Кинорулетка: 2009
9 февраля 2019
Авторы Синемафии садятся в машину времени и вспоминают впечатлившие их фильмы 2009 года.
Принцип нашей кинорулетки очень прост: мы берем определенный год и рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. В этот раз мы отправились недалеко: 2009 год.
Поехали!
«Девять» (9)
Режиссёр: Шэйн Экер
Роли озвучивали: Элайджа Вуд, Кристофер Пламмер, Мартин Ландау, Джон Си Райли, Криспин Гловер, Дженнифер Коннелли
О чём: человечество захватили машины, всё разрушено и людей в мире нет, есть лишь девять оживших тряпичных человечков, оставленных учёным перед смертью. «Девятый» пытается разгадать, в чём же состоит предназначение его и остальных.
2009: «Девятый» вышел в 2009, символично. Плюс это продюсерский проект Тимура Бекмамбетова, почти сразу после «Особо опасен». Десять лет разницы, а сколько всего поменялось в кино и вокруг него.
Почему: как минимум, это достойный внимания необычный мультфильм, поднимающий философские темы, рассуждающий о жизни, душе, человечестве и об угрозе, которое оно несёт самому себе.
«Господин Никто» (Mr. Nobody)
Режиссёр: Жако ван Дормель
В ролях: Джаред Лето, Сара Полли, Дайан Крюгер, Лин Дэн Пэм
О чём: необычная история жизни, рассказанная последним смертным в мире будущего. Немо описывает подробности своей жизни, зачастую «пуская» альтернативную ветвь в свой рассказ, запутывая всё больше — какой же была настоящая история любви и жизни умирающего старика Немо?
2009: один из самых обсуждаемых и интересных фильмов того года, к слову, очень богатого на хорошее кино. Интерес к фильму не угасает до сих пор.
Джаред Лето по-хорошему удивил + великолепная Дайан Крюгер + история-притча о выборе и времени = отличное кино на все времена.
Почему: у ван Дормеля получилось очень классное высказывание о жизни, о проблеме выбора в ней, с которой сталкиваемся мы все. Фильм о том, как трудно найти себя, свой путь, принимать решения или отличить истинную любовь от ложной.
Периодически рекомендуется пересматривать, хоть фильм и идёт два с половиной часа. Если у вас дети подросткового возраста, то смотрите с ними. Да, «Господин Никто» не лёгкий фильм «перед сном», но это кино стоит вдумчивого просмотра.
«Аквариум» (Fish Tank, 2009)
Режиссёр: Андреа Арнольд
В ролях: Кэти Джарвис, Майкл Фассбендер, Кирстон Вэйрэнг, Ребекка Гриффитс, Гарри Тредэвей
О чём: Миа живет так, как умеет — ругается с матерью и соседскими девчонками, пьёт, периодически сбегает из дома и где-то в перерывах между этим готовится к танцевальному конкурсу. Когда в жизни матери появляется новый мужчина, начинает казаться, что всё наладится, но это только на время.
2009: На Каннском кинофестиваля 2009 года фильм Андреа Арнольд получил приз жюри. Найденная режиссёром на улице Кэти Джарвис в кино не закрепилась, а вот её экранный партнер Майкл Фассбендер остался надолго.
Почему: Фассбендер в сильной драматической роли и отличной форме (набранной в короткие сроки после окончания съёмок в «Голоде»). Камера Робби Райана, благодаря которой в лучшие моменты фильма возникает ощущение, что ты дышишь тем же воздухом, что и его герои. Атмосфера, характерная только для фильмов Арнольд, благодаря которой несложные истории о взрослении, разыгранные по большей части непрофессиональными актёрами, поднимаются на уровень высокого искусства. Но прежде всего, всё-таки, Фассбендер, между двумя лучшими ролями в карьере и до двух номинаций на «Оскар», одинаково убедительно играющий как идеального мужчину, так и малоприятного по своей сути человека, в рамках одного образа.
«Там, где живут чудовища» (Where the Wild Things Are, 2009)
Режиссёр: Спайк Джонс
В ролях: Макс Рекордс, Кэтрин Кинер, Джеймс Гандольфини, Пол Дано
О чём: Макс растёт без отца, и, ко всему прочему, переживает переходный возраст. Очередной раз поругавшись с матерью и убежав из дома, он попадает на загадочный остров, населенный огромными чудовищами, безобидными и не очень.
2009: Спайк Джонс приступил к съёмкам экранизации известного романа Мориса Сендака в 2005 году. Премьера должна была состояться в 2008, но в итоге была перенесена на год. Стомиллионный бюджет фильм не окупил, но это не помешало ему стать культовым.
