«Ленинградская сюита»: история фильма молодых кинематографистов о блокадном балете

6 февраля 2019

Синемафия рассказывает об интересном проекте молодых кинематографистов из Петербурга, которые снимают фильм о балете в блокадном Ленинграде.

Синемафия рассказывает об интересном проекте молодых кинематографистов из Петербурга, которые снимают фильм о балете в блокадном Ленинграде. Чтобы узнать о фильме и процессе съёмок побольше, мы пообщались с режиссёром «Ленинградской сюиты», Светланой Николаенко.

Как началась работа над фильмом и почему для взрослого дебюта выбрана именно тема Блокады?

История нашего фильма началась в 2016 году, вскоре после того, как я закончила университет кино и телевидения. Я искала интересный проект, в котором мне захотелось бы принять участие и проект нашёл меня сам. Мне позвонил человек, он не из мира кино, но у него были финансы, чтобы в кино вложиться. Он хотел сделать документальный фильм о блокаде Ленинграда, состоящий из интервью блокадников. Я согласилась, но предложила вставить что-то кроме интервью, какую-то художественную линию, которая показывала бы необычную сторону блокады, которую зритель ещё не видел.

Изучая книги о блокаде, я стала искать сценариста и познакомилась с Егором Шиловым, с которым мы до сих пор и работаем. У него была история для короткого метра про артистку балета во время блокады, которую он написал ещё до нашего знакомства. Мне эта история показалась оригинальной. Очень важно показать в культурной столице жизнь деятелей искусства во время блокады, показать, как они помогали ленинградцам, поднимали их боевой дух с помощью искусства. Было много вариантов сценария и поначалу решили, что это будет короткий метр с интервью, а также c историей главной героини, балерины Саши, которую мы развили со временем.

То есть первоначально «Ленинградская сюита» была коротким метром. А как это переросло уже в полнометражную историю?

Съемки шли довольно медленно. Исполнительница главной роли — настоящая артистка балета из Мариинского театра, поэтому у неё было мало свободных дней и мы снимали две-три смены в месяц. Было время обсудить, продумать рабочие моменты и постепенно мы начали понимать, что тема блокадного балета очень глубокая и там есть, что показать.

Вся история была построена вокруг Саши и её отца-композитора, практически всё действие происходило у них в квартире, и сцен самих балетных выступлений не было. Это было вызвано ещё и тем, что поначалу мы стремились максимально экономить бюджет. Но в процессе стало ясно, что у истории куда больший потенциал, чем мы изначально закладывали, мы почувствовали, что нужно её развивать и показывать блокадный балет.

На такое развитие денег не хватало, и мы сказали об этом нашему заказчику. Он отнёсся с пониманием, сказал, «ребята, я не знал, что кино это так дорого, вы молодцы, я вас поддерживаю, но уже больше морально, а не финансово». Мы дописали сценарий до полного метра, нашли людей, которые стали нам помогать с продвижением и начали принимать участие в питчингах. Осенью 2017 года мы участвовали в питчинге на Ленфильме в рамках международного культурного форума и очень хорошо выступили.

Мы выиграли поддержку от Свердловской киностудии. Они предложили нам сотрудничать и согласились бесплатно сделать нам пост-продакшн: монтаж, озвучание, цветокоррекция. Но до этого ещё нужно дожить и все снять.

Эта поддержка до сих пор в силе?

В силе, но пока на словах. Мы еще не заключили контракт, но представители киностудии обещают помочь, как и договаривались. Будем надеяться.

Кто-то ещё согласился помочь?

На том же питчинге мы познакомились с компанией Canon, которая согласилась предоставить нам технику для съёмок. Они предоставили нам камеру и оптику для следующих съемок, сейчас пытаемся с ними связаться по поводу дальнейшего сотрудничества. У нас как раз идёт подготовка к новым съёмочным эпизодам.

А с другими киностудиями, Мариинским театром, с представителями балета связывались?

Мы рассылали письма о нашем фильме на киностудии, известным культурным деятелям и, конечно же, людям, имеющим отношение к Мариинскому. Но это общие почтовые ящики, где письмо не будет прочитано или попадает в спам. Поэтому мы не дождались ответа, но продолжаем активно работать, чтобы выйти на важных людей в балетной сфере. О нашем проекте сейчас выпускается много статей, публикаций, эфиров и, возможно, это нам тоже поможет.

В феврале прошлого года нам ответила киностудия Алексея Учителя «Рок». Им понравилась наша заявка, мы встретились с продюсером Филиппом Пастуховым. Он сказал, что идея интересная, финансирование они, к сожалению, выделить не могут, но от имени киностудии проект можно отправить на питчинг в министерство культуры. Мы подписали контракт с киностудией.

Мы были тогда очень счастливы, думали, это верх мечтаний молодого кинематографиста и, конечно же, не сомневались в благополучном исходе питчинга.

Чем закончился питчинг в министерстве культуры для «Сюиты»?

Мы подготовили все необходимые документы и готовились к выступлению. Но в итоге, на этапе проверки документов и сценария, мы не прошли, и до питчинга нас не допустили. Уже через других людей, допущенных до питчинга, мы узнали деталь: если вас не допустили до выступления, значит, они даже не читали сценарий. То есть проект не прошёл по техническим критериям, вроде количества страниц.

Чуть позже я прошла сценарные курсы на Ленфильме, увидела недочёты, которые у нас были и мешали раскрытию главной линии. Тогда я подумала, почему сотрудники киностудии, которые якобы читали наш сценарий, консультировали нас по документам, не указали нам на эти огрехи. Мы бы переписали, подправили. Это только мои догадки, но появились сомнения, что они вообще читали наш сценарий.

Тем не менее, они обещали помочь техникой. Будем надеяться хотя бы на это.

Увы, но никому дебютанты не нужны. Дорогу нужно пробивать себе самим, что мы и успешно делаем, несмотря на все трудности и неурядицы. Наш фильм точно будет снят. Своим упорством, работой, готовностью постоянно совершенствоваться, надеюсь, мы подадим пример другим молодым кинематографистам. Но надо быть готовым пробиваться годами, вкладывать большую часть своего свободного времени в дело, идти вперед до конца. Или так или никак.

А других предложений о поддержке не последовало после твоего появления на телевидении?

Нам помогли костюмами, реквизитом, вышли на связь клубы реконструкторов. Военно-исторический центр Карельского перешейка в Выборге готов предоставить нам локации.

С городом сумели договориться?

Когда мы отправили письмо в комитет по культуре, они сказали, естественно, что деньгами помочь они нам не могут. Но обещали написать рекомендательные письма для высокопоставленных лиц, если потребуется поддержка. Мы запросили у них эти письма на имя Эдуарда Пичугина, директора Ленфильма, на имя директора молодёжного центра союза кинематографистов, Дмитрия Якунина. Письма все еще ждем.

На что планируется потратить те средства, которые вы уже собрали?

На те деньги, которые мы собрали, мы снимаем следующий эпизод, он будет довольно показательным, потому что мы сможем его склеить в готовый фрагмент. Он не раскрывает интриги фильма, не спойлерит, но при этом показывает, о чем будет фильм: блокада, самопожертвование, искусство. Это будет хороший пилот, который мы выложим в открытый доступ. Чтобы люди понимали, на что они жертвуют деньги. А также отправим этот ролик на последующие питчинги, в которых будем принимать участие.

А сколько человек задействовано в съёмках фильма?

Костяк у нас из десяти человек, они постоянно с нами. Некоторые уходят, но лишь потому, что у людей появляются свои проекты. Режиссёр, оператор, художник-постановщик, сценарист и главные актёры — мы все с самого начала вместе.

Все ребята работают на добровольных началах?

Все работают бесплатно. Все работают на энтузиазме, потому что хотят видеть такой фильм у себя в портфолио. Мы делаем большую ставку на то, что это будет не просто проходная история, а важная веха, которая сделает нам имя.

И «человеческий фактор» команду не подводил?

Да, один раз все-таки мы сильно споткнулись из-за подставленной нам подножки. Это было совсем недавно, возможно, ты слышал о непонятной ситуации на Планета.ру, когда все средства, которые нам перевели пользователи, были возвращены обратно. К сожалению, даже в самой хорошей слаженной команде может произойти большая ошибка с выбором человека, который втирается в коллектив, но в итоге он не горит темой, не готов принять на себя ответственность и идти до конца. На тот момент мы работали с другим продюсером, девушкой, студенткой из университета кино и телевидения. Поначалу все было хорошо, но настоящей продюсерской хватки у нее не было, она не была готова ради фильма идти на жертвы, работать больше, чем нужно и сыпать идеями по продвижению. Мы это осознали уже в течении краудфандинговой кампании и предложили ей стать линейным продюсером, который бы выполнял указания по организации съемок. На тот момент я устала всех «пинать» — это задача продюсера. Но у нас все было наоборот. Поэтому всем было бы проще при таком раскладе.

И в итоге, когда мы нашли нового продюсера, естественно начались выпады и претензии с ее стороны. Наши средства были переведены на ИП её мамы, что было моей большой ошибкой. Я поверила ей и не могла представить, что человек, которому пусть даже и не интересна тема, может совершить такую подлость. Она хотела вести полный контроль над финансами, вплоть до того, чтобы все расходы проходили по безналичному расчету. Но иногда это тормозит процесс в десятки раз. Когда, например, на известном рынке на Удельной мы покупаем одежду для массовки у бабушек, у которых нет ИП. И мы не можем провести покупку по безналу. Но именно там мы можем найти то, что нам нужно. К нам было огромное недоверие, как будто мы собираемся потратить собранные деньги на себя, хотя до этого мы работали вместе около года.

В итоге, когда мы уже согласились на подписание лишних бумаг, которые якобы гарантировали ее ИП «безопасность», они просто ни с того ни с сего сказали, что возвращают средства обратно. Без желания выслушать нас и найти компромисс. Можно было заключить договор о переводе средств и всей ответственности на другое ИП, много вариантов было. Но они просто не захотели тратить свое время. Это был очень хороший урок.

Собранные деньги к вам потом вернулись, ведь так?

Благодаря оперативной работе Планета.ру, мы создали вторую страницу нашего проекта, объяснили ситуацию людям через соц. сети: что деньги вернулись на их аккаунт и им нужно повторно произвести ту же операцию по переводу, но на нашу новую страницу. И 80% собранных денег вернулись к нам обратно. То есть это не являлось повторной покупкой вознаграждений, но лишь подтверждением: как перевод средств с одной карты на другую.

В процентном соотношении насколько уже готов фильм?

До переделки сценария была готова треть, но после осталось процентов пятнадцать. И сейчас, когда надо переснимать некоторые сцены полностью, готовы в основном только документальные вставки и интервью блокадников.

Не остыла страсть к проекту после переделки сценария? Силы потраченные уже не вернуть.

Это было тяжело принять, но мы на эту тему нисколько не переживаем. Многие режиссёры снимают в пять раз больше, чем попадает в финальную версию фильма. И никто не думает о них плохо, все понимают, что это творческий процесс и такое может быть. Уж тем более дебютантов это может коснуться. Наоборот, это особая сила, признать свои ошибки, исправить их, несмотря на уже отснятый материал, держать съемочную группу в творческом нетерпении, несмотря на неурядицы, и идти дальше. Мы очень долго к этому шли, мы выросли вместе с этим фильмом. Мы начинали с хорошего и простого короткого метра, а теперь у нас куда более сложная драматургия и масштабная история, с множеством героев и тем. Это прекрасно! Да, надо переснимать, но если ты понимаешь, что это не зря, то оно того стоит. Если идешь в кино, то должен быть готов на многое, в том числе на пересъемки.

Если всё будет идеально и по плану, то фильм будет готов где-то к зиме следующей?

Осень-зима 2019 года. Мы снимаем в феврале, весной и скорее всего к началу лета закончим, а дальше пойдёт уже пост-продакшн. Думаю, что сейчас у нас есть все шансы рассчитывать на благополучный исход. Сейчас как раз будет открытие нашего сайта, платёжной платформы, где мы сможем собирать деньги на съёмочный период уже без процента платформе, на которой запускались изначально.

Пройдёт пост-продакшн и будет премьера. Вы уже думали, как презентовать свой фильм? На youtube или в кинотеатрах?

Думаю, что мы будем договариваться о показах в кинотеатрах. Таких, как «Дом кино», «Родина». Мы, конечно, хотим отправить фильм и на фестивали. И как только это будет возможно, мы выложим фильм в открытый доступ, как только пройдёт время, которое необходимо для фестивальной жизни.

Субтитры и международные фестивали будут?

Если будем отправлять, то конечно. Почему нет. Большой прокат нас вряд ли ждёт. Но хотя бы в некоторых кинотеатрах в Петербурге и Москве это можно будет устроить. Возможны и телевизионные показы. Сейчас всё зависит от ближайших месяцев, от нашей кампании, спонсоров и дальнейших питчингов. У нас сейчас новый продюсер и мы готовы активно пробиваться со всем опытом, багажом интервью, сценарием и уже отснятыми эпизодами. Будем показывать, как маленькую короткометражку. У нас будет полный комплект, который мы можем предложить для инвестиций студиям и продюсерам.

Когда вы со сценаристом поняли, что сценарий надо переделывать, много изменений внесли? У вас же на тот момент уже был отснятый материал.

Мы полностью переписали сценарий и решили черпать из темы всё. Мы расширили историю, показали больше фактов из жизни блокадного Мариинского театра, он тогда назывался Кировский. Теперь история не только о главной героине и её отце, но и в целом об артистах балета. Как они справлялись с испытаниями блокады, привыкали к этим условиям и выступали. Главная линия остаётся: это написание музыки, посвящённой городу «Ленинградской сюиты» и трансформация главной героини. По идеальной сценарной структуре герой должен совершить трансформацию и завершить свою арку, приходя из точки, А в точку В, поэтому мы специально усложнили главную героиню: изначально Саша не понимает, что действительно означает война, она зациклена на своей балетной карьере и расстроена только тем, что ее премьера сорвана. Но постепенно преодолевая препятствия, видя вокруг ужасы войны, она меняется — становится человеком, который готов жертвовать собой ради других, помогать, вносить вклад в победу. В итоге она понимает, зачем ей искусство, танец, что это не просто красота и сцена, а ещё и мощная энергетическая поддержка для людей, для зрителей.

Каждый приносил свой вклад в общее дело, поэтому город и выстоял. Кто как мог. И артисты театра и балета поднимали боевой дух ленинградцев в то ужасное время. Они знали, что несмотря на голод и холод, люди всё равно приходили, чтобы хоть как-то отвлечься и увидеть свет в конце тоннеля.

На что вы опирались при воссоздании сцен и атмосферы того времени?

У нас в фильме есть реальный персонаж, Ольга Генриховна Иордан, артистка балета, которая контролировала в те годы труппу, даже поставила балет «Эсмеральда» в 1942 году. В её дневниках, на которые мы опирались при написании сценария, есть интересные сцены, например концерт в филармонии в октябре 1941 года. Там было много людей и её поразила атмосфера в зале, как прониклись слушатели, как благодарно аплодировали. Это было не рядовое выступление, было холодно, артисты выступали в холодном неотапливаемом помещении, но зал был полон. Она пишет, что никогда не видела таких глаз, таких лиц, аплодисментов, что было ощущение полного единства артистов и публики, которая была в зале.

Не было разговора телеканалами о показе трейлера к кампании, например?

К нам на съёмки обещали приехать два телеканала. Мы ждём выхода интервью на youtube-канале у Дмитрия Пучкова (Гоблина). С фильмом «28 панфиловцев» была похожая история — пока о фильме не узнал Гоблин, всем было всё равно. А потом все подтянулись и минкульт тут же вписался на готовенькое.

На какую возрастную аудиторию рассчитан фильм?

«Ленинградская сюита» для всех. Мы ориентируемся, что наш зритель от двенадцати лет и старше. В фильме показаны молодые герои, которые встречают войну в том же возрасте, в котором сейчас ребята не знают, что им делать и какой выбрать путь, надеемся, это привлечёт молодёжь. Сохранение военной истории, памяти подвигов наших предков интересно уже более взрослым людям. Поэтому мы надеемся привлечь разные возрастные группы.


Если вы хотите помочь создателям «Ленинградской сюиты» закончить фильм или узнать о проекте больше, переходите на сайт.