«Сандэнс»: 11 самых обсуждаемых фильмов фестиваля

4 февраля 2019

Третьего февраля завершился кинофестиваль американского независимого кино «Сандэнс». Синемафия подводит итоги и рассказывает о наиболее обсуждаемых фильмах

Завершившийся несколько дней назад кинофестиваль «Сандэнс» после объявления своей программы выглядел не так обнадеживающе, как в прошлом году. Фильмы Бена Зайтлина, Келли Рейхардт, Трэя Эдварда Шульца, Ричарда Эггерса, Жозефин Декер, братьев Сэфди и Ноа Баумбака ещё не готовы. Хармони Корин и Джордан Пил неожиданно предпочли повезти свои фильмы на фестиваль South X Southwest в Техасе, а Кейси Аффлек поехал в Берлин. Это могло бы стать для «Сандэнса» нехорошим знаком, но за неделю выяснилось, что дебютанты и малоизвестные авторы также способны на сильные проекты, о которых будут много говорить в течение года. Да и с закупками на этот раз ситуация обстоит разительно лучше. Достаточно отметить, что только Amazon потратил на фестивале сорок шесть миллионов долларов. Ещё один немаловажный факт — все четыре фильма, получившие главные призы, сняты женщинами, что можно считать логичным в контексте сформировавшегося год назад тренда.

«Последний чёрный в Сан-Франциско» (The Last Black Man in San Francisco, основной конкурс)

Прокатчик: A24

Дебютный фильм Джо Талбота (обладатель приза за лучшую режиссуру) рассказывает о двух афроамериканцах, прототипами которых стали сам режиссёр и его друг. Если верить отзывам, то, прежде всего, это ода Сан-Франциско, по своей поэтичности и меланхолии напоминающая «Лунный свет». Сложно сказать, талантлив ли Талбот настолько же, насколько Барри Дженкинс, но эти сравнения, в любом случае, подогревают интерес. Как минимум может получиться просто хороший приятный фильм о дружбе из тех, которые у независимых кинематографистов редко не получаются.

«Прощание» (The Farewell, основной конкурс)

Прокатчик: А24

Ещё одно открытие фестиваля — семейная драма американки китайского происхождения Лулу Ванг «Прощание», основанная на реальной истории, также вошедшей в основу эпизода сериала «Эта американская жизнь». Фильм хвалят за сочетание драмы, комедии и социального комментария. Выделяют и актёрские работы — в первую очередь исполнительницу главной роли Аквафину, в прошлом году ставшую любимицей американской публики. А24 настроены серьёзно, так что велика вероятность того, что мы ещё услышим о «Прощании» в конце года, и даже не только в связи с «Золотым Глобусом». Награды фестиваля обошли этот фильм стороной, но у него всё еще впереди.

«Родной сын» (Native Son, основной конкурс)

Прокатчик: HBO (релиз на телевидении)

Очередная экранизация классического романа Ричарда Райта, вскрывавшего многие социальные проблемы Америки конца сороковых годов, впервые переносит его действие в современность. Судя по отзывам критиков, это привело к смешанным результатам, да и тот факт, что А24 продали права на фильм HBO, отказавшись от кинотеатрального проката, не может не беспокоить. Актёры Барри Дженкинса Эштон Сандерс и Кики Лейн, как и Мэттью Либатик в операторском кресле заставляют надеяться на то, что если даже «Родной сын» будет спорным, там всё же будет на что посмотреть. Интересно, каким образом эта сложная и сильно завязанная на своём времени история будет работать в современной обстановке.

«Люк» (Luce, основной конкурс)

Прокатчик: Neon

Поднимающий сложные и неоднозначные вопросы второй фильм Джулиуса Оны по большей части отмечают за то, что он эти вопросы поднимает. Экранизация нашумевшей бродвейской пьесы, судя по отзывам, оказалась театрализованной и сугубо диалоговой, но это оставляет большое пространство для актёрских работ. Выделяют не только исполнителя главной роли Келвина Харрисона-младшего (его можно увидеть в «Оно приходит ночью» Трэя Эдвадрда Шульца), но и Октавию Спенсер. Её роль многие называют лучшей в карьере актрисы, и даже сравнивают с тем, что проделывал Дж. К. Симмонс в «Одержимости». Сейчас сложно сказать, получится ли у фильма достойно выступить в следующем сезоне, но, учитывая, что Neon смог добыть первый «Оскар» для Эллисон Дженни, может, и у Октавии Спенсер выйдет получить второй.

«Бриттани бежит марафон» (Brittany Runs a Marathon, основной конкурс)

Прокатчик: Amazon Studios

Дебютный фильм Пола Даунса Коллиаццо — очередная тёплая летняя комедия в ряду других тёплых летних комедий, поставляемых «Сандэнсом» каждый год, получившая зрительский приз. Как обычно, есть в ней и актёрское открытие — Джиллиан Белл, которую отмечают даже те критики, которые восприняли проект в целом скептически. Amazon Studios планируют августовский релиз, что не выпадает из общей схемы проката для подобных фильмов, но если смогут собрать достойную кассу, то может и в сезоне отметиться.

«Сувенир. Часть 1» / «Воспоминание. Часть первая» (The Souvenir pt. I, основной конкурс в категории «Мировое кино»)

Прокатчик: A24

Полуавтобиографическая драма Джоанны Хогг — один из самых обсуждаемых фильмов фестиваля, который наиболее восторженные критики успели сравнить с «Призрачной нитью». История любви студентки и наркомана, названная в честь одной из картин Фрагонара, покорила многих как своей тонкостью и актёрскими работами, так и тщательностью, с которой Хогг выстраивает свой мир, от костюмов до освещения. Сыгравшую главную роль Онор Суинтон Бирн (дочь Тильды Суинтон, также снявшейся в фильме) выделяют отдельно, и вполне возможно, что это рождение новой звезды независимого кино. Летом Хогг снимает вторую часть фильма, которую уже сейчас называют одним из самых ожидаемых проектов следующего года. Первая часть уже получила Гран-при фестиваля в своей категории.

«Отчёт о пытках» (The Report, секция премьер)

Прокатчик: Amazon Studios

Скотт З. Бёрнс, более известный как сосценарист Стивена Содерберга, в качестве дебюта выбрал жанр политического триллера, основанного на реальных событиях. Адам Драйвер и Аннетт Бенинг, история расследования методов, применяемых ЦРУ во время допросов, сравнения с фильмами Дэвида Финчера и Тома Маккарти — только этого было бы достаточно для того, чтобы фильм встал в ряд самых ожидаемых в году, но произошло ещё кое-что. Amazon Studios потратили 14 миллионов долларов на права в североамериканском прокате, и планируют осенний релиз. Актуальная тематика, качественный сценарий и актёрские работы могут сделать фильм сильным игроком в сезоне, да и компании-прокатчику уже пора отыграться за последние два года, проведённые, честно скажем, не лучшим образом.

«Поздним вечером» (Late Night, секция премьер)

Прокатчик: Amazon Studios

Ещё один фильм, купленный Amazon Studios за рекордную сумму — комедия «Поздним вечером» по сценарию Минди Кейлинг, с Эммой Томпсон в главной роли. Основные похвалы достаются (что неудивительно) Томпсон, её давно не было видно в больших ярких ролях, так что главной причиной для просмотра остаётся именно она. Может ли фильм рассчитывать на награды, будет понятно после объявления даты релиза, но на независимых премиях о нём забыть не должны.

«Ослеплённые светом» (Blinded by the Light, секция премьер)

Прокатчик: New Line Cinema

Фильм о бесконечной любви британца пакистанского происхождения к музыке Брюса Спрингстина, названный в честь песни Брюса Спрингстина (также очень известной в версии Manfred Mann’s Earth Band). Судя по отзывам, это ещё одна британская музыкальная комедия, но очень хорошая и милая, и опять же, с Брюсом Спрингстином. Даже сложно придумать что-то, что здесь может пойти не так. К тому же, самый известный фильм Гуриндер Чадха «Играй, как Бекхем» был точно таким же — ни на что не претендующим, но очень милым и очень ностальгическим. Такие тоже нужны.

«Бархатная бензопила» (Velvet Buzzsaw, секция премьер)

Прокатчик: Netflix

Третий фильм Дэна Гилроя (который уже доступен на Netflix) реакцию вызвал довольно противоречивую. Есть те, кто в восторге от этой своеобразной сатиры на современное искусство, переходящей в хоррор, есть те, кто не видит в ней ничего оригинального. В данном случае, истина в глазах смотрящего, но к чему претензий точно не может быть — так это к работе Роберта Элсвита, костюмеров и мастеров по спецэффектам. Все они заслуженно отмечаются критиками даже в негативных отзывах, и фильм Гилроя стоит оценить хотя бы ради них. И красивых анимационных титров.

«Маленькие монстры» (Little Monsters, секция Midnight)

Прокатчик: Neon

Иронический хоррор с Лупитой Нионго, играющей на укулеле и защищающей детей от зомби на фоне песен Тэйлор Свифт. Для рекомендации к просмотру достаточно только этого, но стоит отметить, что этот иронический хоррор принят более тепло, чем иронический хоррор Гилроя. Он вряд ли рассчитан на широкую аудиторию, но может быть интересен любителям жанра.


Среди других любопытных проектов — тюремная драма «Клеменси», обладатель Гран-при фестиваля, первый, снятый чернокожей женщиной; обладатель приза за сценарий и приза за лучшую актёрскую работу «Поделиться» Пиппы Бианко; получивший приз за операторскую работу фильм «Лапочка» Альмы Харэль, снятый по автобиографическому сценарию Шайи ЛаБафа. Среди фильмов, показанных во внеконкурсных программах, можно отметить комедию «Отряд Зеро» с Эллисон Дженни и Виолой Дэвис (ещё один проект Amazon Studios), новый хоррор Бабака Анвари «Раны» с Дакотой Джонсон и Арми Хаммером, англоязычный ремейк фильма Сюзанны Биер «После свадьбы» с Мишель Уильямс и Джулианной Мур, политическую драму «Гостайна» с Кирой Найтли, комедию «Борьба с моей семьей» с Флоренс Пью в неожиданной роли (если верить критикам, это ещё одна удача молодой актрисы) и дебют Чиветеля Эджиофора «Мальчик, который обуздал ветер» (который также будет показан в Берлине). В этом году, несмотря на недостаток громких имён и жалобы на то, что людей на фестивале становится всё меньше, интересных и обсуждаемых работ было немало, и хочется верить, что каждая из них достойна того, чтобы её подождать.