Почему: Фильм Джонса сложно назвать детским — в нём много внутреннего психологизма и серьёзных тем, образы животных довольно жуткие, так что, если это и сказка, то скорее для взрослых. Красивая, грустная, говорящая о таких важных вещах, как выход из внутреннего кризиса (который при этом очень сильно и точно визуализирован), и нельзя не заметить, что для режиссёра очень личная. Фильм желательно смотреть в оригинале, учитывая, что жителей острова озвучивали Джеймс Гандольфини, Форест Уитакер и Пол Дано, и без их голосов он потерял бы много.
«Район № 9» (District 9)
Режиссёр: Нил Бломкамп
В ролях: Шарлто Копли, Джейсон Коуп, Натали Болтт, Сильвен Страйк, Элизабет Мкандави, Джон Самнер
О чём: когда над Йоханнесбургом зависает тарелка пришельцев, а эти самые пришельцы устраивают палаточный лагерь и настоящие трущобы в городе, работать с ними приходится как с любыми иными нелельгаьными мигрантами. Чиновник Викус ван дер Мерве просто выполняет свою работу — и никак не ожидал, что может оказаться в положении (да что там, буквально кожей почувствовать) этого самого пришельца.
2009: внезапно десять лет назад режиссер-дебютант из ЮАР показал всему миру, что всё еще можно снимать социальную фантастику, да и вообще многие социальные вопросы куда лучше подавать в обертке жанровой. Дальнейшее развитие жанра научной фантастики в кино очень многим обязано Бломкампу — именно потому, что оказалось, что фантастику можно не заогнять в гетто «развлекательные фильмы для подростков», а вернуть в список тех картин, которые могут поднимать и серьезную общественную дискуссию (как о было с фантастикой в кино 70-х).
Почему: потому, что это качественный — разве что местами слишком прямолинейный — жанровый фильм, а ван дер Мерве — кажется, самый неожиданный герой боевика, которого вообще можно себе вообразить. Отдельное спасибо Бломкампу, что благодаря ему в кино теперь есть Шарлто Копли, лучший южноафриканский импорт со времен Шарлиз Терон.
«Агора» (Agora)
Режиссёр: Алехандро Аменабар
В ролях: Рэйчел Вайс, Оскар Айзек, Макс Мингелла, Руперт Эванс
О чём: байопик о Гипатии Александрийской, переплетающийся с историей установления христианства в Александрии. Рассказ одновременно феминистический и направленный против организованной религии — трудно вспомнить другой фильм за последние пару десятилетий, в котором христиане бы выглядели такой неприятной сектой. Гипатия же в исполнении Рэйчел Вайс не хочет во всем этом участвовать, а хочет заниматься математикой; почему-то окружающим это ее желание мешает.
2009: «Агора» стала одним из самых дорогих проектов в истории испанского и в целом европейского кино (огромный для Европы бюджет в 80 миллионов евро), а также получила номинации в десятке c лишним категорий национальной испанской премии «Гойя» — и победила в 7, включая лучший сценарий и лучшую работу оператора).
Почему: не столько феминистический, сколько крайне грустный фильм о том, что в эпоху больших потрясений трудно позволить себе заниматься чистой наукой, даже если ты совершенно ангельской внешности и все встречные-поперечные в тебя влюбляются и готовы на руках носить; наоборот, влюбленности эти крайне мешают и отвлекают от идеального круга, не говоря уж о том, что попытки любых религиозных общин контролировать все сферы деятельности человека приводят к существенному ограничению свободы (даже свободы заниматься математикой).
«Предложение» (The Proposal)
Режиссёр:
В ролях: Сандра Буллок, Райан Рейнольдс, Бетти Уайт
О чём: суровая начальница Маргарет вынуждена прибегнуть к фиктивному браку, чтобы избежать депортации из США. Она не придумывает ничего лучше, чем заявить, что выйдет замуж за своего ассистента. Следует, само собой, полтора часа смешных ситуаций и итоговая, конечно, любовь-морковь.
2009: один из самых коммерчески успешных фильмов 2009 года, позволивший критикам возопить о «ренессансе ромкомов» — увы, хороших ромкомов от этого больше не стало. А вот карьеры Бетти Уайт и Райана Рейнольдса действительно возродились — первая на следующие десять лет станет любимой бабулей-матершинницей всея Америки, а Рейнольдс наконец докажет, что может вытянуть на себе фильм, поверить в один маленький проект о болтливом наемнике… и дальше, как говорится, уже история.
Почему: действительно хороший ромком, уверенно отражающий изменение в гендерных ролях в обществе, но при этом традиционность семейных ценностей и института барка. Если простыми словами- смешной, милый и веселый способ провести полтора часа, чтобы потом не было стыдно за бесцельно потраченное время.
Да, самый забавный момент фильма связан с тем, что хотя в кадре Буллок играет канадку, которой нужно выйти замуж за американца, чтобы остаться в стране, на дле у Буллок американский паспорт, а вот у Рейнольдса — как раз канадский.