Кристиан Бэйл: знаковые роли в карьере

30 января 2019

В 45 день рождения Кристиана Бэйла рассказываем, благодаря каким ролям его знают и любят по всему миру.

Как у многих ныне популярных актёров и актрис, карьера Кристиана Чарльза Филипа Бэйла началась с рекламы — в девять лет он снялся в британском рекламном ролике. Но и роли в кино не заставили себя ждать — сначала дебют в картине «Мио, Мой Мио», затем работа у Стивена Спилберга в «Империи Солнца», и далее из года в год выходит как минимум один полнометражный фильм с участием Бэйла. Недаром в Голливуде актёра считают трудоголиком, а все коллеги отзываются о Кристиане как о настоящем профессионале своего дела. Наш сегодняшний юбиляр навеки вписал себя в историю кино не только замечательными ролями, но и благодаря своим метаморфозам при подготовке к съёмкам — такой ответственный подход к делу не может не вызывать восхищения!

Сегодня Синемафия вспоминает многие образы из творческой биографии актёра.


Юм-юм — «Мио, Мой Мио» (Mio in the Land of Faraway, 1987)

Режиссёр: Владимир Грамматиков

В ролях: Ник Пиккард, Кристиан Бэйл, Кристофер Ли, Тимоти Боттомс, Сюзанна Йорк, Игорь Ясулович

Николай БалашовКинокарьера Кристиана Бэйла началась, как ни странно, в советском кинофильме, который режиссёр Владимир Грамматиков поставил по известной повести шведской писательницы Астрид Линдгрен. Бэйлу пришлось пройти долгий кастинг, прежде чем его утвердили на роль Юм-Юма, друга главного героя Мио.

Возможно, сейчас это кино смотрится уже не столь эффектно, но для детей восьмидесятых это была весьма трогательная, хоть и довольно жесткая история. Многим «Мио» запомнился как один из лучших фильмов детства, пусть в самой Швеции его приняли прохладно.

К сожалению, исполнителю главной роли Нику Пиккарду в дальнейшем не особо повезло, и большой славы он не снискал. Зато второплановый Юм-Юм внезапно «сорвал банк» и в том же году снялся у самого Спилберга в его «Империи солнца». Так началось становление крупной звезды. Всё ещё было впереди…

Амлед — «Принц Ютландии» (Prince of Jutland, 1994)

Режиссёр: Габриэль Аксель

В ролях: Кристиан Бэйл, Хелен Миррен, Гэбриель Бирн, Кейт Бекинсейл

Юлия ДанилинаВ то время как многие режиссёры театра и кино продолжают предлагать свои версии трагедии о датском принце Гамлете, фильм Габриэля Акселя остаётся единственным примером обращения к истории, использованной Шекспиром в качестве источника вдохновения. Картина основана на хронике Саксона Грамматика, показанные события уже не так трагичны, но суть та же — принц мстит дяде за убийство отца, притворяясь сумасшедшим.

Так как «Принц Ютландии» — скорее историческая драма, чем трагедия, её главный герой уже не подумывает о самоубийстве, не рассуждает о бренности мира и во многом лишён привычного романтического флёра. Он более рационален, легче переживает трагические ситуации, да и цель преследует совершенно понятную. Отсюда неудивительно, что легко её добивается. При том, что в этом образе Бэйл абсолютно убедителен, когда дело доходит до сцен сумасшествия и ещё нескольких, совпадающих с трагедией Шекспира, не остаётся никаких сомнений — и Гамлета актёр смог бы сыграть лучше многих.

Патрик Бэйтман — «Американский психопат» (American Psycho, 2000)

Режиссёр: Мэри Хэррон

В ролях: Кристиан Бэйл, Уиллем Дефо, Риз Уизерспун, Хлоя Севиньи

Юлия ДанилинаВ конце девяностых в карьере Кристиана Бэйла произошло много интересного. Сначала Джеймс Кэмерон в последний момент не утвердил его в «Титаник», заявив, что ему не нужны два британских актёра на главных ролях. Потом более удачливый Леонардо ди Каприо захотел сыграть ещё и в экранизации скандального романа Брета Истона Эллиса «Американский психопат», куда, казалось бы, уже закрепили кандидатуру Бэйла. После, правда, выяснилось, что с появлением Лео резко возрос бюджет картины, да и в целом роль слишком уж неоднозначная для его нового статуса. Так что звезду отговорили от участия в проекте, и создатели вернулись к изначальному варианту. В накладе по итогу никто не остался — у Лео свой культовый персонаж, а у Бэйла свой.

Со сложной эксцентричной ролью актёр справляется очень легко, и при этом не делает героя карикатурным. Бэйл не переигрывает, и в существование именно такого Патрика Бэйтмана, своеобразного героя своего времени, одинаково хорошо разбирающегося как в музыке, так и в способах избавления от трупов, очень легко поверить. Он вызывает целый спектр эмоций, от симпатии до отвращения, причём иногда в одной сцене и буквально за пару минут. Впоследствии у Бэйла были более сложные физически роли, по большей части связанные с потерей и набором веса, но такого большого пространства для игры они ему не оставляли.

Куинн Аберкромби — «Власть огня» (Reign of Fire, 2002)

Режиссёр: Роб Боумен

В ролях: Кристиан Бэйл, Мэттью МакКонехи, Изабелла Скорупко, Джерард Батлер

Ольга ВолодинаКуинн -не просто один из последних участников сопротивления, которые живут в захваченной драконами Британии. Он — тот самый мальчик, который первым их увидел на острове; единственный выживший после первой встречи между человечеством и вышедшими из спячки драконами. Всего за 20 лет, прошедших с того дня, драконы стали доминирующим видом на Земле, а люди исчезающим; оставшимся в живых остается прятаться. Пока к группе выживших, возглавляемой Куинном, не придет команда военных во главе с лысым танкистом, у которого есть свой метод охоты на драконов.

Постапокалипсис и драконы — заткнитесь и возьмите мои деньги! Собственно, если вам хочется именно этот набор — то фильм и почти двадцать лет спустя работает отлично; а Бэйл в нем играет травмированного, но не сдающегося героя, которому для преодоления обстоятельств прежде всего нужно преодолеть самого себя. лучший тип героев для Бэйла — когда и экш есть, и играть можно.

Джон Престон — «Эквилибриум» (Equilibrium, 2002)

Режиссёр: Курт Уиммер

В ролях: Кристиан Бэйл, Тэй Диггз, Энгус МакФадьен, Эмили Уотсон, Шон Бин

Юлия ДанилинаВ начале нулевых, когда «Матрица» запустила моду на научно-фантастические антиутопии, Курт Уиммер решил не оставаться в стороне. «Эквилибриум» принято обвинять в недостатке оригинальных идей, но кому какое дело, когда есть красивые интерьеры, собачки и Кристиан Бэйл. Последний снялся в фильме непосредственно перед тем, как впервые в карьере сбросить ради роли рекордное количество килограммов.

Бэйл — один из тех элементов фильма, к которому совершенно не хочется придираться даже после нескольких пересмотров. Закрытость Престона, его преданность системе, постепенное пробуждение эмоций, разочарование, ожесточение — всё это актёр передаёт максимально точно. Может быть, он (как и Эмили Уотсон) был слишком хорош для этого фильма, но без него «Эквилибриум» потерял бы очень много. Впрочем, это можно сказать о практически любом фильме Бэйла.

Альфред Борден — «Престиж» (The Prestige, 2006)

Режиссёр: Кристофер Нолан

В ролях: Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Пайпер Перабо, Ребекка Холл, Скарлетт Йоханссон, Дэвид Боуи, Энди Сёркис

Татьяна КисляковаСнятый Кристофером Ноланом по мотивам одноимённого романа Кристофера Приста фильм по сей день числится во множестве списков самых лучших и обязательных для просмотра картин, призванных удивить зрителя неожиданными сюжетными ходами. «Престиж» действительно крепкое во многих аспектах кино, и в немалой степени этому способствует мастерство актёрского состава.

По сюжету друзья и коллеги в исполнении Хью Джекмана и Кристиана Бэйла из-за рокового происшествия становятся врагами и соперниками; для каждого из них теперь самое главное — обойти другого и доказать, кто на самом деле лучший. Актёрский дуэт прекрасно справляется с поставленной задачей: и Джекман, и Бэйл смогли создать на экране очень целостные образы в чём-то похожих, но при этом таких разных иллюзионистов.

Персонаж Бэйла на протяжении всего просмотра кажется более жестоким и завистливым, более беспринципным и отчаянным, нежели герой Джекмана. И Кристиану потрясающе удалось воплотить в жизнь эту невероятную жажду славы и повсеместного признания, ради которых можно пожертвовать абсолютно всем.

Дэн Эванс — «Поезд на Юму» (3:10 to Yuma, 2007)

Режиссёр: Джеймс Мэнголд

В ролях: Рассел Кроу, Кристиан Бэйл, Логан Лерман, Бен Фостер

Максим ДевяткинВетеран и фермер Дэн Эванс берётся сопроводить опасного грабителя Бена Уэйда до поезда, который привезёт того в тюрьму. Но путь оказывается непростым и полным опасностей, ведь банда Уэйда не хочет просто так расставаться со своим вожаком.

Так получилось, что у Кристиана не бывает проходных ролей: он то ли не прощает себе халтуры из чувства профессионализма, то ли заносчивый парень с непростым характером и впрямь лучший актёр на планете. В ремейке Мэнголда Бэйл сыграл фермера-неудачника, вдобавок калеку, который взялся за опасный эскорт лишь для того, чтобы возвыситься в глазах сына. И столь благородное устремление героя находит оклик даже у героя Рассела Кроу, безжалостного убийцы.

В ремейке голливудского вестерна у Мэнголда собрались Кроу, Бэйл и Фостер. Кроу уже в статусе великого, Бэйл в самом расцвете, а Фостера до сих пор по достоинству не оценили, хотя надо! Спустя годы Мэнголд снял «Логана», где переосмыслил супергероику и добавил в неё вестерна, не без влияния опыта работы над «Юмой», конечно же.

Брюс Уэйн — «Тёмный рыцарь» (The Dark Knight, 2008)

Режиссёр: Кристофер Нолан

В ролях: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Гэри Олдмен, Аарон Экхарт, Майкл Кейн, Мэгги Джилленхол

Николай БалашовОдин из главных столпов мирового успеха Кристиана Бэйла — трилогия о Тёмном Рыцаре/Бэтмене, которая возвела его и режиссёра проекта Кристофера Нолана в ранг суперзвёзд.

Разумеется, и до этого снимали фильмы о супергерое, но чем больше становилось их количество, тем хуже было качество. И вот, спустя почти десять лет, пришёл Нолан и сделал известную историю по-своему — более реалистичной и мрачной. Трюк сработал уже в первой картине «Бэтмен: Начало»: в кои-то веки фигура главного героя, Брюса Уэйна, смотрелась интереснее, чем его антагонисты. А Бэйл идеально вписался в образ, сумев продемонстрировать на экране не только супергеройскую мощь, но и драму человека, который вынужден примерить на себя костюм летучей мыши, чтобы победить собственные страхи и комплексы.

Лучшей из трилогии стала вторая часть, «Тёмный рыцарь». И здесь у Бэйла появился достойный соперник по борьбе за зрительское внимание: блестящая игра Хита Леджера была по достоинству оценена всеми критиками и даже киноакадемией. Но, к великому сожалению, посмертно.

Джон Коннор — «Терминатор: Да придёт Спаситель» (Terminator Salvation, 2009)

Режиссёр: МакДжи

В ролях: Сэм Уортингтон, Мун Бладгуд, Антон Ельчин, Кристиан Бэйл, Брайс Даллас Ховард

Ольга ВолодинаНесмотря на то, что первым же делом МакДжи предложил Бэйлу главную роль — Маркуса Райта, Кристиан решил, что хочет сыграть Джона Коннора — и под него немного подправили сценарий, дав Джону больше экранного времени. Спаситель человечества из Бэйла вышел очень естественный: дерганный, невыспавшийся, явно уже за гранью нервного срыва; словом, ровно такой, которого в апокалипсисе только и стоит ждать вместо плакатного героя.

Четвертый «Терминатор» запомнился также и благодаря скандалу на съемочной площадке: обычно спокойный Бэйл наорал на оператора Шейна Хёрлбата, а запись возьми да утеки в интернет (на нее даже пару ремиксов сделали). Кристиан потом извинялся и рассказывал, что это все из-за погружения его в образ до предела доведенного Джона Коннора, а коллеги по съемочной площадке сообщали, что в конфликте они скорее на стороне Кристиана, чем оператора.

Мелвин Первис — «Джонни Д.» (Public Enemies, 2009)

Режиссёр: Майкл Манн

В ролях: Джонни Депп, Кристиан Бэйл, Марион Котийяр, Стивен Лэнг, Джейсон Кларк, Билли Крудап, Джон Ортис

Татьяна КисляковаИграть хорошего парня в фильме, где плохой парень является главным героем, а, следовательно, симпатии зрителя всецело на его стороне, — дело заведомо гиблое. Но Кристиан Бэйл в роли агента Мелвина Первиса смотрится весьма убедительно и ничуть не теряется на фоне харизматичного плохиша в исполнении Джонни Деппа.

Образ Бэйла так или иначе ограничен рамками сценария, по которому герой должен был предстать перед зрителем в меру меланхоличным, сдержанным, при этом бескомпромиссным и отважным. Все эти черты актёр воплотил на экране, показав хладнокровие и ум Первиса, для которого поимка — или уничтожение- отъявленных преступников стали делом всей жизни.

Дикки Эклунд — «Боец» (The Fighter, 2010)

Режиссёр: Дэвид О. Расселл

В ролях: Марк Уолберг, Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Мелисса Лео

Максим ДевяткинОпять Бэйл трансформировался до неузнаваемости, на этот раз похудев для роли бывшего боксёра-наркомана. Дикки на правах старшего и более опытного брата готовит героя Уолберга к предстоящим боям, но и за пределами ринга каждому из братьев предстоит свой бой.

Для Дикки это прежде всего борьба со своими демонами и губительной зависимостью. Все вокруг ставят его в пример младшему брату, хотя ставить-то уже нечего, славные дни для Дикки давно прошли и герою Бэйла надо это признать и уступить дорогу младшему.

Бэйл опять оказался в отличной компании. Формально у него роль второго плана, но как персонаж Дикки намного интереснее своего брата, и его бой-то посложнее. Кристиан заслуженно получил за фильм своего первого и, хочется верить, не последнего болванчика.

Ирвинг Розенфельд — «Афера по-американски» (American Hustle, 2013)

Режиссёр: Дэвид О. Расселл

В ролях: Кристиан Бэйл, Брэдли Купер, Эми Адамс, Джереми Реннер, Дженнифер Лоуренс

Николай БалашовВ 2013 году Кристиан во второй раз поработал с режиссёром Дэвидом О. Расселлом, мастером жанрового кино. Расселл может с одинаковым успехом снять фильм как про войну в Ираке («Три короля»), так и про роман двух не совсем нормальных людей («Мой парень — псих»). А криминальная комедия «Афера по-американски» удалась ему просто блестяще! Фильм основан на деталях реальной операции ФБР по поимке нечистых на руку чиновников.

Бэйл играет прохиндея Ирвинга, который попадается агенту ФБР, и тот предлагает сделку: Розенфельд остаётся на свободе, если выдаст оперативникам более «крупную рыбу». И здесь надо особо отметить две вещи. Во-первых, это был один из тех фильмов, где Кристиан в очередной раз поэкспериментировал со своей внешностью: в пузатом лысеющем Ирвинге с трудом угадывается обычно прекрасно сложённый Бэйл. А во-вторых, актёру удалось сыграть не крутого героя, как он много раз делал, а довольно неоднозначного персонажа, средней руки мошенника. Такая смена имиджа пошла ему только в плюс, и его новую работу приняли на ура как зрители, так и критики. К слову, в этом плане повезло всем: четверо главных актёров получили массу номинаций на всевозможные кинопремии.

Расселл Бейз — «Из пекла» (Out of the Furnace, 2013)

Режиссёр: Скотт Купер

В ролях: Кристиан Бэйл, Кейси Аффлек, Вуди Харрельсон, Форест Уитакер, Уиллем Дэфо, Зои Салдана

Ольга Володина>Два брата, старший Расселл (Бэйл) и младший Родни (Аффлек) живут в маленьком провинциальном городке, где кроме сталелитейного завода — ничего вокруг. Расселл работает на этом заводе (и берет лишние смены, чтобы помочь вечно ставящему не на ту лошадь брату), а военный Родни не живет, а тоскует — лишь бы время между командировками в Ирак провести. И эта несчастливая жизнь в один момент оборвется — когда Расселл станет виновником аварии с человеческими жертвами, а Родни по-крупному задолжает местному воротиле.

Скотт Купер после удачного дебюта «Безумное сердце» (фильм принес Джеффу Бриджесу «Оскар» за лучшую межскую роль) продолжил снимать картины про синеворотничковую Америку с отличными актерами — и делает он это так, что разве что с картинами 70-х это сравнить можно, когда американа в кино была именно такой — глубинка, соль земли, простые парни, несправедливость жизни. И Бэйл у Купера (не один раз — он еще снимется у него в вестерне «Недруги») позволяет себе быть именно актером, а не опираться в основном на физическую трансформацию: это очень тихо, сдержанно сыгранные роли, но как же сильно резонирующие со зрителем.

Майкл Бьюрри — «Игра на понижение» (The Big Short, 2015)

Режиссёр: Адам МакКей

В ролях: Кристиан Бэйл, Стив Карелл, Райан Гослинг, Брэд Питт, Мелисса Лео, Рейф Сполл, Мариса Томей, Карен Гиллан

Татьяна КисляковаФильм Адама МакКея, абсолютно заслуженно получивший «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, может похвастаться целым арсеналом звёзд мирового уровня. И каждому из них досталось именно столько экранного времени, сколько было нужно, чтобы в достаточной мере раскрыть своего персонажа и его роль во всей этой истории с финансовыми махинациями и предсказанием грядущего мирового кризиса. Ну, а образ Кристиана Бэйла при этом оказался ещё и настолько впечатляющим, что актёр даже получил номинацию на приз киноакадемии.

Бэйл играет эксцентричного финансиста-интроверта, чьим россказням о скором крахе рынка ипотечных кредитов почти никто не верит. На первый взгляд роль кажется одной из самых простых и менее энергозатратных в череде более весомых образов актёра, но на самом деле Бэйл и здесь вновь демонстрирует своё мастерство перевоплощений, и в итоге не возникает даже малейших сомнений, что им проделана серьёзнейшая работа.

Джозеф Блокер — «Недруги» (Hostiles, 2017)

Режиссёр: Скотт Купер

В ролях: Кристиан Бэйл, Розамунд Пайк, Уэс Стьюди, Джесси Племонс, Бен Фостер

Максим ДевяткинКапитан Блокер — бывалый боец, переживший столько ужасов войны, что теперь едва ли когда-нибудь уснёт. Его принуждают сопровождать в родные земли умирающего индейского вождя с семьёй. Блокер воевал с ним и видел, как товарищи жестоко погибали от рук человека, которого он теперь вынужден доставить через кишащие опасностями прерии в целости и сохранности домой.

Компанию ждут сюрпризы на дороге, вроде бывших друзей, врагов и Розамунд Пайк в роли вдовы, у которой индейцы убили всю семью. Также здесь Бэйл снова встретился в одном кадре с Беном Фостером — помните «Поезд на Юму»?

Самая недооценённая и несправедливо проигнорированная роль Кристиана Бэйла. Блокер — внутренне искалеченный войной человек, и чем дальше, тем больше у Купера раскрывается этот персонаж; то, как Бэйл показывает эту трансформацию на экране, прекрасно и внушает трепет. Вкупе с реализмом и неприкрытой жестокостью, которой Купер не гнушается, фильм получается настолько сильным, что в прошлом году актёрский и режиссёрский болваны от академиков могли достаться «Недругам». Но не судьба, увы. Ждём теперь «Власть» с Кристианом!