Ума Турман в фильме «Убить Билла»

Кинорулетка: 2003

24 марта 2019; автор: Коллективный разум

Садимся в машину времени и предлагаем вспомнить некоторые из фильмов, вышедших в 2003 году — а заодно рассказываем, почему их стоит увидеть.

Наша кинорулетка проста и легка: мы берем определенный год, рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. 2003 год — вот наш выбор на этой неделе.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Влюбись в меня, если осмелишься» (Jeux d'enfants)

Режиссёр: Ян Самюэль

В ролях: Гийом Кане, Марион Котийяр, Тибо Верхак, Жозефин Леба-Жоли

О чём: мальчик и девочка с детства берут друг друга «на слабо». Годы идут, забава так и остаётся с ними, а задания, которые они придумывают, становятся всё опаснее и изощрённее.

2003: для европейского кино нулевых это хит, который вышел за пределы франкоязычной территории, что случается довольно редко.

Почему: есть фильмы, в которых Котийяр просто бомбически волшебная — вот и пример.

Оригинальная, не скучная и не сопливая история дружбы и любви, обёрнутая удачной идеей с игрой главных героев, проходящей сквозь их жизнь. Приятно смотреть и пересматривать. Мы взрослеем, но в душе мы всегда дети — и главным героям это даже помогает жить с огоньком.

«Трудности перевода» (Lost in Translation)

Режиссёр: София Коппола

В ролях: Билл Мюррей, Скарлетт Йоханссон, Джованни Рибизи, Анна Фэрис

О чём: в Токио встречаются два одиночества — повидавший жизнь актёр Боб, приехавший сниматься в рекламе, и молодая выпускница колледжа. Боб переживает жизненный кризис и скучный брак, а Шарлотта, уехав за мужем в командировку, пытается найти свой путь. Они не могут уснуть по ночам и гуляют по Токио, изучая восточный колорит, пытаясь понять что-то важное для себя и помочь друг другу.

2003: если кто был в Японии или Китае, поймёт героев без труда: некоторая отчуждённость и барьер там действительно есть, хотя бы очевидный — языковой, отражённый в названии. Прошли годы, но вряд ли что-то сейчас иначе.

Вечна и тема потерянности, «непереводимости» себя, непонимания своего пути и стремление найти родственную душу. Маленький независимый фильм наделал шума в нулевые, да и по сей день «Трудности перевода» в какие только топы не попадает. Плюс три «Золотых глобуса» и «Оскар» Софии Копполе за сценарий. Лишнее подтверждение тому, что каким-то образом это кино находит в каждом свои струны и получается музыка.

Почему: поэтому фильм Копполы и великий, что ей удалось написать и снять вечную историю, которая откликается в каждом. При этом фильм может показаться нудным, затянутым, там в общем-то и не происходит почти ничего. Но магия.

Потратив копейки, Коппола сняла лучший свой фильм (не то чтобы у неё их много), лучше всех использовала образ Билла Мюррея (бедный Билл всегда играет немного себя), который тут великолепно смотрится с совсем ещё молодой Скарлетт Йоханссон.

«Воспоминания об убийстве» (Salinui chueok)

Режиссёр: Пон Джун-хо

В ролях: Сон Кан-хо, Ким Сан-гён, Ким Рве-ха

О чём: в корейской провинции орудует маньяк, который зверски убивает женщин. Двое местных детективов не могут ничего сделать из-за своего непрофессионализма и неподготовленности к такого рода делам. Да и методы у них те ещё… Из столицы к ним приезжает опытный сотрудник, но поможет ли он в расследовании?

2003: фильм-представитель подъёма корейского кино тех годов: все помнят «Олдбоя», но были у корейцев и такие истории.

Почему: кстати, фильм поставлен на основе реальных событий. Вышел такой корейский «Настоящий детектив» без МакКонахи. Грустно, тлен и тоска. Квентин Тарантино включил «Воспоминания об убийстве в список лучших фильмов.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Таинственная река «(Mystic River)

Режиссёр: Клинт Иствуд

В ролях: Шон Пенн, Тим Роббинс, Кевин Бейкон, Лоренс Фишбёрн, Марша Гей Харден

О чём: Дочь Джимми Маркума находят мёртвой. Он уверен, что знает, кто за этим стоит, и что преступника необходимо наказать самостоятельно. Это могло бы быть историей о самосуде, но всё началось ещё раньше, когда Джимми и его друзья были детьми, и одного из них затолкали на заднее сидение полицейской машины.

2003: На Каннском кинофестивале 2003 года состоялась премьера нового фильма Клинта Иствуда, основанного на романе Денниса Лихейна. Он был номинирован на «Оскары» в пяти номинациях, включая «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура», но в тот вечер с наградами ушли только сыгравшие в нём актёры — Шон Пенн и Тим Роббинс.

Почему: Работы Пенна и Роббинса, заслуженно получивших свои награды, не говоря уже об остальном очень сильном актёрском составе. Крепкая режиссура Иствуда, находившегося на пике своей формы. Наконец, сама история, поднимающая много неудобных вопросов, и не на каждый из них дающая однозначный ответ. Среди экранизаций Лихейна есть фильмы сильные, очень сильные, средние и посредственные. Этот — сильный.

«Убить Билла» (Kill Bill: Vol. 1)

Режиссёр: Квентин Тарантино

В ролях: Ума Турман, Люси Лью, Вивика А. Фокс, Дэвид Кэрредин

О чём: Красивая женщина приходит в себя в больнице. Она была первоклассной наёмной убийцей, и хотела начать новую жизнь с мужем и ребенком. В итоге нет ни того, ни другого. Виноваты во всём Билл и ещё несколько человек, каждый из которых должен ответить за то, что сделал.

2003: В сентябре 2003 года состоялась премьера первой части дилогии Квентина Тарантино, которую он начал разрабатывать в конце девяностых. До сих пор ведутся споры о том, насколько она была удачной, но она бесспорно стала культовой.

Почему: Ума Турман в жёлтом комбинезоне, невероятно изобретательные драки, музыка, операторская работа, отсылки к боевикам с Брюсом Ли и не только, диалоги, Люси Лью, Дэвид Кэрредин, кровь на снегу… Вам правда нужны ещё причины, чтобы снова это посмотреть?


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Последний самурай» (The Last Samurai)

Режиссёр: Эдвард Цвик

В ролях: Том Круз, Кен Ватанабэ, Коюки, Тимоти Сполл, Тони Голдвин, Хироюки Санада

О чём: японский железнодорожный магнат нанимает героя войны за независимость США консультантом по подготовке регулярной армии, чтобы сражаться с восставшими против резких реформ самураями. Однако после первого же сражения американский капитан попадает в плен, очаровывается японской культурой, влюбляется и переходит на другую сторону конфликта.

2003: один из лидеров проката по итогам года — почти полмиллиарда долларов в мировом бокс-оффисе, четыре номинации на «Оскар» (включая номинацию Кена Ватанабэ за лучшую роль второго плана).

Почему: Цвик очень старался сделать фильм максимально аутентичным — тут и популярные японские актеры в главных ролях, и внимание к деталям, и очень аккуратная попытка передать исторический период (с выдуманными именами и событиями, однако имеющими четкие параллели в реальности). Настолько бережно отнесся режиссёр к японскому материалу, что возмутились… историки-японисты: мол, самураи не были такими уж бескорыстными благородными воинами, а причиной их бунта была не просто приверженность традициям. Однако если воспринимать фильм Цвика как сказку, то получается вполне себе европейская история очарования чужой культурой — немного наивная, но красивая.

«Фанфан-тюльпан» (Fanfan La Tulipe)

Режиссёр: Жерар Кравчик

В ролях: Венсан Перес, Пенелопа Крус, Дидье Бурдон, Элен де Фужроль, Мишель Мюллер, Филипп Дормуа

О чём: приключения сироты Фанфана, который, дабы избежать свадьбы, записывается в армию, в полной уверенности, что его судьба — жениться на королевской дочери.

2003: ремейк фильма 1952 года с Жераром Филипом и Джиной Лоллобриджидой должен был стать хитом — в режиссерском кресле сидел принесший миллионы со своим «Такси» Кравчик, главные роли играли европейские звезды первой величины Перес и Крус, бюджет составил более чем серьезные для Европы двадцать миллионов. Однако что-то пошло не так — открывавший Каннский фестиваль фильм в прокате собрал едва ли треть бюджета, а критики от него не были в восторге. Что ж, благородный провал — тоже знак времени: в 2003 году исторические приключенческие фильмы уже никому не были нужны, как могло показаться. До выхода исторических приключенческих «Пиратов Карибского моря» оставалась пара месяцев…

Почему: если отставить в сторону обязательной сравнение с детскими воспоминаниями о «правильном» Фанфане-Филипе, то фильм оказывается честным развлечением — сражения на шпагах, погони, рожденная для исторических костюмов Крус и достаточная доля юмора.

«Чумовая пятница» (Freaky Friday)

Режиссёр: Марк Уотерс

В ролях: Джейми Ли Кёртис, Линдси Лохан, Чэд Майкл Мюррэй, Стивен Тоболовски, Марк Хармон

О чём: однажды мать и дочь просыпаются — и понимают, что некая магия поменяла их телами. Теперь подростку Анне в теле её мамы предстоит принимать пациентов, а психотерапевта Тесс в теле дочки ждет увлекательное путешествие в мир жареной картошки, еще не портящей фигуру, и подростковых переживаний.

2003: в том году казалось, что Линдси Лохан из диснеевской звездочки вот-вот станет большой голливудской звездой — и «Пятница» была хорошей ступенькой на пути к славе. К сожалению, карьере Линдси помешали скандалы, суды и наркотики, но давайте вернемся на 15 лет назад и представим, что могло было бы быть…

Почему: ремейк фильма 1976 года — там дочку играла Джоди Фостер — оказался ровно той подростковой комедией, которую можно смотреть в любом возрасте, прежде всего благодаря отличной Джейми Ли Кёртис (а где она не отличная). Ну и традиционное для фильмов проговаривание морали тут все-таки смягчено приключениями и смешными ситуациями — даже больше, чем в оригинале.