Синемафия посмотрела: «Вдовы»

26 ноября 2018; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Вдовы».

На прошлой неделе Синемафия посмотрела два очень разных фильма, получивших одинаково высокую оценку от наших авторов. Для начала разберемся, почему ни в коем случае нельзя пропускать новую картину Стива МакКуина.

Юлия Данилина

Очень актуальная в современном обществе тема Сильной Женщины не могла обойти стороной студийное жанровое кино, так что ремейк известного британского сериала был только вопросом времени. И вот что удивительно: Сильные Женщины в этой новой версии сильны лишь на поверхности. Они ошибаются, паникуют, отвратительно стреляют, покупают тачку на открытом аукционе и идут на ограбление только потому, что не видят другого выхода. Их даже сложно назвать героинями, ведь никто из нас не знает, как поступил бы в подобной ситуации. Мужья тоже были, мягко говоря, не подарок. Злодеи не всегда каноничны, при этом с понятными мотивациями, и даже своим специфическим кодексом. В силу того, что происходящее максимально приближено к реалистичности, даже классические для жанра ходы смотрятся уместно и безупречно работают.

Режиссёрскую руку здесь видно во всем: монтаже открывающей сцены, засасывающих (один раз буквально) длинных планах, фантастической работе с актёрским ансамблем, своеобразной игре с ожиданиями зрителя, подборе саундтрека и очень стильных самоцитатах. При этом, если посмотреть непосредственно на сценарий, то ничего особенного в нём нет, и все недостатки при другой режиссуре, несомненно, полезли бы в глаза. Повезло, что у нас есть Стив МакКуин, и, как мне кажется, именно «Вдовы» показывают, что на данном этапе ему одинаково подвластно всё, от маргинального арт-хауса до зрительского студийного кино. Мы хотим больше, и, желательно, чаще.

Ольга Володина

Очень велико желание повесить на «Вдов» МакКуина ярлык агитки по модной нынче феминистской повестке, и, казалось бы, формально фильм всем правилам агитки соответствует. Все герои-мужики — закоренелые злодеи: кто-то занимается казнокрадством, кто-то поколачивает жену, кто-то убивает людей и получает от этого удовольствие, белым и пушистым представитель мужского пола может показаться в детстве или в гробу. На первый взгляд, все женщины-героини при этом явно выигрывают соревнование по моральному превосходству нокаутом: они невинны, прекрасны и оказываются жертвами обстоятельств, в которых им остается разве что отрастить яйца и выйти в мужской мир, иначе он их сожрет с потрохами.

Однако ни сценаристка Гиллиан Флинн, ни режиссер Стив МакКуин не просты уж прямо настолько: они исподволь вводят в сюжет поводы заподозрить героинь в не в такой уж нравственной чистоте, как кажется на первый взгляд. Главная героиня, работая в профсоюзе учителей, не гнушается брать в подарок от мужа Cartier, ездить на шикарной машине и жить в не менее шикарном пентхаусе — и при этом совершенно сознательно закрывать глаза на источник заработка мужа. Она же обманом (или шантажом, тут можно спорить), чтобы спасти себя, вовлекает в придуманное ей дело подруг по несчастью, тем самым рискуя подвести их под монастырь. К подельницам она относится так же, как ее покойный муж к подельникам — как к расходному материалу; скажем честно, если это принимать за попытку прочитать зрителю мораль, то надо просто не очень внимательно смотреть фильм.

И так же со всеми остальными героинями и героями: единственная сюжетная лазейка для персонажа фильма остаться нравственно безупречным — быть ребенком.

И в самой сильной стороне фильма — этой вот постоянной моральной амбивалентности, — кроется его же ахиллесова пята. Никого, понимаете ли, не жалко, разве что польскую красавицу в исполнении Элизабет Дебики, у которой ни шанса нет против этого искаженного мира с самого детства. Это не первый раз у МакКуина, когда герои настолько противоречивы, что сопереживать им трудно (вспомним те же «12 лет рабства»); но смотреть без сопереживания фильм — все-таки опыт не самый приятный в мире. Это не минус фильма, но минус для опыта привыкшего сразу все разделять на белое и черное (или «своих» и «чужих») зрителя. Сюжетно же нарочитость обращения к модным нынче трендам (полицейская жестокость, расовый вопрос, сильная женщина плачет у окна) не только оправдана, но и создает совершенно уникальный мир фильма, где любая задержавшаяся в газетных заголовках тема вывернута если не наизнанку, то подана под не очень привычным углом.

Однако если отвлечься от этого аспекта — то кино просто идеальное, а уж для жанра «кино про ограбление» едва ли не эталонное; ритм не отпускает, сюжетные ходы одновременно вписываются в жанровую традицию и удивляют, а уж что Шон Боббитт делает с камерой — это можно было бы смотреть вечно.

Вот так выглядит хорошее кино про женщин, совершающих ограбление: слава богу, мы смыли горький привкус от бездарных «8 подруг Оушена» в этом году.

Алексей Куртышев

Удивительно сколько всего вместилось в казалось бы (по трейлерам) такую простую историю про ограбление. Фильм играет на поле «12 лет рабства», удивляет этим фактом он после шикарнейшего, очень жанрового вступления. Начинаешь думать, что Гиллиан Флинн и Стив МакКуин решили пойти простым путём, а потом оператор Шон Боббитт хватает за горло и усаживает тебя внутри этого очень реалистичного, продуманного, жестокого мира, Ханс Циммер нагнетает, и ты забываешь, что шёл в общем-то посмотреть на ограбление. В этом, наверное, и кроется разнится в оценке на IMDb и у нас почти в целый балл. Потому что как обычная история про ограбления фильм работает все же не так хорошо, как хотелось бы — поступки некоторых героев в контексте событий вызывают вопросы, хотя, например, для работы в качестве красивого, метафоричного завершения истории персонажа очень даже подходят — а повестка американского дня, видимо, не очень цепляет нашего зрителя.

Здесь безумно хочется хвалить всех (кроме Лиама Нисона, он, к сожалению, местами заметно переигрывает, но учитывая, что его будет мало, это не так важно), а выделить Дэниела Калуя, который рвёт и мечет буквально в каждой сцене, что вкупе с отличным сценарием даёт отличного персонажа, ему бы только ещё немного хронометража — и попадание в списки культовых злодеев гарантировано.

У МакКуина получился отличный мейнстримный проект, в котором ему удалось объединить множество тем, у Гиллиан Флинн ещё один отличный сценарий с сильными женщинами в ключевых ролях, а мы заимели, как правильно заметила Ольга, исцеляющее зелье после «8 подруг Оушена».

Наш вердикт: