Алексей Нужный: «Надо работать без страха»

1 декабря 2018; автор: Максим Девяткин

В Петербурге состоялся первый Молодёжный кинорынок Cinemarket, где прошла встреча зрителей с режиссером Алексеем Нужным. Мы поговорили с ним о работе с «Квартетом «И», Кевине Спейси и особенностях отечественной киноиндустрии.

На встрече со зрителями Алексею было задано множество вопросов, самые интересные из которых коснулись игнорирования со стороны киноиндустрии слабослышащих людей, а также особенностей работы с артистами. После конференции Алексей любезно ответил на несколько вопросов Синемафии.

Кинотеатральная аудитория стареет. Молодые меньше ходят в кино. Подрастает новое поколение зрителей и у них всё иначе: своя культура, свои кумиры. Вы будете взрослеть и как режиссёр, и как человек. Рано или поздно будут интересовать другие темы, будете снимать другое кино и ставить перед собой иные творческие задачи. А молодая аудитория будет расти и с ней нужно будет как-то коммуницировать. Вас это страшит, непонятно как это будет происходить или примерно ясно, как нужно будет с ней разговаривать?

Я пока не знаю, что с этим делать, вопрос хороший. Он напрямую связан с моим будущим. Думаю, лет через пять или ещё раньше он подойдёт вплотную. Страшно. Но я люблю исследовать, люблю изучать. Надеюсь, что когда передо мной будет история, в которой я вынужден буду честно рассказать про поколение, которое я не понимаю, то я либо за это не возьмусь, либо погружусь в изучение.

Вышел сериал «Звоните ДиКаприо», где подняли тему ВИЧ. В следующем году выходит ваш проект «Толя робот», о людях с ограниченными возможностями. Недавно был сериал «Ольга», про непростую судьбу женщин. «Я худею» — тоже история очень непростая и актуальная. Стало многовато драмеди. Это курс, который вы, как молодой режиссёр, вам всего 34 года, хотите задать в кинематографе?

Я чувствую, что есть зрительский запрос на классные истории в жанре драмеди. Я делаю это, потому что у меня это получается, как мне кажется. Я чувствую этот жанр, мне хочется рассказывать в нём истории. Какую-то мышцу свою я там ощущаю, мне это близко.

Драмеди всегда были, может, их стало чуть больше, но то, что запрос на такие истории возрос, я чувствую, поэтому я в нём и работаю.

В проектах, вроде «Ольги» и «Звоните ДиКаприо» юмора мало, а то и совсем нет. Судьбы героев ведь не смешные. И снимать такие картины нужно очень аккуратно, ведь велик шанс обидеть целую социальную группу людей своим творчеством. На пресс-конференции вам задали вопрос про показы ваших фильмов с субтитрами, для глухих. Всё это очень тонкая грань… Как с этим работать?

С этим надо работать искренне, без страха. Надо работать с материалом так, чтобы спустя время не было обидно за то, что где-то не дожал, трусливо поступил или думал о том, что зритель не воспримет слишком жёсткую сцену. Надо делать для себя, для своего внутреннего зрителя и для тех людей, которых ты понимаешь. В общем, работать без оглядки, без страха. Такая тема, как люди с ограниченными возможностями, это всегда ежеминутное столкновение с людьми с инвалидностью и это страшно. Это непривычно, это больно. Возникают чувства, которые начинают одолевать и сказать этим чувствам: остановитесь, перестаньте, мне не страшно, я смелый и я это делаю… на это надо найти в себе силы. И именно это надо сделать в первую очередь.

«Квартет «И» отметили на пресс-конференции их последнего фильма, что они уже не над всем могут посмеяться. Они себя где-то одёргивают, режут, занимаются самоцензурой. Они понимают, что на некоторые темы в нашем кино уже шутить сложнее. У вас на съёмках «Толи робота» ставилась задача обходить острые моменты?

Я старался не обходить проблемы, а идти сквозь них. Мне хотелось сделать это честно, обаятельно и остро. Такая была цель.

А с «Квартетом»?

Там была другая цель, это немного другой материал. Он не социальный, там нет такого подтекста, как в проекте «Толя робот». С «Квартетом» было прикольно, они классные ребята. «Громкая связь» это адаптация итальянского хита «Идеальные незнакомцы» и они здорово переделали сценарий, круто всё придумали. Мне было по кайфу с ними работать, я не чувствовал никаких ограничений и их перед собой не ставил. Глобально мне очень хотелось показать другой «Квартет», в другой органике, в драматических ситуациях. В какой-то естественной и честной фактуре.

«Громкая связь» будет иметь такой же успех у зрителя, как «Я худею»?

Не могу предугадать, но хотелось бы. Фильм выходит 21 февраля.

Ваше тезис о том, что всё нужно делать на 120%, можно назвать здравым перфекционизмом?

Да, конечно.

Это очень выматывающий подход. Нет ощущения, что в какой-то момент не хватит сил и выдержки?

Может быть, но я стараюсь заниматься лечением. Контролирую этот момент, чтобы не перегореть.

Не говорят вокруг «Алексей, ты слишком много работаешь»?

Да, я часто это слышу.

Кевин Спейси очень тепло отзывался о работе с вами. А сейчас с ним случилась такая неприятная история, что для кинематографа Кевина просто не существует. В нашей индустрии есть такие же грехи, однако невозможно себе представить, чтобы условного Данилу Козловского или Никиту Михалкова отлучили от кино навсегда. Когда мы дойдём до должного уровня отношения и уважения к людям в киноиндустрии?

Я не знаю. Наверное что-то подобное произойдёт у нас лет через десять-пятнадцать, не раньше. Не думаю, что это будет похожая история, как с Кевином.

Мы ещё слишком далеки от этого. Я не особо понимаю, что произошло. Не могу раскусить этот механизм и сказать, почему с Кевином произошла именно такая ситуация, почему именно с ним, почему настолько жёстко.

Я всё это время снимал кино. Я выпал из жизни на полгода и только сейчас выплыл и я буду думать над этим вопросом.

В Голливуде, если на роль нужна рыжая девушка, то ищут рыжую девушку. От вас со сцены прозвучал несколько иной подход к подбору актёров.

Я не слышал про догму о рыжих девушках, но мне нравится этот метод, он скорее и мой тоже. Это максимально честно.

Решение продюсировать свои фильмы самостоятельно наверняка пришло не от хорошей жизни. Легче же спихнуть эту работу на плечи отдельного человека и заниматься режиссурой. А так выходит, что вы режиссёр-демиург, ведь еще сценарий писать и с актёрами работать. Таким должен быть подход любого отечественного режиссёра или это только ваш стиль?

Мне так комфортно. Это не формула и не призыв. Каждый выбирает себе свой путь.

Грядущий фильм о пожарах. Как будете снимать?

Мы будем поджигать лес. Надеюсь, что мы получим разрешение от МЧС.

А вы смотрели «Дело храбрых» с Бролином?

Это документально-игровой фильм. Там есть отголоски и схожести, но я хочу быть максимально непохожим. Большая часть моего фильма будет происходить в огне, тогда как там всего лишь последние пятнадцать минут.

В России фильмы-катастрофы мало кто ставил, а уж об их успехе не шло и речи. Не страшно быть первопроходцем и снять первый успешный подобный фильм?

Нет. Меня это стимулирует.