Синемафия посмотрела: «Две королевы»
21 января 2019; автор: Коллективный разум
Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Две королевы».
Второй фильм, который Синемафия посмотрела на этой неделе — «Две королевы». Разбираемся, почему несмотря на участие Сирши Ронан и Марго Робби, наши авторы оценили картину лишь «на троечку».
От «Двух королев» получаешь примерно то, что изначально ждёшь от исторических фильмов. Очень красивые костюмы, не менее красивые пейзажи Англии и Шотландии, приятные актёры на главных ролях, актуальная история противостояния женщин в мужском мире. Есть и несколько красивых мизансцен, что неудивительно, учитывая театральное прошлое Джози Рурк. Исторические факты немного переиначены, чуть сдвинуты акценты, но раз уж изначально решили снять кино о Сильных Женщинах, то почему нет.
Загвоздка получается в следующем: Джози Рурк слишком старается снять фильм о Сильных Женщинах. Из-за этого страдают мужские персонажи, а хорошим актёрам приходится играть откровенную мебель. Что до актрис, то и Сирше Ронан, и Марго Робби, конечно, выданы сильные сцены (включая ставшую классической встречу Марии и Елизаветы, которой в реальности никогда не было), но так получается, что и их героини не вызывают того восхищения, которое должны были. Мария слишком похожа на маленькую капризную девочку, идущую против брата и всего двора только потому, что ей так хочется. Как она собиралась занять английский престол — загадка. Также удивительно, каким образом больше сорока лет удержалась на престоле Елизавета, в которой не чувствуется ни жесткости, ни властности, ни способности править большим государством. И одной, и другой манипулируют плохие мужчины, и в этой попытке выставить главных героинь жертвами создатели перегибают палку. Так и выходит, что в этом противостоянии мужского и женского мира мужчины слишком схематичны, а женщины (королевы, на секундочку) слишком ведомы, и никого не жалко. Кроме платьев, но они не пострадали.
В книге Джозефины Тэй «Дочь времени» дана, кажется, ровно та характеристика, которой вдохновлялись сценарист Бо Уиллимон и режиссер Джози Рурк при работе над образом Марии Стюарт: «Ее трагедия в том, что она, королева, родилась со взглядами провинциальной домохозяйки, которой хочется одержать верх над миссис Тюдор с соседней улицы». Вдохновлялись, возможно, не осознанно: в фильме достаточно политики, но куда больше создателей интересует, счастливы ли обе королевы в личной жизни, с кем и как они спят, и даже особенности женской гигиены в средние века. В итоге противостояние двух героинь в фильме показано как борьба более молодой и красивой женщины с более успешной, но при этом старшей. Женщины в первую очередь, королевы — в сотую. И в этом одновременно удача фильма (это красивое мыло для историю не знающих) и его беда (это мелодрама, а не явно задуманная авторами исторически-политическая драма).
Как и полагается в мелодраме, лучшее здесь — актрисы в главных ролях и платьюшки. К удивлению, Марго Робби — формально играющей вторую скрипку, ведь и в оригинале фильм называется «Мария Шотландская», и сконцентрирован на ее истории, — достались самые эффектные сцены; в итоге злодеистая Елизавета вызывает больше эмоций, чем вся-такая-правильная-Мария. Сирше Ронан, красавице и умнице, играть практически нечего, настолько ее героиня вышла карамельно-хорошей: недаром номинации на премии достались Марго, а не ей. А уж их костюмы вызывают самые большие восторги — и То Самое Синее Платье Сирши с афиш и первых опубликованных кадров, и отливающее золотом платье Марго, и красное платье Марии из пролога-финала, и даже костюмы придворных дам. Мужчины тут выполняют роль то ли все портящих домовых, то ли домашних собачек; за исключением отлично сыгранного Гаем Пирсом лорда Сесила никакой пользы они не приносят. Это история в первую очередь гендерная, и Джози Рурк ни на минуту не дает об этом забыть, подчас жертвуя исторической достоверностью ради передачи современной повестки. Впрочем, если начать упрекать фильм в исторических ляпах — то мы с вами застрянем в обсуждении надолго; именно поэтому лучше считать фильм честной мелодрамой, так он работает куда эффектнее. Про то, как тяжко девушкам, когда вокруг одни козлы.
Наш вердикт: