Итоги-2018: Фильмы, поразившие нас в этом году

29 декабря 2018; автор: Коллективный разум

Редакция подводит итоги киногода и выбирает фильмы, которые нас обрадовали, заставили спорить или ввергли в пучину страданий.

Мы обсуждали, обсуждали и наконец выбрали для вас:

  • 16 лучших фильма года
  • 4 самых спорных (по крайней мере, для нас) фильма года
  • 5 худших фильмов года.

В наш список лучших вошли фильмы, собравшие 3 и более голосов «за» от редакции и авторов Синемафии; победителем стали «Три билборда у Эббинга, Миссури», получившие больше всего голосов. В топе фильмы выстроены по количеству полученных голосов. В список худших попали фильмы, получившие больше всех голосов «против». А вот в список спорных картин — те, за которые голосовали и против которых голосовали одинаково часто.

Все фильмы отнесены к 2018 году по дате начала проката в России (если он был) или по году появления на стриминговых платформах.

Вы считаете, что в нашем списке чего-то не хватает? Добро пожаловать в комментарии!


I. Больше всего порадовавшие фильмы года

«Три билборда у Эббинга, Миссури» (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri)

Ольга Белик

Мартин МакДона виртуозно сочетает черный юмор, абсурд и глубинные человеческие трагедии. И через все это показывает нам бездны, которые таятся в каждом, а особенно — в тихих омутах. Вдохновившись реальным случаем в поездке по Америке (да-да, режиссер увидел похожие билборды), МакДона вылепил из него настоящую экзистенциальную драму о людях, которые ни плохие и ни хорошие, и о справедливости, которой нет. Его герои все — очень неприятные типы. Каждого из них мы не любим — даже героиню Фрэнсис МакДорманд, осатаневшую от горя. Но за два часа наше отношения к персонажам постоянно меняется, а уж финал так и вовсе оставляет в шоке — и это невероятно круто. Блестящая драматургия, диалоги и недосказанности, сюжетные повороты и, конечно же, актерские работы. Все «Оскары» и «Глобусы» за них тут совершенно заслуженны, особенно у Сэма Рокуэлла — вот уж кто показал нам трансформацию героя (и без пластического грима, как некоторые)!

«Миссия невыполнима: Последствия» (Mission Impossible: Fallout)

Ольга Володина

Новая «Миссия» — страшно сказать, какая по счету, — ухитряется одновременно не растратить боевого задора, не потерять членов команды и подать новую историю под новым же углом. Поверьте, для франшизы не забронзоветь за столько лет (если мы возьмем только киномир Итана Ханта — за 22 года!) — это огромное достижение.

Безумная камера британца Роба Харди фиксирует погони и трюки так, что с трудом верится, что это не компьютерная графика; режиссер МакКуорри ловко расставляет акценты, успевая дать время всем членам команды и одновременно с тем не забыть, что Итан Хант — бьющееся сердце команды; Том Круз в свои 55 (на момент съемок) показывает, кто тут последний герой боевиков, не давая себе продыху.

Редкое лето может похвастаться не просто крутым попкорновым кино, но и одновременно с тем — умным и тонко сделанным. Летом 2018 года нам повезло.

«Лето»

Петр Зайцев

«Лето» — удивительная картина, удавшаяся, во многом, не благодаря, а вопреки. Вопреки негативным отзывам современников Виктора Цоя и Майка Науменко, говоривших, что сценарий фильма не имеет ничего общего с реальной историей. Вопреки домашнему аресту Кирилла Серебренникова, задержанного прямо во время финальной стадии съёмок картины. Вопреки непонятно кем придуманному стереотипу, утверждающему, что современный зритель не готов смотреть чёрно-белое кино. И много чему ещё вопреки. «Лето» — это фильм не о реальных людях и не о реальных событиях из их жизни. Это фильм об эпохе, о настроении, о музыке, о любви и о бунтарстве. Образы Майка и Цоя — во многом собирательные, пусть и основаны на легендарных исполнителях. Цой в фильме так вообще буквально собран из трёх людей: один играл, второй говорил, третий пел. И не важно, как оно там было на самом деле. Важно, что-то время до сих пор отзывается в душах и сердцах зрителей, а музыка простых парней, бесконечно далёких от своих западных кумиров, но таких близких нам всем, продолжает жить.

«Мстители: Война бесконечности» (Avengers: Infinity War)

Петр Зайцев

Как ни крути, но «Война бесконечности» стала главным событием года в большом развлекательном кино. Начало конца десятилетней истории кинематографической вселенной Marvel вызвало широкий спектр эмоций, но мало кого оставило равнодушным. Судьба Тони Старка, Кэпа, Ракеты и еще нескольких десятков полюбившихся персонажей волнует не только фанатов комиксов и рядовых зрителей, но и ценителей серьёзного авторского кино. Третьи «Мстители» — это не просто фильм, и даже не полфильма. Это настоящее событие в мировой массовой культуре. И вдвойне радостно, что братья Руссо прекрасно справились со сложнейшей задачей, превратив капустник супергероев в сольную картину удивительного суперзлодея. Характер Таноса, его история и мотивация, а также актёрская работа Джоша Бролина, не затерявшаяся за миллионами пикселей и полигонов, — это самая сильная сторона «Войны бесконечности». И уже сейчас очевидно, что «Мстители. Финал» станет главным событием следующего киногода. Даже Девятому эпизоду «Звёздных войн» придётся подвинуться.

«Остров собак» (The Isle of Dogs)

Максим Поспелков

Во второй раз обращаясь к анимации, Уэс Андерсон снова противопоставил друг другу непростые миры людей и животных, в которых по обе стороны от границы проявились как отъявленные негодяи, так и примеры для подражания. Главные герои — высланные из японского города Мегасаки псы: Герцог, Король, Император, Босс и Шеф ведут себя как истинные джентльмены, следующие кодексу чести. Голоса им и другим персонажам картины подарили лучшие артисты Голливуда, среди которых, Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Боб Бэлабан, Джефф Голдблюм, Билл Мюррей, Грета Гервиг, Фрэнсис МакДорманд, Тильда Суинтон, Йоко Оно, Харви Кейтель, Скарлетт Йоханссон и это ещё не все. С сожалением приходится отметить, что дубляж не позволил всем зрителям насладиться их игрой. Но при этом каждый посмотревший «Остров собак» может подтвердить, что художественной манере Андерсона, чем бы он ни занимался: игровым или анимационным кино, по-прежнему характерна кропотливая работа над каждой деталью, поражающая зрительское сознание. «Остров собак» можно смотреть, рассматривать, и пересматривать — художественная выделка и терпение, с которым сделан фильм, вызывают чувство благоговения перед создателями. Через эту колоссальную ручную проработку свалявшейся шерсти, трещин руин цехов на мусорном острове, заброшенных аттракционов и огромного числа других вещей в кадре проявляются яркие характеры. Здесь с одной стороны балансируют перенесённые в анимацию традиционные представления японского театра кабуки и европейский авангард, а с другой — политическая басня и лирическая история о двенадцатилетнем мальчике, который отправился искать свою собаку, а нашёл сотню храбрых единомышленников для государственного переворота и свержения диктатуры подлого и лицемерного мэра Мегасаки.

Катастрофичность окружающего нас сегодня мира, заключённая в центре сюжета, физические и психические травмы, склонности к суициду, жизненный крах и неблагополучие персонажей Уэс Андерсон милосердно сглаживает анимационной формой, продолжая при этом воздействовать на зрителя яркими образами. Он не стесняется проговаривать простые истины, что свобода лучше угнетения, дружба важнее амбиций, окружающий мир важнее персонального эго, и люди, мягко говоря, не лучше собак. В подтверждение этого можно заметить неслучайное совпадение — оригинальное название фильма «Isle of dogs» и «I love dogs» звучат почти идентично.

«Дэдпул 2» (Deadpool 2)

Татьяна Кислякова

Возвращения Дэдпула на большие экраны зрители ждали с нетерпением — и ожидания совершенно точно оправдались! Фильм без ложной скромности можно назвать сильным сиквелом, который стал более масштабным в плане постановки, приобрёл очень удачные находки среди новых героев, добавил зрелищности и эффектно реализовал свой комедийный потенциал. Всевозможные отсылки к культуре, политике и другим реалиям дней сегодняшних добавляют фильму очарования, а удачное смешение самых разных жанров (от семейного кино до зубодробительного боевика) выгодно выделяет проект на фоне остальных блокбастеров 2018 года. «Дэдпул 2» на выходе дарит целый спектр положительных эмоций, заставляя ждать появления на больших экранах всё новых и новых приключений болтливого наёмника.

И да — приз за самые убийственные (во всех смыслах) сцены после титров в этом году точно уходит именно данной картине. Да будет благословенен Райан Рейндольс за безграничную любовь к своему персонажу и свою самоиронию!

«Проект „Флорида“» (The Florida Project)

Максим Девяткин

Формально картина Шона Бэйкера вышла уже больше года назад, но до нашего проката добралась лишь к весне. Везде, где только мог сказал и повторять не устану — «Проект „Флорида“» один из важнейших фильмов 2017 года, а уж тем более года уходящего, ибо общая планка кино за последний год немного просела.

История как бы о детях и от их лица, но на деле же перед нами глас, вопиющий об ужасах детства и родительства. О том, что сказки, которыми детей кормят — лишь обман и фикция, а разворачивается действие недалеко от Диснейленда, в придорожном отеле, будто нарочно. Будущего нет не только у безответственной молодой мамы, но и у её дочки Муни, которая на последнем дыхании врывается в мир принцесс, но этот акт детского эскапизма наверняка выйдет ей боком. А сколько таких родителей и детей —никаких добреньких персонажей Дэфо не хватит. Такие на вес золота.

Отдельно хочется отметить то, как фильм снят, глаз оторвать невозможно и это заслуга оператора Алексиса Забе.

«Тихое место» (A Quiet Place)

Алексей Куртышев

Мы уже рассказывали вам о удивившем нас хорроре — интересная мысль сделать фильм настолько тихим, что лишнее шевеление в зале будет пугать, плюс завернуть в историю выживания аллюзию на страхи, которые испытывают родители по отношению к миру и своим детям в этом мире. И самая главная причина популярности — фильм делает всё очень просто, в отличие от, например, «Мамы!» Аронофски, которая была по-своему интересной, но народу не слишком понравилась. Иногда кажется, что простые вещи просты сами по себе, но на самом деле, чтобы донести какую-то идею максимально, просто нужно очень постараться, отсечь всё лишнее и не задеть нужного. Именно поэтому фильм идёт полтора часа, Джон Красински успевает сказать всё, что хотел, Эмили Блант играет словно конец света уже наступал и она была в такой ситуации, а нам, как зрителям, после завершения хочется продолжения и узнать больше о мире и монстрах, его населяющих. Джон Красински после «Тихого места» стал желаем везде и всеми: Amazon продлевает сериал «Джек Райан» еще до того, как все посмотрели первый сезон, чтобы оставить Красински при себе, Paramount заказывает еще один фильм во вселенной «Тихого места» — порадуемся же за то, что наш Джим Халперт вырос в такого Ли Эбботта.

«Форма воды» (The Shape of Water)

Максим Поспелков

По Гильермо дель Торо любовь подобна воде, не имеющей формы и занимающей форму сосуда, в который помещена. Мексиканский режиссёр успел проявить себя в хоррорах, готике, кинокомиксах, сказке и фантастике, но каком бы жанре он ни работал, зритель с лёгкостью может узнать его стиль. Это справедливо и по отношению к «Форме воды», снискавшей в минувшем году признание как у фестивальной публики, так и у широкого зрителя, которым на экране открылось удивительное сочетание исторической реконструкции эпохи 60-ых годов, лирической комедии, музыкальной сказки для взрослых и острого политического высказывания. При этом у дель Торо получился ещё и поразительной красоты синефильский аттракцион, который эмоционально и музыкально близок «Амели» Жан-Пьера Жёне, но при этом сохраняет в себе жуткие черты «Создания из чёрной лагуны» Джека Арнольда, которыми вдохновлялся дель Торо. Но если «Амели» был в значительной мере романтическим и ванильным кино, то «Форма воды» предстала перед зрителем горько-сладкой и скорее ироничной картиной, нежели романтической. Здесь дель Торо вернулся к интимным и жутковатым мотивам, которые были затронуты ещё в «Лабиринте Фавна». В них талантливо оказались сочетаемы визуальный перфекционизм, откровенная сказочность, неуютные и недетские сцены насилия и секса.

Гильермо дель Торо всегда выступал на стороне слабого, защищая его и выступая против нетерпимости и диктатуры. Наиболее уязвимыми в его картинах становятся именно монстры. В «Форме воды» дель Торо наделяет внешне отталкивающую тварь интригующими и даже привлекательными повадками, подчёркивая их холодной цветовой гаммой и заставляя монстра буквально сиять новыми красками. При этом режиссёр не старается очеловечить чудовище — он лишь подчёркивает грациозность и загадочность чуда природы, которое изначально не проявляет враждебности, а просто отличается от человека. Последний же часто сам ведёт себя хуже любого чудовища.

«Форма воды» своего рода бунт Гильермо дель Торо против принятых правил развлекательного кино. Он разделил зрителей фильма на полярные лагеря. В одном сосредоточились сторонники и рафинированного коммерческого кино, и любители сугубо авторского — те, кто считает дель Торо подверженным конъюнктурности лишь ради фестивального успеха. Другой части зрителей стало понятно, почему режиссёр поместил серьёзный злободневный политический подтекст в свою работу — он явно проговаривает темы, которые его волнуют и беспокоят, порой совсем без слов. Так же как это делают Амфибия и Элайза. Ведь кино — искусство пластическое и в словах может не нуждаться.

«Братья Систерс» (The Sisters Brothers)

Максим Девяткин

Вестерн о двух братьях-наёмниках мы смотрели и высоко оценили. Фильм чисто американского жанра, снятый европейским режиссёром, приятно удивил интересным сюжетом, потрясающей работой над визуалом картины и, конечно, актёрскими ролями. Феникс и Райли даже попали в наш топ актёров года, быть может и в драке за награды примут участие. Компанию им в кадре составили Риз Ахмед и Джейк Джилленхол — вместе они в декорациях wild wild west творят магию. В итоге оригинальное, неглупое и талантливо снятое кино.

«Вдовы» (Widows)

Юлия Данилина

В этом году Стив МакКуин доказал, что относится к редкому числу режиссёров, способных проявить себя в любом жанре и при любом сценарии. В его руках несложная криминальная мелодрама превращается в захватывающее зрелище, а общепринятые для жанра штампы больше не выглядят таковыми. Тема Сильной Женщины раскрывается с совершенно иного ракурса: героини сильны, но только относительно и в силу сложившихся обстоятельств. Да и в целом (и за это спасибо уже Гиллиан Флинн, написавшей свой лучший сценарий по чужой книге) все персонажи — живые люди, которые зачастую ошибаются, и чья крутизна оказывается ничего не значащей позой. При этом во «Вдовах» находится место и социальному комментарию, и даже забавному разговору о современном искусстве. То, что настолько хорошо сделанное зрительское кино не собрало больших денег — невероятная несправедливость, которую можно объяснить лишь тем, что трендовая тема раскрыта не слишком трендово. Это женский фильм, что в данном случае комплимент, ведь вместо того, чтобы показать Сильных Героинь, МакКуин говорит об очень простой вещи: все эти криминальные и политические разборки сущий пустяк на фоне того, что ты не можешь поздороваться с подругой, которую давно не видела.

«История одного назначения»

Петр Зайцев

Новый фильм Дуни Смирновой — главное российское киновысказывание не только уходящего года, но и последних лет десяти. Абсолютно реальная история из жизни Льва Толстого, никак практически не приукрашенная и не переписанная, феноменальным образом оказалась донельзя актуальной и злободневной. «История одного назначения» — безусловно кино про нашу с вами сегодняшнюю действительность, но точно также это кино про Россию во все времена. Каждый видит в фильме что-то своё, пытается по-разному трактовать те или иные смыслы, хотя авторы просто рассказывают о том, что видят вокруг. Причем делают это крайне талантливо, очень точно и совсем не пошло. Фактически эталонный пример блестящего современного российского кино. И, к сожалению, исключительно штучный товар. Другого такого нет и, скорее всего, ещё долго не будет.

«Ничего хорошего в отеле „Эль Рояль“» (Bad Times at the El Royale)

Николай Балашов

Фильм про загадочный отель «Эль Рояль» постоянно балансирует между жестким сюжетом в стиле Тарантино и лёгкой несуразной комедией, но при этом не скатывается во что-то непотребное. Удивительно, что независимо от того, какие именно у вас ожидания от кино, оно в любом случае вас удивит.

Дрю Годдард оказался просто молодцом — намешать такой гремучий коктейль и все-таки умудриться в конце вырулить на верную дорогу, без пошлых приёмов в стиле «Почему? Потому что!», не каждый может.

Все хотят быть похожими на того же Тарантино или Гая Ричи, но чаще всего результаты данных трудов разочаровывают. Но в случае с «Отелем «Эль-Рояль» мы лишь радостно аплодируем — у нас есть лучшее в этом году смешение жанров и новый режиссер, за будущими работами которого весьма интересно следить!

«Первому игроку приготовиться» (Ready Player One)

Татьяна Кислякова

Экранизацию произведения Эрнеста Клайна многие признали шедевром с точки зрения визуальной составляющей, да и удовольствия от лицезрения на экране всевозможных пасхалок и отсылок к поп-культуре 80-х зрители получили немало. Во многом за этот восторг во время просмотра, за не сходящую с лица улыбку после выхода из кинозала, за детскую радость и целый спектр положительных эмоций фильм и попал в число лучших картин уходящего года. Лёгкий сюжет, при этом несущий в себе важный посыл, запоминающиеся персонажи, буйство пикселей, которое в данном проекте оправдано как никогда, эффектный саундтрек — все составляющие успешного кинохита здесь на месте. Фильм увлекает и развлекает, то есть прекрасно справляется со своей первоочередной задачей, но и о ненавязчивом морализаторстве не забывает, что идёт ему только в плюс. Что тут скажешь — Стивен Спилберг порадовал зрителей на славу!

И если вы упустили возможность посмотреть «Первому игроку приготовиться» на большом экране, вы многое потеряли, ведь подобные фильмы заслуживают быть оценёнными во всей красе!

«Пылающий» (Burning)

Алексей Куртышев«Пылающий» — это американизированный корейский триллер или американский триллер в виде корейского фильма, со всеми вытекающими. Возможно, что это не самая удачная идея для экранизации рассказа «Сжечь сарай» Харуки Мураками, который оставлял зрителя в большем недоумении, чем фильм, потому что давал больше простора для размышлений. Но если рассматривать фильм как самостоятельное произведение (а так и нужно), то это самый атмосферный и интересный триллер в большом кино со времён «Исчезнувшей» Финчера. Помимо сюжета, который заставляет сомневаться в реальности вообще всего (особенно своего мира и мандарин), «Пылающий» выделяется операторской работой Хон Гён-пхё (она попала в наш итоговый список лучших операторских работ года) и великолепными актёрскими работами — такого Стивена Яна вы не видели, а главный герой в исполнении Ю вызовет в вас много эмоций, и, вероятно, не самых хороших (так сыграть — надо уметь).

«Смерть Сталина» (The Death of Stalin)

Ольга Володина

Благодаря не очень умным действиям отечественного министерства культуры про фильм Ианнуччи узнали даже те, кто за киноафишей не следит, и посмотрели его тоже явно больше, чем увидели бы в прокате. И слава богу — тонкая, очень хорошо проработанная, со всеми аутентичными мелкими деталями история про пауков в банке заслуживала как можно больше зрителей. Если не в кино — то хоть так.

И дело даже не в том, что тут Бушеми выдает одну из своих лучших ролей в карьере, Саймон Расселл Бил преподносит мастер-класс «как толстяку в очках напугать тебя до дрожи», Джейсон Айзекс передает саму суть маршала Жукова, а Андреа Райзборо в лучшем из миров за такую Светлану получила бы «Оскар»; дело в том, как мастерски и незаметно из реальных деталей британец составляет совершенно советско-российский макабр, который разбери на части — безумие, а собери вместе — твоя зеркальная реальность.

«Холодная война» (Zimna Wojna)

Юлия Данилина

Фильм Павла Павликовского проверяет на лояльность к нему первыми же кадрами — если во время открывающей сцены к горлу подкатывает комок (не от происходящего, а от музыки и композиции кадра), то он уже не отпустит. Если нет — велика вероятность, что он оставит равнодушным. Историю главных персонажей можно понимать как буквально (их прототипы — родители режиссёра, которые несколько раз сходились и расходились, и умерли в один день), так и метафорически. Это фильм как о любви мужчины к женщине, так и о его же любви к родине. Там невозможно жить, но ещё тяжелее жить вдали от неё, а от того, что она меняется, ничего особо хорошего нет. Павликовский намеренно убирает значительную часть нарратива в музыку — Виктор, собирающий фольклор по деревням, играет Шопена (что означает его стремление вырваться в Европу), а в Париже занимается тем, что записывает музыку для кино (не свою, ведь всё, что у него было своего, осталось в Польше). Народная песня, которую поёт Зула, сначала аранжируется для ансамбля, потом перекладывается на джаз, потом переводится на французский язык, потом исчезает, заменяясь другой песней, и всё, что может сказать Виктор по этому поводу — «Пусто». И это, наверное, одно из самых сильных высказываний об эмиграции в мировом кино.

Все эти идеи удаётся выразить всего за полтора часа, причём именно этот хронометраж оказывается оптимальным — если хоть одна из сцен длилась на пару секунд дольше, сразу бы возникло ощущение затянутости. Благодаря безупречной чёрно-белой картинке, напоминающей, как и в «Иде», лучшие образцы польского кино пятидесятых (причём Лукаш Зал превзошёл самого себя, добившись максимального сходства), фильм захватывает на столько, что к моменту сцены в баре уже совершенно не понимаешь, в каком времени сейчас находишься. И удивительное дело — «Ида» была хорошей, шикарно снятой, с замечательной Агатой Кулешей, но холодной. Практически ничего в фильмографии Павликовского не подводило к тому, что однажды он снимет идеальную мелодраму, попутно охватив целое десятилетие истории Польши и затронув проблемы эмиграции, при этом во многом отказавшись от традиционного нарратива. Как у него это получилось?

«Черная пантера» (Black Panther)

Ольга Белик

Вокруг каждого фильма Marvel ломаются дикие копья, и «Пантера» — не исключение. Кто-то посчитал фильм слишком затянутым и этническим, а сюжет — too much сказочным. Как по мне, эпический размах, этнос и сказка — именно что сильные стороны картины. Фильм очень круто сочетает все семь сюжетных нот: шекспировская родственная драма, сказочные принцы, волшебная страна под маскировкой, божественный (у нас — инопланетный) дар свыше, любоффь, предательство и дружба. Добавим юмора и Мартина Фримана в этот коктейль — и вуаля, суперкино готово. Еще отмечаем саундтрек (эти барабаны и ритмы вперемешку с Кендриком Ламаром), лютый экшен и визуал на разрыв мозга, амазонок с копьями и Очень Умную Сестру — в общем, говоря о достоинствах «Черной пантеры», что-то не остановиться.

…хотя, конечно, все дело — в котиках.


II. Фильмы, о которых нет единого мнения

«Человек на Луне» (First Man)

Максим Девяткин

Мы много спорили о байопике Шазелла из разных окопов. Мне фильм категорически не понравился. Увы, режиссёру не далась та высокая планка, которую он поставил сам себе в «Ла-Ла Лэнде». Фильм о легенде Ниле Армстронге — это очень правильный и выверенный шаг, но какой выхлоп? Мы получили грустного Гослинга, красивую музыку и кучу сюжетных нагромождений, излишков и ненужных придумок. Рваное повествование, монтаж и раскрытие второстепенных персонажей на уровне зубочистки стараются создать некую загадочность, а получается храп в зрительском зале. Актёрам попросту негде развернуться, чтобы увлечь зрителя. Конечно, Армстронг — всё для Америки и, скорее всего, Райан будет за эту роль номинирован. На «Оскар» точно, а может и в президенты идти, его выберут (не может он идти в президенты — он канадец. — прим. ред.). Но вообще знайте — фильм не оправдал надежд, вышел тусклым и скучным.

Ольга Володина

«Ла-Ла Ленд» любили все — потому что он был простой, доходчивый, без второго дна и с песенками; примерить его героев на себя мог каждый, а наиграть начало City of Stars на пианино можно было и без музыкального образования. Крауд-плизер, так сказать, толпе понравится. Биография Армстронга у Шазелла вышла совсем не зрелищем для толпы — потому что два часа смотреть, как малоэмоциональный, сдержанный герой превращает себя в орудие достижения цели, лишь бы уйти от боли утраты, толпе явно скучно. И очень жаль, если вам скучно — потому что это одна из самых пронзительных историй про одиночество в истории кинематографа, когда даже вместе с космосом и всей NASA ты все равно один. И как лицо Гослинга сменяется отражением лунной поверхности — прекрасная метафора того, как каждый их нас в сущности одинок в этом мире. Даже если есть близкий человек — но за стеклом.

Да, двух-с-лшним-часовой рассказ об одиночестве — не крауд-плизер. Но это дико круто сделанное, сыгранное и снятое кино.

«8 подруг Оушенa» (Ocean's 8)

Татьяна Кислякова

Несмотря на некий изначальный скепсис, у проекта всё же был потенциал — такой шикарный каст, признанный постановщик, возможность вдохнуть новую жизнь в столь любимую многими историю и дать разгуляться на экране как хорошо знакомым, так и новым персонажам. Увы и ах, но в итоге картина оказалась сплошным разочарованием.

Трилогию Стивена Содерберга зритель принял так тепло благодаря лёгкости повествования, ненавязчивому юмору и действительно неожиданным сюжетным ходам. Ничего этого в картине Гэри Росса не оказалось даже близко: мотивация героинь оставляет желать лучшего, характеры шаблонные и прописаны поверхностно, финальный твист можно предугадать почти в самом начале повествования. Зато красивые женщины эффектно носили на протяжении всего хронометража шикарные костюмы и блестящие платья — но мы ведь с вами понимаем, что для хорошего кино этого ох как мало!

Валентина Ивашова

Этот фильм раскритиковали за вторичность, но отсылки к фильмам Содерберга про ловкого мошенника Дэнни Оуэшена выглядят мило и уместно. Фильм не страдает провалами в сюжете, динамичен, забавен и потрясает звездным составом. Интересные героини — практически все они с двойным дном, и наблюдать за ними невероятно интересно. Умело закрученная интрига держит внимание зрителя до последнего кадра. Прекрасный саундтрек. Тема женщин и бриллиантов раскрыта полностью.

«Величайший шоумен» (The Greatest Showman)

Ольга Белик

Классная музыка, клевый Хью Джекман, красивый Зак Эфрон, бородатая женщина — казалось бы, что не так с этим фильмом? При таких-то жирных вводных? Ну — вот при таких-то жирных вводных он скучен и банален до скрежета зубов. Очередная история успеха и веры в себя, американской мечты, семейного счастья (за которое отвечает Мишель Уильямс в бантиках, что вообще за гранью) — и все это снято по такому шаблонному лекалу, с такими предсказуемыми сюжетными ходами, что даже как-то неловко. От льющейся с экрана патоки тошнит особенно усердно еще и потому, что даже сквозь такой сироп пробивается вся спорность и неоднозначность истории. Хью Джекман отлично справился бы с драматической ролью ловкого дельца, делающего деньги на людях с нестандартной внешностью (тогда их попросту называли «уродами», чего уж там). Но студии 20th Century Fox зачем-то понадобилось рождественское кино. Зря.

Алексей Куртышев«Величайший шоумен» вышел в очень правильное время и теперь в умах многих будет приятно ассоциироваться с тем, как приятно было греться в кинотеатрах в зимние праздники и наслаждаться просто хорошим кино (без всяких там военных фильмов). Величайший шоумен — это Хью Джекман и, извините, без вариантов. Он так усердно протаскивал этот проект и понятно почему — несмотря на то, что было в реальной жизни (где всё обычно и так намного менее романтично), создатели показали интересную вариацию истории пути к успеху, историю мечтателя, который свои мечты воплотил. Вот нам что ещё зимой нужно-то? Какие-то исторические претензии вообще не принимаются, потому что кино не об этом. А всё остальное в фильме сделано с душой и большой любовью начиная от богатых, красивых декораций, и заканчивая необычным стилем исполняемых песен, которые будто перекликаются с музыкой современности. И чтобы понять, насколько это хорошее кино задайте себе такой вопрос — будет ли в начале следующего года такой фильм, который сможет обойти поющего Хью Джекмана?

«Богемская рапсодия» (Bohemian Rhapsody)

Валентина Ивашова

Байопик о легендарной группе Queen и до сих пор любимом и популярном Фредди Меркьюри. У фильма есть свои достоинства — игра актеров, операторская работа и музыка Queen, но в целом он весьма слабый и далек от ожиданий фанатов.

По фильму не понятно, почему Quenn стала такой популярной, а вместо талантливого харизматичного Фредди наблюдается несимпатичный истеричный человек.

Нет внятного повествования — нарезка из эпизодов, личность Меркьюри не раскрыта, картонные герои, шаблонные любовные сцены, банальные диалоги, факты во многом искажены, об этом писала Юлия Данилина.

К сожалению, долгожданный фильм оказался пустышкой — яркий фантик и невнятное содержимое. И даже потрясающие композиции легендарной группы Queen не смогли его спасти.

Николай Балашов

«Богемская рапсодия» разделила любителей кино на два лагеря: одни в восторге, вторые в негодовании. И тех и других можно понять: восприятие картины целиком зависит от кино-предпочтений зрителя, от его насмотренности и, куда уж без этого, от степени трепета по отношению к наследию Queen. Но как бы кого-то не коробило от того, что некоторые факты переврали или же историю великой группы скомкали и выдали слишком примитивно — это уже не имеет значения. Зритель массово пошел на это кино, чтобы хотя бы таким способом побывать на концерте любимого с детства коллектива.

Фильм много за что можно поругать, но давайте уж будем честны до конца — похвалить тоже есть за что. Бодрый стиль повествования, уместный юмор, акцент на сценах создания известнейших песен и выступлений, отличный подбор актеров, ну и, конечно же, музыка. Лучший саундтрек года — это про «Рапсодию». И плевать, что ему уже за сорок лет. Такая музыка не стареет. А авторы фильма показали, что они могут не только держать зрителя в напряжении два с половиной часа, но и очень бережно обращаться с подобными музыкальными сокровищами. Потому что все происходящее на экране сделано с любовью, и это хорошо видно.


III. Самые разочаровавшие фильмы года

«Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» (Fantastic Beasts: The Crimes of Grindelwald)

Максим Девяткин

Именем Поттера, остановитесь. Хватит снимать про слегка аутичного парня, с которым и так всё понятно — снимайте про Дамблдора! Актёрским составом вторые «Твари» берут за душу, как прочтёшь эти имена — содрогнёшься от счастья, но по сути это очередной плохо прописанный, тяп-ляп поставленный золотой телец для студии и писательницы. Ляпы, халтурный сюжет и надежда на спонсорство фанатов вселенной — вот три кита, на которых стоит это кино. Эпизодами смотреть это можно, опять же исключительно из-за актёров, но вписать сиквел «Тварей» в общую картину мира Гарри Поттера — задача нереальная. И больше всего удивляет, что многие фанаты в восторге, ведь их то фильм и должен разочаровывать в первую очередь. Но глаза их устланы негой ностальгического возвращения в детство/юность, включили музыку из первого фильма и уже потекла слюна… Запрос на сказки высок, как никогда, вот и пользуются этим всякие режиссёры-ремесленники и детские писательницы.

«Черновик»

Алексей КуртышевУдивительно, что «Черновик» попал в списки разочаровавших фильмов этого года, да? Ведь всё должно было быть понятно ещё на стадии анонса. Какое разочарование, если фильм даже не пытался очаровать? Фильм и не пытался, за него это сделала книга и большое количество хороших, кинематографических идей (представляется даже классный сериал на условном HBO), которые были уничтожены при воплощении в жизнь авторами этого фильма. Но ладно, мы много раз видели издевательство над книжной основой, иногда даже получались интересные фильмы. Потом был трейлер с отвратительной графикой, в котором засветился сам Лукьяненко (это экранизация его книги), обещавший, что графику доделают. Хорошо, подумаешь, ведь не в графике же дело. А потом летающие кибер-матрёшки… Почему вера в проект не умерла окончательно в этот момент всё ещё не понятно. Халтура это или неудача уже как-то и не хочется разбираться, хочется лишь наконец увидеть хорошее зрительское кино (не про войну, пожалуйста).

«Tomb Raider: Лара Крофт» (Tomb Raider: Lara Croft)

Николай Балашов

Новая «Лара Крофт» вышла абсолютно пресной поделкой, с довольно простым сценарием и без намека на какую-либо оригинальность. А еще, при всем уважении к прекрасной актрисе Викандер, неизбежные сравнения с Анджелиной Джоли начала нулевых будут явно не в ее пользу. Да, первые два фильма про расхитительницу гробниц были не бог весть какими шедеврами, но вот та атмосфера «индиана-джонс-лайт», крутой экшн и драйвовый саундтрек делали свое дело. А венчала все то глуповатое, но зрелищное кино неимоверная харизма Анджелины. И нет, дело не в размере груди, а в том, что из Джоли действительно получилась идеальная героиня боевиков и самая настоящая role model, а из Викандер — увы.

И даже если забыть о всех этих сравнениях и попытаться воспринять Tomb Raider как отдельное произведение, мы получим довольно скучное и предсказуемое кино, почему-то чересчур серьезное, единственное достоинство которого — то, что оно действительно куда больше похоже на компьютерную игру. Но вот только как быть тем, кто не является геймером? Остается только зевать.

«Излом времени» (A Wrinkle in Time)

Юлия Данилина

На бумаге всё выглядело отлично: расхваленная критиками Ава Дю Верней, актуальная тема становления темнокожей девочки (да ещё и из смешанной семьи!), большой бюджет от Диснея, наконец, сама Опра Уинфри — но опыт показывает, что одной только расхваленности, актуальности, денег и даже Опры может не хватить. В итоге мы получили пёстрое нечто с Опрой в белом парике и костюме Драной подушки, Риз Уизерспун с макраме на голове, зелёными губами и костюме Очень Драного Павлина, Минди Кейлинг в костюме Бабушкиного одеяла и совершенно невыносимыми крупными планами всей этой красоты. Бонусами прилагаются Крис Пайн, который проекты выбирает так, что его просто очень жалко, никакая заглавная девочка, поленистый мальчик, до того игравший в «Пэне» Джо Райта и переигрывающий маленький мальчик. Да, и ещё крайне нерациональное применение написанной специально для фильма новой песни Шаде. То есть, она хорошая, но именно в этой сцене она зачем?

Можно сказать, что это детский фильм, рассчитанный на определенную аудиторию, и не стоит предъявлять ему слишком уж много претензий. Только вот незадача: дети спят, взрослые не совсем понимают, что происходит, с экрана очередной раз выливаются вечные ценности про любовь, спасающую мир, и после выхода из кинотеатра в памяти остается только парик Опры, который, кажется, забыли постирать. Не то, чтобы я была большим поклонником Дю Верней, но настолько провалиться в жанре нужно уметь. Конечно, мало кто из независимых режиссеров смог показать у Disney что-то годное, но у Лоури же как-то получилось.

«Красный воробей» (Red Sparrow)

Татьяна Кислякова

Пожалуй, мы с самого начала понимали, что фильм окажется той ещё голливудской клюквой. Но всё равно кино ждали: ведь тут и лауреаты премии «Оскар» Дженнифер Лоуренс и Джереми Айронс, и номинантка на «Оскар» Шарлотта Рэмплинг, и отлично зарекомендовавший себя в авторском кино Маттиас Шонартс, и многогранный Джоэл Эдгертон, — ну не могли же все эти люди подписаться на участие в откровенной халтуре?! Как показала практика — могли.

Вместо шпионской драмы получился затянутый, скучный, нелогичный, предсказуемый фильм, который и к какому-то конкретному жанру отнести сложно. Зато люди со здоровым чувством самоиронии хоть посмеяться вдоволь смогли над тем, как в представлении американцев выглядит современная российская действительность. Если не воспринимать всерьез происходящее на экране, то один разок посмотреть можно. Но совсем не обязательно.


Если вы не прочли оcтальные наши матeриалы об итогах года, то вас ждут: