Кадр из фильма «Девочка» (©, Кинокомпания HHG)

11 фактов о фильме «Девочка»

16 февраля 2019

В российском прокате идет бельгийский фильм «Девочка» — история мечтающей о балете Лары, которая родилась мальчиком. Рассказываем интересные факты о фильме.

Фильм бельгийского режиссера Лукаса Донта был представлен на прошлом Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд» и увез с Лазурного побережья приз за лучший дебют — «Золотую камеру»; ранее этот приз получали, среди прочих, Джим Джармуш за «Страннее чем рай», Стив МакКуин за «Голод» и Джафар Панахи за «Белый воздушный шар». Еще один приз, полученный «Девочкой» во время фестиваля — Queer Palm, награда за лучший фильм ЛГБТ+ тематики, показанный в Каннах.

Ларе 15, и она мечтает стать балериной. Радости ее нет предела, когда ее принимают в лучшую танцевальную школу Бельгии. Вернее, не было бы предела, если бы не одно обстоятельство: Лара родилась Виктором, и чтобы ее тело соответствовало ее самоощущению, она должна не только пройти гормональную терапию, но и перенести несколько операций.

1.

Режиссёр Лукас Донт в 18-летнем возрасте узнал историю танцовщицы Норы Монсекур. Нора родилась мальчиком, но была уверена, что она — женщина. Эта история так вдохновила Донта, что он обязательно решил рассказать подобную; проект родился «…из желания рассказать о том, как мы воспринимаем пол, гендер, о женском и о мужском. Но важнее всего была внутренняя борьба молодой героини, которая подвергает себя риску, чтобы стать тем, кем хочет. Она выбирает быть собой в пятнадцать. У многих на это уходит вся жизнь».

Сейчас Нора Монсекур — балерина, она состоит в труппе Государственного театра танца в Майнце. Она участвовала в работе над фильмом.

Нора Монсекур и ее брат-близнец Арно. Нора — балерина, Арно — футболист

2.

В 2014 году Лукас Донт начал работать над фильмом — сначала продумав, каким будет его подход к истории. «Большинство историй фокусируется на реакции внешнего мира, а мне было интересно рассказать о её собственных реакциях и чувствах».

Также важным для режиссёра было показать отношения героини с собой и своим телом: «Я хотел, чтобы зритель понял, каково это — жить в теле, которое не чувствуешь своим. […] Мне было важно поговорить об отношениях с телом.«

Режиссёр Лукас Донт

3.

Когда шел кастинг на главную роль, Донт выбрал «бесполый», «внегендерный» подход: требования относились к возрасту и умению танцевать, но не к полу исполнителей. Было отсмотрено более 500 подростков от 14 до 17 лет, и никто не подходил. Среди прослушиваемых были и цис-, и трансгендерные подростки. «Все время чего-то не хватало — то умения танцевать, то умения играть», — вспоминает Донт. И только на этапе групповых кастингов, когда подбирали актеров, которые сыграли бы одноклассников Лары, появился Виктор Польстер. «Он выглядел как ангел. Он показал танце, отправился домой, и я сказал — „Это именно он“».

Лукас Донт, Виктор Полстер и исполнитель роли отца Арье Вольтхалтер
на Каннском кинофестивале

4.

Полстер прочел сценарий и довольно быстро согласился на рискованную главную роль. Затем сценарий прочли родители Виктора, которому тогда было 15 — и тоже согласились, чтобы их сын сыграл роль Лары.

Виктор Полстер в роли Лары в фильме «Девочка»

5.

Совместное прослушивание Виктора и Арье Вольтхальтера, который сыграл отца Лары, прошло нетрадиционно: вместо того, чтобы дать им читать сценарий по ролям, актеры… готовили вместе пасту с лососем, чтобы проверить динамику между ними. Динамика, по словам режиссера, сходу удалась (в отличие от пасты).

Виктор Полстер и Арье Вортхальтер в фильме «Девочка»

6.

Также для Донта было важно, чтобы сам процесс терапии был максимально правдивым: он консультировался с врачами на медицинском факультете Гентского университета. Нора Монсекур, вдохновившая его на фильм, также участвовала в работе над проектом: сначала она консультировала Лукаса, а потом и присутствовала на съемках, когда Виктор не был уверен в своих силах (как-никак, это его актерский дебют).

Нора Монсекур, Лукас Донт и Виктор Полстер на бельгийской премьере фильма «Девочка»

7.

Помимо «Золотой камеры» и приза за лучший ЛГБТ+ фильм, на Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд» фильм получил награду за лучшую актерскую работу — без гендерного указания.

И это было только начало: впереди у «Девочки» были приз за лучший дебют на кинофестивале в Остенде, приз лучшему иностранному фильму на кинофестивале в Цюрихе, призы «Лучший фильм» и «Лучший европейский фильм» на фестивале в Сан-Себастьяне, приз Европейской Киноакадемии в категории «Открытие года», приз ассоциации кинокритиков Бельгии, «Магритт» (национальный бельгийский киноприз) за лучший фильм. Виктор Полстер тоже получил ворох призов за лучшую роль — на кинофестивалях в Одессе, Лиссабоне, Стокгольме, и «Магритт» лучшему актеру.

Лукас Донт получает «Золотую камеру» из рук председателя жюри премии Урсулы Майер

8.

Одновременно с восторгами критики на «Девочку» обрушилось и возмущение транс-сообщества. Лукаса Донта обвинили в том, что он «смотрит на Лару цис-взглядом» — то есть задерживается слишком много на теле, что трансгендерному автору бы в голову не пришло.

Более того, из-за одной из финальных сцен (не будем раскрывать ее содержание, чтобы не спойлерить) фильм назвали «опасным» для транс-подростков, которые могут принять Лару за модель для подражания.

Виктор Полстер в роли Лары в фильме «Девочка»

9.

В результате вокруг фильма развернулась нешуточная дискуссия: кто-то, как вдохновительница картины Нора Монсекур, фильм поддерживал, кто-то возмущался его опасностями и тем, что в фильме о трансгендерах нет собственно трансгендеров (вспомним скандал вокруг кастинга Скарлетт Йоханссон в проект Rub&Tug — Скарлетт в итоге от роли была вынуждена отказаться, и проект без звезды в главной роли приказал долго жить).

Variety написал, что одна из главных проблем фильма — разница в восприятии проблем транс-сообщества в Европе и США.

Виктор Полстер в роли Лары в фильме «Девочка»

10.

«Девочка» была номинирована в категории «лучший иностранный фильм» на «Золотой Глобус», а также была выдвинута национальным комитетом Бельгии на соискание «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». «Золотой Глобус» картина не получила, а вот в «оскаровской» гонке дошла до шортлиста категории (9 фильмов из всех кандидатов), но в итоговую пятерку не попала. Трудно сказать, повлиял ли скандал вокруг фильма на номинации — но так же трудно сделать вывод о том, что никакого влияния на решение тех же академиков он не оказал.

Виктор Полстер в роли Лары в фильме «Девочка»

11.

Фильм был приобретен для показа стриминговой платформой Netflix, релиз был запланирован на январь, однако перенесен. В январе Netflix организовал показы для транс-аудитории и сообщил, что показ фильма будет сопровождаться предупреждающими интертитрами. Лукас Донт поддержал это решение.


Источники: пресс-релиз фильма, ScreenDaily, Deadline, Out, Variety

Кадры из фильма представлены Кинокомпанией HHG