Синемафия посмотрела: «Алита: Боевой ангел»

18 февраля 2019; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Алита: Боевой ангел».

На этой неделе Синемафия посмотрела долгожданный продюсерский проект Джеймса Кэмерона «Алита: Боевой ангел», и наши авторы остались не очень впечатлены увиденным. Разбираемся, что же не так с новым фильмом Роберта Родригеса.

Алексей Куртышев

«Алита: Боевой ангел» отличается от своего первоисточника (надеюсь, никто и не думал иначе?). Фильм, конечно, мог бы стать очень мрачным киберпанком с ультранасилием. Только в этом случае и бюджет бы с 200 миллионов уменьшился до 5 миллионов «Апгрейда», который может позволить себе высокий возрастной рейтинг и при этом окупиться. А за такие деньги не покажешь красивый мир уровня «Аватара», и уж тем более не воссоздашь лучшую часть оригинала, одну из самых главных его фишек, без которой экранизация практически теряет смысл — моторбол. Об этом говорил и Кэмерон, а создатели аниме 1993 года были очень расстроены, что не смогли поработать над этой частью манги.

Моторбол — это самая популярная игра в Нижнем городе, где все, за редким исключением, уже давно стали киборгами. Поэтому опасные, смертельные гонки — крутое развлечение, которое принесёт славу и богатство. Сюжет приведёт героиню к этим гонкам во второй части фильма, а начало будет отведено для знакомства зрителя с городом.

Город-свалка оказывается удивительным, светлым местом, где на улице можно достать шоколад, а добрый киборг, которого починил доктор, подарит немного апельсинов. Всё это сделано в противовес вечно тёмным и грязным улицам «стандартного киберпанка», и такой взгляд имеет право на жизнь! Ведь не смотря на то, что днём на главных торговых улицах может быть и не так плохо, с наступлением темноты всё меняется. Здесь и выходит на свет (смекнули?) настоящий Родригес, который до сей поры лишь играл в «мирного визионера»: показывал зрителю интересный мир, киборга-гитариста и утончённую Алиту с её ручками и ресничками. Ночью же по городу носятся фрики-киборги творящие бесчинства и Кристоф Вальц с огромным реактивным молотом (!!!), к ним присоединяется Алита, которая внезапно знает «специальное-киборг-кунг-фу». А потом начинается такая резня, что становится интересно каким образом создатели уложились в PG-13 (видимо киборгов за людей уже не считают). Вот и возникает вопрос, а кто, если не Родригес? Режиссёр «Города грехов» и «Мачете», если кому-то нужно напомнить.

Но минусы тут будут и для тех, кто смирился с тем, что дословной экранизации не будет. Любовная линия, которую так сильно продвигают во всех трейлерах, оказывается абсолютно ужасной, а моменты, выглядевшие удачно на бумаге, в фильме превратились в пафосное нечто. «Пафосное нечто» — это ещё и отличная характеристика саундтрека. Возможно, что всё внимание на себя перетянул визуал и во время второго просмотра музыка раскроет себя, но чёрт возьми! Это же Junkie XL! «Безумный Макс: Дорога ярости», «Бэтмен против Супермена», «Дэдпул» — лучшие саундтреки больших фильмов последних лет, не могли они просто быть случайностью.

Несмотря на печальную ситуацию с любовной линией и не самое сильное музыкальное сопровождение фильм показывает новый мир, в котором интересно находиться, который интересно рассматривать, подмечая детали. Даже бои сняты максимально «чисто», никаких мельтешений, чтобы ни один кадр не прошёл мимо зрителя. Магия кино срабатывает, безумие Родригеса срабатывает (каким образом — загадка) и ты сидишь, переживая за аниме-девочку на моторболе. Не чудо ли?

Николай Балашов

Давайте по-честному: «Алита» — очень хорошее кино, но оно категорически запоздало с выходом. Манга-первоисточник вышла аж в начале девяностых, а до больших экранов добралась только сейчас. Неудивительно, что за это время мы успели лицезреть такое количество различных блокбастеров всех стилей и направлений, что пресытились подобным зрелищем более чем. Теперь, чтобы по-настоящему удивить зрителя, ему подавай что-то настолько грандиозное, чтобы там и сценарий был необычный, и спецэффекты еще более крутые, чем раньше, и то, и сё, и пятое, и десятое. По-моему, чуть ли не единственный, кто еще может нас удивить подобным, это Нолан. Остальные стараются, но выходит по-разному.

И это проблема не только «Алиты». Когда уже снята масса фильмов, которые в чем-то наследуют тому или иному культовому произведению из 70−80−90-х годов (подставьте нужное), и руки кинематографистов наконец добираются до первоисточника, то часто получается так, что «мы уже все это видели». Недавний провал «Валериана и города тысячи планет» подтвердит: большинство посчитало фильм чуть ли не пародией на всевозможные «Аватары» и «Звездные войны», хотя оригинальный комикс про Валериана вышел куда раньше, чем Лукас придумал свой Татуин.

Кэмерон и Родригес практически повторяют путь предшественника Бессона, но делают это все же чуть изящнее. Не бьют наотмашь несметным количеством информации с экрана, а аккуратно показывают нам новый мир и неспешно ведут героиню к тому, чтобы она обрела… Правильно — свое предназначение. Где-то мы уже это видели? Ну, так сейчас и не девяностые за окном. Да, сценарий банален и предсказуем, но здесь есть одно большое но. Точно так же как в случае с «Аватаром» здесь не столько важно «что», сколько «как». Безумно красивый пост-апокалиптический мир, жуткие киборги, интересная игра моторбол и, наконец, главная героиня — наивная девочка и безжалостный убийца в одном лице. Все это по-отдельности мы уже видели не раз, но в данном контексте этот набор, к счастью, работает. Ближайшее кино, с чем хочется сравнить «Алиту», это «Элизиум». Тоже небесный город, нависший над землей, тоже усовершенствование людей роботизированными протезами, тоже попытка прорваться наверх… Но если там все было сделано с убийственной серьезностью (и такой же банальностью), то здесь, хоть и без изысков, но вполне неплохо смотрится. На уровне хорошего подросткового fantasy movie, идеалом которого являются «Голодные игры» — в меру сопливые и, одновременно с тем, жесткие. «Алита» примерно такая же. И да, она однозначно лучше того же «Призрака в доспехах», потому что не пытается копнуть глубже чем надо.

Самое главное, что несмотря на все минусы (которые ты прекрасно осознаешь, сидя в кинотеатре), картина практически не провисает, раз за разом удивляя все новыми трюками и классными битвами. Ну, а на улыбку и мимику Алиты можно любоваться бесконечно!

Даешь сиквел!

Ольга Володина

Николай выше пишет о том, что фильм удивляет «трюками и битвами». Собственно, это то, что явно интересует создателей — как показать очередного киборга и битву железа с железом, или, прямо скажем, пикселей с пикселями. Да, киборги вышли на заглядение, причем что с точки зрения красоты, что с точки зрения дрожи отвращения; драки поставлены интересно и не повторяются — разве что трюк с защитой Залема. Да, и Алексей тоже прав — детальки вышли такие, что хочется походить по городу и рассмотреть всё: и развалины, и улочки, и машины, и центурионов, и механических собачек; хочется сходить на моторбол, хочется попробовать тот самый шоколад, что Алита ест на улице. Да, и узнать, как снимали фильм, тоже хочется: это ж какая огромная работа была проделана, что Алита — почти как живая!

Но вот все это рассматривание деталек похоже на рекламу парка развлечений, а не фильма. Фильм — это немножко больше, чем торжество технологий и рассматривание ресничек, ручек и шестеренок. А со всеми остальными составляющими фильма скорее беда.

Начнем того, что в борьбе за рейтинг потерялся смысл сюжета. Мечта о небесном городе Залеме, когда Айронсити под ним — огромная свалка, вполне понятна. Мечта о небесном городе Залеме, когда Айронсити от него отличается примерно как рабочий квартал одного города от богатого центра, явно не объясняет готовность делать все что угодно, лишь бы сбежать. Айронсити никак не похож на тот «ад», которым его называет Вектор: на улицах румяные матери с пухлощеикими детьми, подростки играют на улицах (или даже рассекают на собственных мотоциклах), шоколад продается у уличных торговцев, а за пределами города — красота и сельскохозяйственные угодья. Ну, конечно, можно и получше жить — но если это и есть «антиутопия», так запишите меня в добровольцы.

Главная героиня — это даже не МэриСью; это мечта о идеальной девушке, отлитая в алюминии, вместо сердца пламенный мотор (то есть ядерный реактор). Героиня идеальна во всем: она все умеет, победить может что угодно, мегауспешна в спорте, красива, уложить может врага одной левой, цель ее — бороться со злом. Наблюдать за идеальными людьми — скучно. Хорошего, интересного персонажа создают недостатки; Алита — совершенство.

И благодаря этому сюжет тоже становится предсказуем как понедельник: все препятствия на пути Алиты сами собой убираются. В некоторых случаях для этого требуется пять минут экранного времени, но мир сам подстраивается под героиню: вот тебе одно тело, вот другое, вот суррогатная семья, вот любовный интерес, вот враги по ранжиру, каждого из которых может уложить только она, единственная и неповторимая. То, что драматургия изобилует банальными мелодраматическими моментами, тоже не помогает.

Наблюдать остается за тем, как хорошо программисты сделали ей ручки и реснички. И за городом. Я бы сходила на экскурсию по Айронсити, но можно для приключений там предложить другой сюжет?

Максим Девяткин

В визуальном плане «Алита» хороша. И эффекты крутые, и графика, и главная героиня выглядит, как живая. Внешне это шикарное зрелище, в которое создатели немного и заигрались.
Про мир в двадцать шестом веке толком ничего не рассказали, про киборгов и спортивную составляющую — тоже. Подход, как и сюжет, слишком поверхностный и простой для киберпанка, каким хотелось бы его видеть сейчас. Пусть не так серьёзно, как у Вильнёва в «Бегущем 2049», но почему настолько белыми нитками?

История Алиты, это подростковая история Джейсона Борна-киборга. Девочку нашёл на свалке и собрал заново добрый доктор в исполнении Вальца, который играет здесь самого себя, как всегда, но на минималках, а потом начинается стандартная история подросткового кино, где думать о логике особо не принято — важны герои. Поиск предназначения, любовь (платоническая, видимо), борьба за право на лучшую жизнь и всё это с затёртыми фразами и банальщиной.

Но тут врывается автор-Родригес, который устраивает экшен, месиво, отрубленные, оторванные и раздавленные головы киборгов с человеческими лицами и ручейки голубой крови антифриза. Этим фильм и берёт. Сцены уличных драк, разборок с наёмниками и игр в Моторбол — это то, что сделано абсолютно круто, по-родригесовски кроваво и зрелищно — и этого много, за что режиссёру спасибо. Его видно, несмотря на разговорчики о том, что Роберту тесновато в рамках блокбастера. Чем-то «Алита» напоминает «Детей шпионов», но с меньшим градусом безумия.

При всех минусах детища Родригеса и Кэмерона, нельзя сказать, что посыл такой уж плохой. Остаётся вопрос, а для кого фильм: если он для подростков и детей — зачем раздавленные головы, а если для взрослых, то что ж так просто всё. «Алита» похожа на всё, что мы видели до этого, но при этом и посмотреть её приятно. Особенно, когда на экран вернулась Дженнифер Коннелли, а рядом с ней дважды лауреат киноакадемии Вальц латает криборгов и машет молотом правосудия.

Порой не видно мотиваций и причин поступков тех или иных персонажей. Очень жаль, что тема с моторболом прошла по касательной, почти не затронув спортивную составляющую. Но тяжело впихнуть всё в два часа. Поэтому сконцентрировались на истории Алиты, киборга-Борна, чья история простовата, но в целом достойна внимания. Хотя бы на драки с мечом и Алиту с индейским раскрасом из собачьей крови посмотреть стоило, это… необычно.

Наш вердикт: