Кадр из фильма «Сияние»

Кинорулетка: 1980

15 февраля 2019

Садимся в машину времени и предлагаем на выходные подборку фильмов, вышедших в 1980 году — а заодно рассказываем, почему их стоит увидеть.

Наша кинорулетка проста и очевидна: мы берем определенный год, рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. 1980 год — вот наш выбор на этой неделе.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Бешеный бык» (Raging Bull)

Режиссёр: Мартин Скорсезе

В ролях: Роберт Де Ниро, Джо Пеши, Кэти Мориарти, Фрэнк Винсент

О чём: фильм основан на реальной истории взлёта и падения американского боксёра итальянского происхождения, Джейка Ламотты. У бойца было многообещающее будущее, однако он не смог совладать со своим характером, гневом и ревностью вне ринга, что вышло ему боком.

1980: Де Ниро уговорил Скорсезе поставить «Бешеного быка», чем вырвал его из пут наркозависимости. Чёрно-белая картина о боксёре и его воспоминаниях была неоднозначно принята публикой, однако впоследствии «Бык» занял уверенные позиции в истории кино и запомнился, как один из лучших фильмов Мартина Скорсезе. Фильм даже получил две премии киноакадемии из шести. В том числе и статуэтка Де Ниро, увы, пока для него последняя.

Почему: как минимум этот фильм срежиссирован маэстро и в главной роли великий артист. Этот дуэт навёл шороху в Голливуде и смастерил множество картин, которые будут вспоминать и через сто лет. Кто бы ещё дерзнул снимать фильм про боксёра после «Рокки» в 1976?

Сам Ламотта консультировал создателей фильма и был в восторге от итога. Если вы чтите и любите Роберта Де Ниро, то тут он не хуже Кристиана Бэйла (задолго до него) перевоплощается, теряет и набирает вес для роли, «скачет» по жизни своего героя и такое мастерство компенсирует некоторую медитативность картины и чёрно-белую картинку.

«Сияние» (The Shining)

Режиссёр: Стэнли Кубрик

В ролях: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд, Скэтмэн Крозерс

О чём: писатель Джек Торренс с семьёй заселяется в отель «Оверлук», рассчитывая найти уединение в закрытом на зиму пустом отеле и поработать. Но, увы и ах, из этого ничего не выходит — в отеле происходят странные вещи, Дэнни, сын Торренса, начинает видеть странные явления и слышать голоса, а сам Джек сходит с ума. Ужас и кошмар. Но это же экранизация Стивена Кинга, чего мы ожидали?

1980: ещё один фильм, который не очень-то понравился зрителям, журналистам и самому Кингу, когда он вышел. Кубрика ругали за непонимание жанра, Дювалл за кривляние, а Кинг так и вовсе разругался с режиссёром, заявив, что написал совершенно другое и вообще ему не понравилось. Ну мало ли… Стивен Кинг известный ценитель, конечно, но если недавнюю «Тёмную башню» он расхваливает, а «Сияние» клеймит, то это о чём-то да говорит и не в пользу писателя, увы.

В любом случае, время всё расставило на места, сорок лет с момента выхода картины прошло и это уже классика.

Почему: Кубрик не самый плодовитый режиссёр в истории кино, поэтому каждая его работа на вес золота. Крутой был дядька и «Сияние» это один из лучших фильмов ужасов, о каком бы «непонимании жанра» не говорили. Но, если честно, то Дювалл, конечно, бы заменить, но это вопросы к Стэнли Кубрику.

Ну и, конечно, Джек Николсон. Никого и представить нельзя в роли писателя постепенно сваливающегося в безумие, продавшего душу дьяволу писателя с топором в руках, кроме него.

Очень его роль, со злой жестикуляцией, дьявольской мимикой — настолько ему идёт, что Джек по сей день прежде всего Джек Торренс из «Сияния», хотя у него есть и роли получше.

«Игра в четыре руки» (Le guignolo)

Режиссёр: Жорж Лотнер

В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Жорж Жере, Карла Романелли, Фон Гретхен, Мирелла Д’Анджело

О чём: герой Бельмондо — мошенник и плут Александр, выйдя из тюрьмы, снова берётся обманывать почтенных дам и «разводить» их на деньги. Вскоре Александр вмешивается в другую, куда более опасную и крупную игру.

1980: расцвет карьеры Бельмондо и французских ненавязчивых комедий.

Почему: хорошее, лёгкое кино о мошенниках, в стиле своего времени. Всё то, за что зрители любят комедии того периода там: трюки, преступники, переодевания, шутки и приключения.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Другие ипостаси» (Altered States)

Режиссёр: Кен Рассел

В ролях: Уильям Хёрт, Блэр Браун, Боб Бэлабан, Чарльз Хейд

О чём: Об учёном, который зашёл слишком далеко в попытках расширить сознание.

1980: Фильм Кена Рассела получил две номинации на «Оскар» (за лучший звук и лучший саундтрек), но это не самое главное. В нём свою первую большую кинороль сыграл телевизионный британский актёр Уильям Хёрт, который в скором времени стал одним из самых востребованных актёров Голливуда.

Почему: «Другие ипостаси» — типичный поздний фильм Рассела, который уже сказал всё, что хотел, и продолжает держаться за счёт качественного уровня, но благодаря подтекстам, вложенным Падди Чайефски и точному кастингу, он выделяется на общем фоне. То, что изначально кажется очередным вариантом истории Доктора Джекилла и Мистера Хайда, превращается в рассказ о том, что Сверхлюди не появляются сами по себе, а становятся такими от вседозволенности. Происходит это во многом благодаря Хёрту, выглядящему как идеальная Белокурая Бестия. Если отвлечься от подтекстов — да, здесь много очень красивого Уильяма Хёрта.

«Дочь шахтера «(Coal Miner’s Daughter)

Режиссёр: Майкл Аптед

В ролях: Сисси Спейсек, Томми Ли Джонс, Девон Хельм, Беверли Д’Анжело

О чём: О легенде кантри-музыки, которая была всего лишь дочкой шахтёра, выданной замуж в 13 лет.

1980: «Дочь шахтёра» — классический вариант фильма «под звезду», рассчитанный на то, чтобы звезда получила «Оскар». В данном случае речь идёт об «Оскаре» Сисси Спейсек за роль Лоретты Линн.

Почему: Спейсек, заполняющая собой весь фильм, убедительно играющая все возраста героини начиная от подросткового, а также алкоголизм, наркотическую зависимость и нервные срывы, самостоятельно исполняющая все песни на концертных выступлениях. То, что сейчас называется практически оскорбительным словом «Oscar-bait», в её исполнении не кажется наигранным, и в лучшие моменты (к которым относится финал) даже забываешь, что перед тобой всего лишь актриса, а не известная певица, которую так не вовремя подводит память.

«Обыкновенные люди «(Ordinary People)

Режиссёр: Роберт Редфорд

В ролях: Дональд Сазерленд, Мэри Тайлер Мур, Тимоти Хаттон, Джадд Хёрш, Элизабет МакГоверн

О чём: Об обычной американской семье, переживающей смерть старшего сына и попытку самоубийства младшего.

1980: Дебютный (и лучший) фильм режиссёра Роберта Редфорда «Обыкновенные люди» не только получил «Оскары» за лучший сценарий, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль второго плана (Тимоти Хаттон так и остаётся самым молодым лауреатом), но и стал лучшим фильмом 1980 года по версии Киноакадемии. Учитывая, что среди конкурентов был Мартин Скорсезе с «Бешеным быком», это решение принято называть спорным, но сейчас, когда прошло тридцать лет, оно таковым не кажется.

Почему: Отталкиваясь от романа Джудит Конрад, Редфорд создал схему, от которой впоследствии будут отталкиваться практически все семейные драмы, от «На холостом ходу» до «Манчестера у моря». Обычные американцы (в данном случае глава семьи — адвокат, но это особо не подчеркивается) в момент семейного кризиса, ситуации, которые могут произойти в любой семье, тщательно прописанный психологический конфликт, игра актёров, максимально приближённая к реалистичной. Этот фильм запустил развитие целого жанра, который на тот момент пребывал в легкой стагнации. Возможно, всё было куда проще — академикам просто хотелось наградить Редфорда за всё, что плохо лежало, а дебютанту Хаттону сыграли на руку родственные связи — но так получилось, что и для первого, и для второго, это так и осталось высшим достижением в карьере. А у Марти было ещё многое впереди.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Рядовая Бенджамин» (Private Benjamin)

Режиссёр: Ховард Зифф

В ролях: Голди Хоун, Арманд Ассанте, Айлин Бреннан, Роберт Бреннан, Сэм Уонамейкер

О чём: после смерти мужа в первую брачную ночь девушка из богатой семьи Джуди Бенджамен идет и записывается в армию. Но оказывается, что служба подразумевает казарму («мне обещали другую армию, с красивыми домами и личными комнатами!»), одинаковой формой («а нет ли у вас того же в другом цвете?») и полосой препятствий. Джуди, конечно, справится — и окажется, что она может всё.

1980: номинация на «Оскар» за лучшую женскую роль, за лучшую женскую роль второго плана и лучший сценарий; попадание в топ-100 комедий Американского института кинематографии; ну и вообще — один из фильмов, доказывающих, почему в 80-х королевой комедии была именно Голди.

Почему: по описанию тянущая на предшественника «Солдата Джейн» картина на самом деле — отличная комедия, в игровой и ненавязчивой форме утверждающая, что ежели женщина захочет — она чего угодно добьется.

«Американский жиголо» (American Gigolo)

Режиссёр: Пол Шредер

В ролях: Ричард Гир, Лорен Хаттон, Гектор Элизондо, Билл Дьюк

О чём: жиголо Джулиан Кей — лучший в своем деле в Лос-Анджелесе; любая стареющая богатая дама рада его нанять — формально как шофера и переводчика, но всем понятно, какие услуги он оказывает на самом деле. Его шикарная богая жизнь дает крен, когда он оказывается подозреваемым в убийстве; а тут еще связь с женой перспективного политика которая в него, кажется, влюбилась, а Джулиан привык обходиться без всяких чувств.

1980: в истории года фильм остался прежде всего благодаря написанной для саундтрека и ставшей сверхпопулярной песне Call Me, исполненной группой Blondie. Песню знают куда больше, чем фильм — она даже была номинирована на «Золотой глобус» — как и весь саундтрек, написанный Джорджо Мородером.

А, ну и тем, что едва ли не первый пример полной мужской фронтальной обнаженки в кино — когда речь идет об известном актере.

Почему: продолжающая «квартет фильмов о ночных профессиях» Шредера лента — одновременно с тем история не столько интересного мира мужской проституции, сколько исследование одиночества в большом городе. И отражение этого одиночества будет очень знакомо современному зрителю — герой постоянно колесит по ночному городу в огнях неона и под электронную музыку, точно как в позаимствовавшем этот образ одиночества «Драйве» Рефна.

Забавно, что в этом году Пол Шредер, режиссер и сценарист фильма, наконец был впервые номинирован на «Оскар» (за сценарий «Дневника пастыря»); а главой Американской киноакадемии сейчас является Джон Бейли, который был оператором «Американского жиголо». Мир очень тесен, не так ли?

Еще более забавно — фильм заканчивается почто такой же фразой, как и получившая в том году «Оскар» как лучший иностранный фильм «Москва слезам не верит». Мир тесен, а идеи носятся в воздухе.

«Империя наносит ответный удар» (Star Wars Episode V: The Empire Strikes Back)

Режиссёр: Ирвинг Киршнер

В ролях: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Билли Ди Уильямс, Энтони Дэниэлс, Кенни Бейкер, Питер Мэйхью, Фрэнк Оз

О чём: повстанцы, Империя, вот это всё — второй фильм первой трилогии «Звёздных войн», то есть те же герои и никакой точки в конце. Да, и ордно из самых известных в истории признаний в отцовстве.

1980: лидер по сборам на родине и в мире, 4 номинации на «Оскар» (и две победы),

Почему: чувствуешь себя полным идиотом, рассказывая, что же хорошего в фильме — который смотрели все. То, что это один из довольно редких вторых фильмов трилогии, ухитрившийся стать едва ли не лучше предсшественника — за счет того, что он идет вперед, а не воспроизводит удачную формулу — и это главное.

Ну и, конечно, то, что мы все на нем выросли.