Синемафия посмотрела: «Фаворитка»

4 февраля 2019; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Фаворитка».

Наши авторы посмотрели новую картину Йоргоса Лантимоса и однозначно рекомендуют её к просмотру. Разбираемся, почему «Фаворитка» стала одним из фаворитов «Оскара» в этом году.

Ольга Володина

Хорошая новость для тех, у кого сложные отношения с сюжетами Йоргоса Лантимоса: автор «Клыка», «Лобстера» и «Убийства священного оленя» снял фильм не по своему собственному сценарию, поэтому традиционное для греческого режиссера выпячивание проблем идентичности, желания вписаться в общество и добиться всего (и сразу) и в целом взросления не так ярко выражено. Хорошая новость для любителей сюжетов Лантимоса: это всё равно его фильм, так что никуда от этих тем не деться.

История борьбы двух фавориток при дворе королевы Анны подана максимально современно — только костюмы и антураж не дают забыть, что мы вообще-то в XVIII веке, а не в XXI. Оператор Робби Райан использует все возможные приемы, чтобы сделать снятый при естественном свете и в темных помещениях фильм максимально эффектным; и все равно, главное, что запоминается в фильме — это трио актрис на первом плане.

Это, пожалуй, лучшая роль Колман (дайте ей все «оскары» мира, пожалуйста) — актрисы, не стесняющейся быть на экране некрасивой, одутловатой, глупой и в целом малоприятной; на протяжении всего фильма ее Анна вызывает целый спектр эмоций, от пренебрежения через жалость к сочувствию. Две блестящие придворные дамы рядом с ней, в исполнении Вайс и Стоун, при всем блеске не могут оттянуть внимание только на себя, и их характеры раскрываются именно через взаимодействие с героиней Колман.

Фильм достоин каждой из 10 своих номинаций — но, к сожалению, не получивший еще одну — за лучшую роль второго плана для Николаса Холта. Ужасно интересно посмотреть, сколько болванчиков в итоге унесет самая, кажется, феминистическая из историй этого наградного сезона.

Максим Девяткин

Немного волнительно смотреть историческую костюмную драму о любовном треугольнике при дворе от Лантимоса, автора «Лобстера» и «Убийства священного оленя», но пусть синопсис не испугает — грек верен своему стилю. Фильм похож на всё что угодно, только не на скучную и чопорную драму об английском дворе, каких за прошедшие годы наснимали достаточно. Это и драма, и сатира, и даже порой костюмированная комедия.

Лантимос и не пытается играть в «историческую достоверность», для него восемнадцатый век — это антураж для развития истории и характеров трёх главных героинь, которая, если убрать парики и гобелены, вполне современна и напоминает скорее «Карточный домик». Некоторые сцены так просто выбиваются из эпохи, как сцена с танцами — это английской истории достаётся сюрный привет от Лантимоса.

У королевы, страдающей подагрой, есть фаворитка, холодная леди Мальборо, но тут приезжает кузина леди — Эбигейл, героиня Эммы Стоун, задвигающая свои амбиции не столь далеко, как кажется на первый взгляд. Где-то на фоне идёт война англичан с французами, это важно, но второстепенно, как и мужские персонажи в фильме. Надо отдать должное Лантимосу, который откровенно смеётся над мужиками с их войной, плотскими желаниями и глупостью, показывая их иногда слишком карикатурно. Их даже очень броско приодели (согласно моде того времени, конечно, но всё же), напудрили и накрасили, будто спортивные команды — в красненькие и синенькие платья и парики, в зависимости от позиции. И выглядит это очень смешно. К слову, барышням тоже достаётся от режиссёра, увы, но зрительского сочувствия к титрам не остаётся ни к одному персонажу.

Пока мужчины за скобками, нет никакого угнетённого меньшинства или женщин, страдающих от гнёта, наоборот. В сфере фильма всем рулят героини Стоун и Вайс, разыгрывая партию (по убийству уток на счёт) за власть, ловко манипулируя людьми и самой королевой. Вероятно, что так оно и было, и всё решалось в закулисье, узким кругом приближённых фавориток.

Оливия Колман изобразила королеву Анну этакой капризной и уставшей тёткой, ребёнком, которому хочется внимания. И тот, кто к ней ближе, обладает тем, чем захочет: продолжает войну из патриотических чувств или напивается, устраивая застолья.

В чём будут обвинять фильм, что он очень «вовремя». Будут говорить, что это пропаганда феминизма, что он про лесбийские отношения королевы Анны, что это всё попытка сыграть «на теме». Но, кажется, Йоргоса Лантимоса интересовало совсем другое. Он в своём ключе рассказал о трансформации трёх женских персонажей и сделал это круто. Помимо прочего, «Фаворитка» ещё рассказывает, собственно, о фаворе. О том, как легко всё переворачивается в одно мгновение, как быстро из грязи можно дойти до постели королевы или наоборот. И как при этом сложно сохранить лицо. И уж это сюжет на все времена.

Все три актрисы великолепны в фильме, все три достойны статуэтки, но очень несправедливо, что в основную категорию двигали только Колман, которой, если посчитать, там меньше всего из трёх. Видимо, распределили по иерархии, как королеву. Будет симолично, если Рэйчел Вайс возьмёт приз киноакадемии, сыграв Сару Черчилль. В прошлом году Олдман, в этом году Вайс. Почему нет.

Наш вердикт: