концов обрести счастье. Ну, не без сказки, конечно, но милота, глаза Купера и щёки Дженнифер делают своё дело неумолимо и зритель тает, как мороженое в июле.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Заполнить пустоту» (Lemale et Ha’Halal, 2012)

Режиссёр: Рама Бурштейн

В ролях: Хадас Ярон, Иифтах Кляйн, Ирит Шелег, Шайим Шарир

О чём: О том, что в основе хорошей крепкой семьи может быть даже желание заполнить пустоту после смерти близкого человека. Нежелание мамы расставаться с любимым внуком тоже может неслабо повлиять.

2012: Дебютный фильм Рамы Бурштейн вошёл в историю кино благодаря тому, что сыгравшая в нем Хадас Ярон стала первой актрисой из Израиля, получившей кубок Вольпи Венецианского фестиваля за лучшую женскую роль.

Почему: Во-первых, Хадас Ярон действительно очень талантливая девочка, которая замечательно справляется со своей непростой ролью и вытягивает на себе весь фильм. Во-вторых, Бурштейн, принявшая иудаизм в зрелом возрасте, немало времени и места уделяет религиозной теме, но даже не думает критиковать сложившиеся устои. Проблемы девочки, по её мнению — исключительно в голове девочки, ибо негоже морочить голову хорошему достойному парню, пусть он даже и был мужем твоей умершей сестры. Ортодоксальная церковь показывается с исключительно положительной стороны, есть даже ребе, который отвлекается от очень важного дела ради того, чтобы помочь одинокой старушке выбрать плиту. Этот редкий ракурс выделяет фильм на фоне остальной ежегодной фестивальной продукции, и немного жаль, что Бурштейн больше не снимает. Видимо, детьми занимается.

«Охота» (Jagten, 2012)

Режиссёр: Томас Винтерберг

В ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Анника Веддеркопп, Лассе Фогельстрём

О чём: О том, во что может превратить обычного человека общественное мнение.

2012: Приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль, полученный Мадсом Миккельсеном, окончательно закрепил за актёром статус одного из лучших в европейском кино. До «Ганнибала» оставалось совсем немного.

Почему: Миккельсен, передающий состояние своего персонажа с пугающей достоверностью — главная причина для просмотра и пересмотра, но нельзя забывать и о том, насколько аккуратно Винтерберг раскрывает очень сложную и неоднозначную тематику. «Охота» очень быстро перестаёт быть фильмом о педофилии или предположительной педофилии, становясь фильмом о травле, которую можно организовать по любому поводу. Результат практически всегда один — человек сломан. Вместо того, чтобы искать виноватых, режиссёр пытается понять, стоит ли оно того.

«Операция „Арго“» (Argo, 2012)

Режиссёр: Бен Аффлек

В ролях: Бен Аффлек, Брайан Крэнстон, Алан Аркин, Джон Гудман

О чём: О том, какое влияние на обычных иранских революционеров может иметь великая сила киноискусства.

2012: Лучший фильм 2012 года по мнению Киноакадемии (а вот и видео вручения) стал наиболее ярким примером того, что для победы на «Оскарах» самое главное — получить награды гильдий. Отсутствие номинации на режиссуру никакой роли не играет. Осадочек, тем не менее, остался.

Почему: Причесав историю ровно настолько, насколько это необходимо, Аффлек снял практически идеальное зрительское кино, хорошо написанное, сыгранное и снятое, при этом до конца держащее в напряжении. Критиковать его совершенно не хочется, да и, честно говоря, не за что. К тому же, это последний на данный момент по-настоящему сильный политический триллер, из тех, которые много снимали в семидесятые, а сейчас немного подзабыли. Бенджи, трезвей, мы ждём.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Облачный атлас» (Cloud Atlas, 2012)

Режиссёры: Лана Вачовски, Том Тыквер, Энди Вачовски

В ролях: Том Хэнкс, Холли Берри, Джим Бродбент, Джим Стёрджесс, Бен Уишоу, Хьюго Уивинг, Пэ Ду-на, Хью Грант, Сьюзен Сарандон.

О чём: Удивительным образом переплетаясь, перед глазами зрителя разворачивается мозаика из шести разножанровых историй. Первая в форме приключенческого романа рассказывает о путешествии в 1849 году адвоката Адама Юинга (Джим Стёрджесс) по Тихому океану, во время которого он спас чернокожего раба и чуть не погиб сам.

Из музыкального байопика зритель узнает о молодом композиторе Роберте Фробишере (Бен Уишоу), устроившегося в 30-е гг. XX века в секретари к пожилому композитору Вивиану Эйрсу (Джим Бродбент), чтобы написать гениальное музыкальное творение — секстет «Облачный Атлас».

Затем в политическом триллере, действие которого разворачивается в 1973 году, журналистка Луиза Рей (Холли Берри) расследует чудовищный заговор, устроенный нефтяным медиа-магнатом (Хью Грант) в Сан-Франциско.

В лучших традициях историй о побеге из тюрьмы новелла, стилизованная под английскую комедию, отразит побег из дома престарелых и прочие мытарства лондонского издателя Тимоти Кавендиша (Джим Бродбент), приключившиеся с ним в 2012 году.

А научно-фантастическая сага о судьбе фабриката Сонми-451 (Пэ Ду-на) поведает нравах корейского тоталитарного общества 2144 года.

Рамкой для этих историй служит действие, разворачивающееся в далеком пост-апокалиптическом 2321 году, когда выжившие остатки человечества, утратив достижения высоких технологий, вернулись в почти первобытное состояние.

Каждая история неразрывно связана с другими — в 1936 г. Фробишер читает дневник Адама Юинга, а в эпизоде, происходящем в 1973 году, к Луизе Рей попадают письма самого Фробишера его любовнику Сиксмиту. В музыкальном магазине она слышит «Облачный атлас» Фробишера, и он кажется ей поразительно знакомым. Тимоти Кавендиш читает присланную ему рукопись триллера о расследовании Луизы Рей, а по его собственной истории снят фильм, кусочек которого в 2144 смотрит Сонми-451. В далеком постапокалиптическом будущем люди поклоняются Сонми как богине, цитируя её революционные откровения. А престарелый композитор Эйрс в 1936 году видит во сне тот ресторан фастфуда, в котором вместе с другими фабрикатами работает Сонми, и именно там, как ему кажется, он слышит тему всё того же секстета «Облачный атлас».

2012: Кажется, что в кинотеатральном прокате сегодня часто встречаются событийные картины, рефлексирующие о каком-то конкретном событии или личности. Но это необязательно блокбастеры и жанровые фильмы с огромными бюджетами. А «Облачный атлас», выйдя в 2012 году и будучи упакованным в яркую жанровую форму, предъявил зрителям абсолютно вневременной интеллектуальный антипод событийным картинам, отразив через идею бесконечных реинкарнации тонкий авторский взгляд на портреты вечных нравов.

Почему: «Облачный атлас» — удивительный пример, когда создатели лепят всё что угодно, независимо от исторической эпохи, расовой или гендерной принадлежности — все задействованные актёры продемонстрировали широчайший диапазон своих превращений. Наверное, больше всего метаморфоз претерпевает Том Хэнкс, хотя и прочие персонажи, включая Холли Белли, Хьюго Уивинга, Хью Гранта и кореянки Пэ Ду-на, многократно меняют свои тела, порой неожиданным образом. Такая пластичность и смена идентичностей лично близка дуэту Вачовски, который к моменту выхода фильма превратился из братьев в брата и сестру, а сегодня они стали уже сёстрами Вачовски.

Монтажный ритм «Облачного атласа» удивительно музыкален — его линии пересекаются, и переплетаются словно созвучия, отпуская и подхватывая свои мотивы, постепенно проникают в сознание, создавая вместо путаницы чувство смутного узнавания и эффект идеальной связности. Создатели пренебрегли изначальной пирамидальной формой первоисточника, усложнив ее до калейдоскопа перекликающихся между собой мотивов, история каждого из которых от начала до конца развивается параллельно, почти одновременно с остальными достигая кульминации.

Когда в 2012 году фильм вышел на экраны, аудитория зрителей разделилась на два полярных лагеря. Любителям, условно говоря, более традиционного просмотра, казалось, не хватало оперативной памяти, чтобы уследить за всеми составляющими сюжетного пазла и монтажными переключениями с одной истории на другую. Для другой же части зрителей, было комфортно так воспринимать фильм, поскольку многие из них уже привыкли к современной электронно-сетевой реальности, в которой люди формируют огромное количество разных сетевых сообществ, чатов, каналов, групп, постоянно переключаясь между ними. Вероятно, поэтому этим зрителям близок секстет историй «Облачный атлас» — каждая из них так или иначе говорит о связности всех со всеми.

«Лучшее предложение» (La migliore offerta, 2012)

Режиссёр: Джузеппе Торнаторе

В ролях: Джеффри Раш, Джим Стёрджесс, Сильвия Хукс, Дональд Сазерленд, Филип Джексон, Дермот Краули, Кируна Стамелл.

О чём: Почтенных лет аукционист-мизантроп Вёрджил Олдман (Джеффри Раш), виртуозно тыкающий пальцами в желающих заполучить то или иное произведение искусства и взвинчивающий стоимость этих произведений до небес, живёт в одиночестве среди изысканных женских портретов написанных Рембрандтом, Энгром, Валлоттоном и прочими живописцами. Достались они ему не самым честным путём — будучи признанным экспертом-искусствоведом, он со своим партнёром, несостоявшимся художником Билли (Дональд Сазерленд), перед самым носом у ничего не подозревающих покупателей и оценщиков изредка проворачивает махинации, выдавая подделки за оригинал и продавая их с аукциона за баснословным суммы, а подлинники картин Олдман сохраняет в секретном зале своего дома.

Через некоторое время от девушки Клэр (Сильвия Хукс), страдающей агарофобией, Вёрджил получает заказ на оценку и последующую продажу семейного антиквариата в её особняке. В процессе работы он начинает находить детали и шестерёнки от какого-то механизма, которые при помощи своего юного друга и талантливого механика Роберта (Джим Стёрджесс), Олдман начинает складывать словно пазл. Вёрджил в процессе работы в доме Клэр всё чаще натыкается на шестерёнки и начинает терять покой не только от тайны, что они скрывают, но и из-за таинственной хозяйки особняка, которая не выходила из него двенадцать лет и в которую он влюбляется. Погружаясь в этот загадочный водоворот всё глубже, профессиональный оценщик предметов искусства вынужден провести переоценку своих собственных ценностей, взглянув на свою жизнь иным взглядом.

2012: На конец 2012 года, когда на экраны вышел «Лучшее предложение», жрецы народа Майя предсказывали несостоявшийся в итоге конец света. В метафорическом смысле шестерёнки и прочие детали, которые находит персонаж Джеффри Раша — это кусочки приманки, которые ведут его к подготовленной для него западне. И, попадая в финале во внутренности гигантских старинных часов, Вёрджил символически становится их узником. Так течёт время, не беря его в расчёт, и его персональный конец света, возможно, уже не за горами.

Почему: В отличие от порой продаваемых персонажем Джеффри Раша подделок, «Лучшее предложение» — картина весьма оригинальная. Благодаря ей, жанр искусствоведческого триллера начинает играть новыми красками, освобождаясь от попсового налёта «Кода да Винчи» и других похожих картин. Джузеппе Торнаторе умеет снимать очень впечатляюще и красиво. Многие зрители могут вспомнить его «Легенду о пианисте» с Тимом Ротом в главной роли. А в триллер «Лучшее предложение» Торнаторе без какого-либо ущерба добавляет сказочную линию красавицы и чудовища. И хотя быстро становится ясно, что главное чудовище — это красавица, природа ее чудовищности зрителю не даёт покоя вместе с главными героем вплоть до эффектной развязки. А Джеффри Раш заточённый в центр этой истории как всегда бесподобен, наблюдая за его персонажем и его повадками, а также ощущая тонкое чутьё и чувство стиля режиссёра, оператора и композитора, проникаешься редким эстетическим удовольствием, не имеющим ценности.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Хижина в лесу» (The Cabin in the Woods, 2012)

Режиссёр: Дрю Годдард

В ролях: Кристен Коннолли, Крис Хемсворт, Анна Хатчисон, Фрэн Кранц, Джесси Уильямс, Ричард Дженкинс, Брэдли Уитфорд, Эми Акер

О чём: компания студентов отправляется на выходные в ту самую хижину в лесу из названия — и обрушиваются на них все 33 несчастья, которые знаток жанра ужасов только может вообразить.

2012: снятый в 2009 году фильм именно в 2012 добрался до кинотеатров — и довольно удачно выступил в прокате, собрав хорошую кассу (больше чем вдвое превышающую бюджет), положительные отзывы критиков и набор призов, в числе которых — «Сатурн» за лучший триллер/хоррор года. И это правда был лучший хоррор года — весь такой пост-пост, весь такой мета-мета.

Почему: помимо того, что для знатоков жанра это был отличный паззл из нескольких десятков клише и тропов, «Хижина» оказалась и крутой историей для тех, кто хорроры смотрит в год по чайной ложке — даже не угадывая, откуда взят следующий твист, удовольствие доставляет сюжет и развитие персонажей. Особенно, конечно, даже не пятерых номинальных главных героев — но двух контролеров средних лет (Дженкинс и Уитфорд), которые в некоем подземном бункере готовят сложную операцию, выглядя при этом как типичные офисные клерки средней руки.

Банальность зарождения зла никогда не была подана на таком блюдечке с золотой каемочкой.

«Судья Дредд» (Dredd, 2012)

Режиссёр: Пит Трэверс

В ролях: Карл Урбан, Оливия Тирлби, Лина Хиди, Донал Глисон

О чём: в дистопическом будущем судьи — одновременно судьи, присяжные и палачи, приговор выносят и сами же приводят в исполнение. Судья Дредд — один из тех, кто поддерживает закон в Мегасити-Один. И обычный казалось бы вызов в жилой комплекс Пичтри обернется для него и его юной напарницы-стажерки битвой за выживание.

2012: один из самых громко провалившихся в 2012 году фильмов, собравший меньше всех прочих при широком прокате — причем причины провала до сих пор объяснить сложно.

Почему: снятая фактически Алексом Гарлендом по его же сценарию экранизация приключений героя британских комиксов разительно отличается от первой попытки перенести Дредда на киноэкран — тут все мрачно, реалистично, герой за весь фильм не снимает шлем, а кровищи достаточно на рейтинг R. Что, в общем, куда больше соответствует оригиналу, чем глянцевая картинка фильма 1995 года с Сильвестром Сталлоне в заглавной роли.

Сейчас ведутся разговоры о создании сериала по мотивам комикса — в общем, скрестим пальцы и будем надеяться на лучшее.