кадр из фильма «История рыцаря»

Кинорулетка: 2001

14 декабря 2018; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии возвращают себе свой 2001.

Принцип нашей кинорулетки очень прост: мы берем определенный год и рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. В этот раз машина времени занесла нас в 2001 год.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Шрек» (Shrek)

Режиссёры: Эндрю Адамсон, Вики Дженсон

Роли озвучивали (в оригинале): Майк Майерс, Эдди Мёрфи, Кэмерон Диаз, Джон Литгоу

О чём: зелёный огр Шрек преспокойно живёт на своём болоте и никому не мешает, пока откуда не возьмись всё вокруг заполонила сказочная нечисть, сосланная местным царьком. Чтобы избавиться от назойливого общества, Шреку придётся спасти прекрасную принцессу, а в напарники взять неумолкающего осла.

2001: «Шрек» стал первым полнометражным мультфильмом, получившим награду киноакадемиков в номинации «лучший анимационный фильм». До этого года такой номинации просто не существовало, хотя полнометражную мультипликацию порой можно было увидеть в других категориях. В тот год полнометражные мультфильмы шагнули в абсолютно новую эпоху. Ну и принцесса Фиона уже тогда отжигала, показывая, что вполне может обойтись без мужской помощи.

Почему: великолепный юмор, мультипликация, подбор песен. История и герои, диалоги которых врезаются в память получше любых классиков (вспомните Уилла Смита в «Я легенда»). Успех породил множество продолжений разной степени успешности, но никогда не нужен повод, чтобы пересмотреть начало истории о зелёном огре, прекрасной принцессе и болтливом осле.

«История рыцаря» (A Knight's Tale)

Режиссёр: Брайан Хелгеленд

В ролях: Хит Леджер, Руфус Сьюэлл, Пол Беттани, Лора Фрейзер, Алан Тьюдик

О чём: после смерти своего господина, оруженосец Уильям присваивает экипировку господина, чтобы воплотить свою мечту и стать рыцарем.

2001: молодой Хит Леджер ещё был жив и сиял, а нолановского Джокера не было даже на горизонте.

Почему: стильное, лёгкое кино об эпохе рыцарей, снятое Брайаном Хелгелендом, в общем то сценаристом по основной профессии. Редкие вылазки в режиссёрский окоп у Брайана получаются крайне удачно: то «Расплата» с Гибсоном, то «Легенда» аж с двумя Харди.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«В спальне» (In the Bedroom)

Режиссёр: Тодд Филд

В ролях: Сисси Спейсек, Том Уилкинсон, Мариса Томей, Ник Стал

О чём: Сын Ричарда и Рут Фаулер влюбляется в замужнюю женщину старше себя. Родители стараются убедить себя в том, что это всего лишь очередная незначительная интрижка, но Рут знает, что ничем хорошим она не закончится.

2001: После премьеры на фестивале «Сандэнс» дебютный фильм Тодда Филда окупился в прокате и получил пять номинаций на «Оскар». Впоследствии Филд продолжал снимать семейные драмы по схожей схеме, но они были уже не настолько успешны.

Почему: Прежде всего, ради актёров, благодаря которым эта не самая сложная история, отличающаяся от себе подобных разве только финалом, производит очень сильное впечатление. Сисси Спейсек и Мариса Томей играют одни из лучших ролей в своих карьерах. У Тома Уилкинсона гораздо меньше эмоциональных сцен, но при этом он совершенно не теряется на фоне актрис. Поднимает этот фильм и его финал, во многом редкий и неожиданный, заставляющий посмотреть на привычную тему с нового ракурса.

«Госфорд-Парк» (Gosford Park, 2001)

Режиссёр: Роберт Олтмен

В ролях: Келли Макдональд, Хелен Миррен, Клайв Оуэн, Эмили Уотсон

О чём: О нескольких днях из жизни английской знати и ее прислуги. В один из этих дней убьют хозяина дома, в котором все собрались, но что поделать, жизнь-то продолжается.

2001: Очередной мастер-класс Роберта Олтмена на тему «как снять фильм с большим количеством персонажей» принёс ему семь номинаций на «Оскар» и награду за лучший сценарий. Сосценарист фильма Джулиан Феллоуз впоследствии использовал свои наработки в сериале «Аббатство Даунтон».

Почему: Эталонный актёрский состав (один из тех случаев, когда награда актёрской гильдии полностью оправдана), прекрасный сценарий, в котором каждый из персонажей проработан до мелочей и занимает важное для истории место, тщательное воспроизведение эпохи, превосходная режиссура — благодаря всему этому два с небольшим часа пролетают незаметно. И даже не хочется обращать внимание, что практически ничего не происходит: кто-то приезжает, кто-то уезжает, завтрак, обед, ужин, вечерний кофе, и только потом убийство. На первый план выходит срез английского общества в миниатюре, причем внимание уделяется как повседневному быту, так и социальным конфликтам. Убийство само по себе тоже нераскрытым не останется, но как всегда у Олтмена, важно не «кто», а «почему». И это «почему» может разбить даже самое черствое сердце.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Семейка Тененбаум» (The Royal Tenenbaums)

Режиссёр: Уэс Андерсон

В ролях: Анжелика Хьюстон, Бен Стиллер, Гвинет Пэлтроу, Люк Уилсон, Дэнни Гловер, Оуэн Уилсон, Джин Хэкмен, Билл Мюррей

О чём: когда-то считавшиеся вундеркиндами дети Рояла Тененбаума — бизнесмен Чез, писательница Марго и теннисист Ричи, — собираются под отцовской крышей, узнав, что родителю осталось каких-то шесть недель.

2001: начало эры Уэса Андерсона ознаменовалось едва ли не самым «андерсоновским» из его фильмов.

Почему: наверное, первый более-менее массовый фильм Уэса Андерсона (до «Академии Рашмор» добрались немногие) со всеми его фирменными штучками — героями слишком сложными для их собственного блага, потрясающе выстроенными кадрами, щемящей грустью и музыкой. Конечно же, музыкой. Автор использованной в фильме в одной из самых пронзительных сцен песней Needle in the Hay Элиот Смит покончил с собой через пару лет после выхода фильма — и как же теперь смотрится сцена, саундтреком к которой была песня.

«Падение „Чёрного ястреба“» (Black Hawk Down)

Режиссёр: Ридли Скотт

В ролях: Джош Хартнетт, Эрик Бана, Юэн МакГрегор, Том Сайзмор, Уильям Фихтнер, Юэн Бремнер, Сэм Шепард, Хью Дэнси, Джейсон Айзекс

О чём: во время операции по аресту двух представителей незаконного «правительства Сомалийского национального альянса» американские военные вступают в городской бой в Могадишо и несут тяжелые потери. Фильм основан на реальных событиях осени 1993 года.

2001: 4 номинации на «Оскар» и две победы — фильм взял статуэтки за звук и монтаж, а вот Славомира Идзяка оставили только с номинацией (что несправедливо, так снятых военных фильмов в истории кино не было ни до, ни после).

Почему: Скотт взял не самую популярную тему для начала 2000-х и снял жесткий, бескомпромиссный, тяжелый фильм. Представленная как анти-военная картина на самом деле посвящена мужеству и профессионализму солдат под огнем, когда от их действий зависят жизни; это разночтение между основным посылом и представлением действия (рваное, быстрое, без традиционных штампов) позволило фильму получить признание и у критиков, и у любителей военного кино, да еще и избежать ярлыка «ура-патриотической агитки». Забавно, конечно, что лучший фильм про американскую армию снял британец, а темой стала песня на бретонском; глобализация как она есть.

Да, в роли «моргните и пропустите» — юный и худенький Том Харди.

«Хамелеон» (Le Placard)

Режиссёр: Франсис Вебер

В ролях: Даниэль Отой, Жерар Депардье, Тьерри Лермитт, Мишель Ларок

О чём: немолодой клерк решает было покончить с жизнью, когда все в его жизни рушится — жена уходит, да и с работы могут вот-вот попросить. Но его соседу приходит в голову блестящая идея — заявить, что наш герой — гей. Тогда ведь выгонять его с работы будет явной дискриминацией, да и отношение коллег может измениться…

2001: наверное, в чем-то обогнавший свое время фильм — в Штатах, скажем, к аналогичной теме в комедии обратились только шесть лет спустя («Чак и Ларри: пожарная свадьба»). Зато и в родной Франции, и по миру фильм прошел на ура, собрав в несколько раз больше своего бюджета.

Почему: один из самых известных французских комедиографов («Игрушка», ««, ««) Франсис Вебер с годами не растерял ни чувства юмора, ни чувства меры, а настоящий цветник первых лиц французского кино только добавляет шарма комедии-безделице.