Синемафия посмотрела: «К звёздам»

3 октября 2019; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «К звёздам».

Юлия Данилина

Классицистический стиль, выбранный Грэем в этом тысячелетии, в костюмных фильмах, скажем честно, несколько утомлял, но на историю о космосе лёг идеально. Претензии, которые можно предъявить — закадровый голос, необязательная линия с женой Роя, совершенно не подходящий к истории финал — относятся не к режиссёру, а к студии, добавившей всё вышеперечисленное в ходе досъёмок. Если не обращать внимания на них, остаётся один из самых красивых современных фильмов о космосе, отлично снятый и сыгранный. Последнее касается не только Питта, играющего одну из лучших ролей в карьере, но и всех остальных, несмотря на то, что экранного времени им отведено не так много.

Лучше всего здесь получилось передать атмосферу самоизоляции, к которой стремится главный герой, точно так же, как и его отец. В прошлом году показать сознательное желание полного одиночества, которого можно достичь только в космосе, пытался Дэмьен Шазелл в «Человеке на Луне», но Грэй, как выяснилось, может показать это убедительнее. До такой степени, что это одиночество начинаешь ощущать физически.

Ольга Володина

Джеймс Грэй снимает очень личные и очень камерные фильмы, где в центре всегда — отношения человека с близкими и с самим собой; и неважно, происходит ли дело в наше время, в прошлом или будущем. Да и бюджет картины, как выясняется, не особенно сильно влияет: интимную драму отношений сына и отца можно рассказать на фоне огромного космоса, и она на фоне расстояний в миллиарды миль не потеряется. У Грэя — не потерялась.

Напрашивающиеся сравнения что с классикой от «Космической одиссеи» до «Соляриса», что с современным кино от «Гравитации» до «Первого человека», скорее связаны с местом действия, чем с формой подачи. Сюжетно заимствуя многое из «Сердца тьмы» Конрада, фильм при этом вступает в полемику скорее с «Апокалипсисом сегодня» Копполы. Путь в сердце тьмы, за грань освоенного космоса, значит куда больше как для оставшихся на Земле, так и для отправившегося в путь астронавта Роя МакБрайда, однако этот путь — иной, не путь Марлоу и Уилларда.

Брэд Питт действительно выдает едва ли не лучшую роль за карьеру, строя ее на крайне минималистичных реакциях. Но, хотя именно его герой находится в центре истории, и появляющиеся в некотором расфокусе персонажи второго плана обладают достаточной энергией экранного присутствия и добавляют одинокой истории интроверта МакБрайда дополнительное измерение, описывая и мало интересующий его большой мир. Скажем, Рут Негга в роли на буквально три минуты экранного времени. Или Дональд Сазерленд, появляющийся скорее приветом «Космическим ковбоям» Иствуда — причем приветом, очень аккуратно вписанном в сюжет на нескольких витках его развития.

А вот красиво сделанный расфокус и прочие визуальные трюки, которые проделывает оператор Хойте ван Хойтема, заслуживает отдельных дифирамбов — и точно каких-то кинопремий («Оскар», это намек).

Хотя — почему только оператор; награждать — так всех.

Максим Девяткин

Великолепный Питт, великолепный космос. Брэд в этом году был хорош у Тарантино, хорош он и у Грэя, который дал актёру два часа экранного бенефиса на фоне космоса, и Питт не подвёл и заслуживает всех призов и признаний.

«К звёздам» напоминает обо всём на свете: одиночество, тишина и ужас бескрайнего космоса — о «Гравитации», медитативный поиск разумной жизни — о «Прибытии», временами так и напрашиваются сюжетные ходы из «Соляриса», а иногда кажется, что Питт вот-вот даст в кадре МакКонахи.
Напоминает? Да, но остаётся при этом совершенно отдельным произведением, взяв от своих предшественников лучшее. Несмотря на огромный спектр сюжетных возможностей, очень соблазнительную идею превратить Томми Ли Джонса в постаревшего героя Питта и заставить его гоняться за самим собой, например, «К звёздам» скорее не про человека и космос, а про человека и скафандр в декорациях бесконечной тьмы.

Получилась история о сознательном стремлении к одиночеству ради достижения цели. Если весь путь не был проделан героем Питта ради самого побега в это состояние обособленности от внешнего мира, конечно.

Есть взгляд и в будущее человечества, некий прогноз и разбитые розовые очки: очень страшно наблюдать комбо из целеустремлённости и хладнокровного внешнего спокойствия майора, «исполняющего миссию». Человека, который способен в нужный момент нарушить приказ или ради цели почти не заметить человеческие жертвы. Эта целеустремлённость вместе со стремлением к одиночеству чем-то всё же роднит Роя и Армстронга Гослинга из «Человека на Луне». Платная подушка в ракете, торговый центр на Марсе. Совсем тихие, приземлённые напоминания человечеству, что покорение и движение в неизвестность, это вовсе не весело, здорово и цивилизованно, и в итоге будет не так, как представляется после просмотра инстаграма NASA.
Поиск разумной жизни, путь до Нептуна, который покорился лишь отцу, поиски этого самого отца с целью уничтожить дела его, а также бесконечная рефлексия на фоне стабильного пульса — метафоры, которые можно трактовать как очень личные и кровоточащие для Грэя и Питта, а можно выкрутить в «поиски бога» и предназначения человечества. Каждый увидит своё. Иногда фильм пытается играть в экшен или пытается нагнать драмы и делает это очень зря. Скажем, сцена прорыва к кораблю сквозь метеоритное облако или горящий в открытом космосе ядерный взрыв (казалось бы сколько раз уже проходили, да?) смотрятся лишними.

Отдельным пунктом стоит отметить оператора Хойте Ван Хойтему. Как же это красиво. Можно было свести к минимуму голос за кадром, музыку сделать потише и оставить только космос и Брэда Питта — от этого фильм только выиграл бы.

Наш вердикт: