Синемафия посмотрела: «Мёртвые не умирают»

18 июля 2019; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Мёртвые не умирают».

На прошлой неделе мы посмотрели новую картину Джима Джармуша. Разбираемся, почему от фильма про зомби не стоит ожидать фильма про зомби.

Максим Девяткин

С первых просмотров новый фильм Джармуша вызвал в основном резкое «фи» первых зрителей. Мол не того от Джармуша ждали и что это вообще и зачем. Между тем «Мёртвые не умирают», это талантливейший стёб всех над всеми: артистов над своими ролями, режиссёра над жанрами, поп-культурой и кино в целом. И всё это до смешной нелепости нарочито медленно и медитативно, как в «Патерсоне». И здесь уже вопрос, а вы ждёте от Джармуша «фильм про зомбаков» или что-то поинтереснее? Если «зомбаков», то они тут картонные — вас порадует разве что мумия Игги Попа.

В «Мёртвых» море отсылок и жанровых пассажей, Драйвер прикалывается сам над собой по поводу «Звездных войн», а Тильда Суинтон просто космическая с мечом в руках — почти Ума Турман, привет Квентин.

Всё это круто снято Джимом, с хорошими актёрами в кадре, но сказать, что кино выдающейся глубины, не получается. Не первой свежести основная мораль исходит из уст лесного бродяги Тома Уэйтса. И то ли нас призывают уйти в леса, потому что там спасение от общества потребления, то ли это отчаянный крик в попытке достучатся, но зачем он — не понятно.

Вот и получается фильм с крутыми артистами, из которого не вышло ни «фильма про зомби», ни заумного «фестивального кино», чего ждали от «Мёртвых».

Ольга Володина

Максим абсолютно прав: о фильме можно сказать и то, что первые зрители хотели чего-то ещё (и потому первые отзывы не самые блестящие), и то, что очень хочется удивиться — и чего им не хватило? Это классический Джармуш с одной стороны: берётся жанр и предлагается своё прочтение, в данном случае — жанр зомби-апокалипсиса. С другой — это более чем своевременное высказывание о консьюмеризме во всех его проявлениях, от добычи сланцевого газа до жажды вайфая.

Но если считывать именно этот верхний слой о консьюмеризме, проговариваемый зомби и местным отшельником с лицом Тома Уэйтса, то правда может стать немножко скучно: это настолько прямо и в лоб проговаривается, что чувствуешь, будто тебе по сотому разу прожевывают одно и то же. Собственно, как во всем зомби-жанре, только тут это доведено до предела: такого, что всякий, даже не самый внимательный зритель, услышит посыл.

Для того же зрителя, который не только на кино про зомби пришёл, тут полная корзина маленьких трюков с проламыванием четвёртой стены (куда Дэдпулу до этого), приветами доброму десятку фильмов совершенно разных жанров (в том числе одним, потребовавшим согласования с продюсером «Звездных войн»), отличными актёрами и такой сборной солянкой, в которую постепенно и превращается зрительский жанровый кинематограф. Это не столько издевательство над конкретным жанром, сколько — вообще над современным кинопроцессом и кинематографом.

Получите, распишитесь, не забудьте насладиться.

Наш вердикт: