Кадр из фильма «Спартак»

Кинорулетка: 1960

21 декабря 2018

Авторы Синемафии вспоминают любимые фильмы, вышедшие на экран в 1960 году.

Принцип нашей кинорулетки очень прост: мы берем определенный год и рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. В этот раз машина времени занесла нас в 1960 год.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Одиннадцать друзей Оушена» (Ocean's Eleven)

Режиссёр: Льюис Майлстоун

В ролях: Фрэнк Синатра, Дин Мартин, Сэмми Дэвис мл., Питер Лоуфорд

О чём: команда бывших десантников под чутким руководством своего бывшего сержанта Оушена, собирается ограбить целых пять казино в новогоднюю ночь в Лас-Вегасе. К планированию операции парни подошли с чувством, толком, в общем — по-военному.

1960: фильм-бенефис тусовки шестидесятых. Синатра, Мартин, Дэвис младший — тут и от кино требовать ничего не надо, когда такие имена на экране.

Почему: однако же не «Крысиной стаей» единой. Сам по себе фильм обладает неким шармом старого Голливуда, есть в нём музыкальные номера, а уж от количества мужчин в костюмах просто рябит в глазах.

Трилогия Содерберга в разы интереснее, но если пересматривать её уже нет сил и хочется посмотреть «откуда ноги растут», то оригинальный фильм это идеальный фон, чтобы резать салаты в предновогодний вечер.

«Психо» (Psycho)

Режиссёр: Альфред Хичкок

В ролях: Энтони Перкинс, Вера Майлз, Джон Гэвин, Джанет Ли

О чём: украв крупную сумму денег на работе, Мэрион скрывается от полиции в придорожном тихом «Мотеле Бейтса». Управляющий заведением Норман Бейтс радушно принимает гостью, однако Мэрион невдомёк, что из своего номера живой ей больше, как мы все знаем, надеюсь, не выйти…

1960: если спросить первого встречного о самом знаменитом фильме Хичкока, то скорее всего ответом будет — «Психо» (ну или «Психоз», если угодно). Фильм нарушал сексуальные табу, впервые показал на экране слив унитаза, наконец эта потрясающая сцена в душе.

Для Голливуда середины двадцатого века просто шок и только. Что и говорить о бешеной популярности, фильм собрал в сотни (если не тысячи) раз больше, чем планировалось. Огромная веха для кино и Альфреда нашего Хичкока.

Почему: несмотря на то, что уже более полувека прошло с момента премьеры, «Психо» не разочарует даже самого искушённого зрителя. Хичкок мастер саспенса, триллеров и хорроров, и будет им, покуда жив кинематограф и его история.

Энтони Перкинс, кстати, создал образ, который сможет поконкурировать даже с доктором Лектером Энтони Хопкинса. Его боялись, его копировали, на него ссылались и вообще это один из самых крутых психбольных в кино.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Шумный день «(1960)

Режиссёры: Анатолий Эфрос, Георгий Натансон

В ролях: Олег Табаков, Лев Круглый, Валентина Сперантова, Лилия Толмачева, Геннадий Печников

О чём: О большой московской семье, которой очень тяжело ужиться в одной квартире. Оно и понятно — у разных поколений ценности разные, у кого-то шкаф, а у кого-то рыбки.

1960: Анатолию Эфросу с Георгием Натансоном пришлось обить немало порогов для того, чтобы выпустить на большой экран экранизацию пьесы Виктора Розова «В поисках радости». Пришлось изменить название, выкинуть из текста слова, казавшиеся чиновникам слишком грубыми, но в итоге оно того стоило — «Шумный день» стал кассовым хитом, и страна узнала не только театрального режиссёра Эфроса, но и подающего надежды театрального актёра Олега Табакова.

Почему: Драматургия Розова, автора очень точного и мудрого, понимавшего проблемы молодёжи как никто. Аккуратная режиссура Эфроса, многое изменившего в театре, а в кино старавшегося не допускать ничего лишнего. Актёрский состав, в котором нет ни одного слабого звена. Характерные для эпохи оттепели темы и свойственная только ей атмосфера, когда кажется, что возможна даже реприза «экзистенциального бега» Трюффо. В «Шумном дне» есть совершенно всё, за что можно любить эту эпоху в советском кино. И фантастический, даже в свои двадцать четыре года, Олег Павлович Табаков.

«Рокко и его братья «(Rocco e i Suoi Fratelli, 1960)

Режиссёр: Лукино Висконти

В ролях: Ален Делон, Ренато Сальватори, Анни Жирардо, Катина Паксино, Алессандра Панаро

О чём: О двух братьях, между которыми встала бывшая проститутка.

1960: Получивший приз ФИПРЕССИ на Венецианском фестивале фильм стал первым кассовым успехом в карьере Лукино Висконти и открыл сразу нескольких актёров, ставших кинозвездами мирового уровня.

Почему: Только через несколько лет Висконти найдёт свой стиль, перед этим успев навсегда войти в историю итальянского неореализма. Здесь наличествуют все характерные для жанра темы, и эта работа режиссёра более универсальна, чем последующие. На первый план выходят сценарий и актёрские работы, и ни к одной из этих составляющих не может быть никаких претензий. Жирардо, Делон и Сальватори, проснувшиеся после этого фильма знаменитыми, выделяются на общем фоне, но только потому, что их персонажам отведен центральный конфликт. «Рокко и его братья» — один из тех случаев, когда общепризнанная классика до сих пор не выглядит устаревшей, и, может быть, её и хотелось бы покритиковать, да не за что.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Спартак» (Spartacus)

Режиссёр: Стэнли Кубрик

В ролях: Кирк Дуглас, Лоуренс Оливье, Джин Симмонс, Чарльз Лоутон, Тони Кёртис, Питер Устинов, Нина Фош, Джон Гэвин

О чём: фракийский раб, купленный в гладиаторскую школу, поднимает восстание рабов — самое серьезное и страшное в истории Римской империи.

1960: 6 номинаций на «Оскар» и четыре победы, в том числе за лучшую работу оператора (Расселл Метти) и лучшую мужскую роль второго плана (Питер Устинов за роль Батиата). Также фильм стал первым, в котором Далтон Трамбо, попавший в голливудский «черный список», смог поставить свое настоящее имя (а не работать под псевдонимом, как в случае с «Римскими каникулами») — и в этом велика роль лично Дугласа. Хотите посмотреть, как оно было с Трамбо — посмотрите фильм «Трамбо» с Брайаном Крэнстоном, где как раз этот эпизод и рассказывается.

Почему: не было бы счастья, да несчастье помогло — фильм состоялся благодаря усилиям Кирка Дугласа, который не смог получить главную роль в «Бен-Гуре» и решил заполучить свой пеплум, с блэкджеком, так сказать, и девицами с пониженной социальной ответственностью. В итоге 43-летний Дуглас не только купил права на роман Говарда Фаста, который лег в основу сценария, но и договорился с Оливье, Лоутоном и Устиновым о ролях в фильме, что подтолкнуло студию дать зеленый свет проекту.

«Спартак» стал важной вехой не только в американском кино — он вышел и на советские экраны (как же, книгу написал коммунист, сценарий написал коммунист, история про общественную борьбу), и был одним из лидеров советского проката. Кирк Дуглас приезжал в СССР, и, как он потом вспоминал, «сделал для американской дипломатии больше, чем все американские дипломаты».

Ну и, конечно, та самая сцена «Я — Спартак», которую до сих пор цитируют другие фильмы.

«Никогда в воскресенье» (Ποτέ την Κυριακή)

Режиссёр: Жюль Дассен

В ролях: Мелина Меркури, Жюль Дассен, Йоргос Фунтас, Танатис Венгос, Титос Вандис

О чём: пирейская проститутка Илия и американский турист Гомер, влюбленный во все греческое, встречаются в Афинах — и американец, конечно, немедленно пытается преобразить жизнь своей новой подруги. В общем, сюжет «Пигмалиона» Бернарда Шоу в новых обстоятельствах.

1960: фильм был показан на Каннском кинофестивале в мае 1960, и гречанка Мелина Меркури получила приз за лучшую женскую роль, разделив его с Жанной Моро. Также Мелина была номинирована на «Оскар» и BAFTA, а Дассен — на «Оскар» за режиссуру и сценарий.

Почему: один из самых известных греческих фильмов в мире у себя дома был принят не так-то и радушно — мало того, что снимал американец, и большинство диалогов на английском, так еще и греков не в лучшем свете представляет (шутка ли — героиня-проститутка). В Штатах, кстати, фильму тоже досталось за «гламуризацию» проституции.

Но это все абсолютно неважно — это одна из самых милых романтических комедий 60-х, снятая влюбленным в актрису режиссером (они поженились шесть лет спустя и жили вместе до конца ее жизни). С одной из самых запоминающихся мелодий — вот песенка как раз «Оскар» и получила.