«Больница Никербокер»: стильное воссоздание эпохи

18 августа 2014

Мы посмотрели первые эпизоды сериала «Больница Никербокер» Стивена Содерберга и спешим рассказать, как художники и декораторы вернули Нью-Йорк на сто с лишним лет назад.

События в сериале Стивена Содерберга «Больница Никербокер» разворачиваются в 1900 году в Нью-Йорке. Большинство сцен происходит внутри помещения больницы, но и видов города достаточно.

Естественно, исторические виды потребовали от съемочной группы повернуть время вспять для некоторых городских улиц или создать декорации в павильонах. Снимали проект в бруклинской студии Гринпойнт и на улицах Нью-Йорка. Съемочный процесс продолжался 70 дней. С первого кадра в глаза бросается дотошное и скрупулезное воссоздание атмосферы той эпохи. Давайте посмотрим, как творческая команда сериала восстановила Нью-Йорк начала прошлого века.

Декорации

Вход в больницу снимали у школы для мальчиков в Бедфорд-Стайвесанте в Бруклине. Это пример архитектуры в стиле Романского Возрождения. Школа была построена в 1891 году Джеймсом У. Нотоном. Строение школы — достопримечательность города, занесенная в Национальный реестр исторических зданий.

«Это очень красивое здание, — говорит художник-постановщик сериала Говард Каммингс. — В сценарии был описан более старый госпиталь, предположительно где-то в Нижнем Ист-Сайде. Действие разворачивалось в 1900-1901 годах, поэтому здание должно быть построено примерно в 1880-х. Так что эта викторианская архитектура вполне подошла».

Что касается бедного района, то в Нижнем Ист-Сайде полно подходящей архитектуры, которая вдохновила декораторов.

«Мы сняли кондиционеры на первых этажах, — рассказывает Каммингс. — Остальное, правда, пришлось удалять на компьютере. Все, что находилось на уровне человеческого роста, должно было отвечать духу времени. С тем, что выше голов, можно разобраться позже».

Для съемок школа обзавелась новой вывеской, а позже была еще состарена, чтобы выглядеть старше. У исторического здания, построенного в стиле Романского Возрождения, снимали семь дней. С фасада здания убрали оконные решетки и кондиционеры.

«Мне особенно понравилась вывеска из песчаника, — рассказывает Каммингс. — Мы сделали свою в том же стиле. Поскольку здание историческое, на нем ничего нельзя менять навсегда, поэтому пришлось навешивать свои декорации поверх оригинальной вывески и декора. А потом с помощью визуальных эффектов мы „впаяли“ их в здание».

Брум-стрит, Нижний Ист-Сайд

Сегодня Брум-стрит — весьма тихое и обыденное место, но в 1900 году она была весьма загружена.

Брум-стрит сегодня

Историческая улица Нижнего Ист-Сайда на два дня была превращена в рынок — она появляется в нескольких эпизодах шоу. «В те времена на рынке продавали живую птицу, индеек, кур и даже кроликов», — поясняет Каммингс.

Матерчатые навесы и псевдо-фасады скрывают современные стеклянные витрины. Современный ресторан, прачечная и кулинария были спрятаны за псевдо-фасадами — при этом продолжали работать.

Брум-Стрит «начала века»

Перед вами уличный магазинчик, повозки продавцов и персонажи, которые несут только что купленную мебель. «Почти 90% всей одежды на рубеже 20-го века производилась в Нижнем Ист-Сайде, — рассказывает Каммингс. — Здания просто ломились от швей, а улицы выглядели как огромный рынок».

Бутафорская витрина, за которой — работающее кафе или прачечная

Эта дохлая лошадь — тоже реквизит

Предательский асфальт засыпали песком, который потом пришлось убирать специальными машинами

Улица до декораций

Улица после декораций

Сотворить такое на улице Нью-Йорка на два дня — нетривиальная задача! «Мы пообщались с каждым магазином в этом квартале, — рассказывает менеджер по локциям Роб Стрейм. — Рестораны не хотели закрываться на два дня, даже прачечная отказалась закрываться. Мы просто сделали бутафорские фасады, где выставили свой реквизит, а владельцы предприятий могли ходить через эти бутафорские двери и продолжать заниматься своими делами. Когда я не мог снять навесы, мы просто шили свои из мешковины и прикрывали ими современные. Везде, где можно, я повесил выстиранное белье».

Мэдисон-стрит, Бедфорд-Стайвесант

Так выглядит сегодня Мэдисон-стрит

При съемке не упустили ни одну историческую деталь — даже деревянные колеса велосипеда

В этой сцене Люси Элкинс едет на работу на велосипеде, а два дворника метут улицу. Велосипед — восстановленный исторический механизм от Gormully & Jeffery Rambler, был сделан в 1900 году. Его приобрели и восстановили с помощью филадельфийской компании Via Bicycle. Деревянные колеса были сделаны по заказу.

Однако интересная историческая деталь Нью-Йорка 1900 года — дворники. «Вспышка туберкулеза оказала большое влияние на улицы города того времени, — объясняет Каммингс. — В 1896 году конский навоз был повсюду. Чтобы остановить заразу, были созданы „Белые крылья“ — первые санитары города. Они также убирали снег. Еще я добавил серой грязи на улицы и тротуары, чтобы закамуфлировать плитки, которых нет».

Фронт-стрит, Манхэттен

На Фронт-стрит мало что изменилось, разве что транспорт

«Это историческая улица, — продолжает Каммингс, — здесь ничего нельзя менять, здесь очень странные плоские фасады. Кое-где, где здания оказались слишком современными, пришлось поставить бутафорские стены».

Костюмы

Дизайн костюмов является важной составляющей воссоздания эпохи в историческом кино. Художник по костюмам Эллен Миройник, чья работа включает такие проекты, как «Скорость», «Звездная пехота», «Без лица», «Хроники Риддика», «Странные дни», «Всегда», «Основной инстинкт», «Уолл-стрит», «Роковое влечение», «Бросок кобры», «За канделябрами» и другие, отлично поработала над одеждой персонажей сериала. Все костюмы были сделаны специально для него, а не взяты гоотовыми под заказ.

«Я слышала, что Стивен Содерберг уходит из кино, и очень расстроилась, — рассказывает она. — Но, к счастью, он ушел из кино, но не из режиссуры. Он продолжает снимать истории. И через девять месяцев после работы над „За канделябрами“, пришло предложение делать „Больницу“. Я снова собрала свою команду и была совершенно счастлива. Я заново влюбилась в дизайн костюмов, потому что со Стивеном так здорово работать! Он доверяет профессионалам и позволяет нам помогать создавать мир, который складывается у него в голове».

«Мы хотели сделать сериал современным, — продолжает Эллен. — При этом действие не перенесено в наше время — но это не настоящая версия того времени. Это стилизованная, эклектичная версия 1900 года. Индустриальная, грязная, современная в смысле деконструкции».

Женщина из массовки

Конечно же, работа Миройник и ее команды началась с исследования, во время которого они столкнулись с первой проблемой: почти вся винтажная одежда того периода уже развалилась. «Нам нужно было сделать все с нуля, — рассказывает она. — Мы произвели униформу, форму, костюмы для мужчин и женщин. Нам пришлось одеть 2500 человек массовки!» Костюмы сшили в Martin Greenfield, бруклинской швейной компании, а обувь — от Stacy Adams. Вместе с художником-постановщиком сериала Говардом Каммингсом Миройник создала цветовую и текстурную палитру различных социальных слоев общества. Для сотрудников больницы было много белого и черного (для персонажа Клайва Оуэна добавили зеленых оттенков, которые отлично контрастировали с цветом крови). Для людей из высшего общества, финансистов и филантропов, ткань была богаче: кружева, парча, шелк, бархат.

Доктор Такери одет в темно-зеленое пальто-визитку, двубортный жилет из зеленой парчи и шелка и черно-зеленые брюки из камвольной шерсти.

Миройник вспоминает, что на примерке Оуэн надел один из своих костюмов и влюбился в него. «Я правда могу это носить?» — спросил он. «Джон Такери может носить что угодно», — ответила она. «Да, но оно соответствует?» — «Джон Такери — глава больницы, он может носить то, что хочет». «Тогда можно, я буду Дэвидом Боуи версии 1990 года?»

Миройник живет в Лос-Анджелесе, и ее так вдохновил силуэт костюмов, сделанных для сериала, что в 2015 году она запускает свою линию мужской одежды. «Моя жизни изменилась, я просто тащусь от мужской одежды, — смеется она. — Это снизошло на меня после изучения материалов».

В операционной

В 1900 году врачи в операционной одевались в защитную одежду, которая предохраняла их от брызг крови во время операции. Это халаты из хлопковой ткани с буфами спереди и завязками сзади, кушак также завязывался сзади.

«Белое в темной комнате и кровь — основные составляющие сериала, — говорит Миройник. — Вы увидите много операций. Мы сшили сотни таких халатов и меняли их при необходимости. Мы работали, будто действительно снабжали госпиталь».

Медсестра Люси Элкинс

Чтобы сшить правильную шапочку для медсестры Люси, Миройник изучила, что носили медсестры в больницах Балтимора, Бостона и Нью-Йорка. Полоски на ее шапочке означают, что она — приходящая медсестра.

Блузка сделана из легкого хлопка со складками на рукавах и широкими манжетами. Медицинский инструмент сестры держали в кожаном кармане, что свешивается с пояса.

Волосы медсестер были подняты и уложены. «В те времена женщины вообще не распускали волосы на публике», — отмечает Миройник.

Дама в голубом

Эбби Элфорд — пациентка и бывшая возлюбленная доктора Такери, которая прибывает в больницу в ужасном состоянии. Болезнь, которую она подхватила от мужа, разрушает часть ее лица. Чтобы представить публике женщину высшего общества и достатка в таком плачевном состоянии, Миройник решила показать ее элегантность.

«Хотя ее состояние пугающе, — говорит Миройник, — у нас не было причин не одеть ее так, как она одевалась бы обычно».

На Эбби шелковый прогулочный костюм темно-голубого цвета, шелковая кружевная блузка и мягкое бледно-лиловое жабо. Перчатки сделаны из серой замши. Шляпа сделана из бархата и шелковых лент.

Миройник исследовала моду периода второй половины 19-го века вплоть до 1901 года и решила взять только самое современное из того периода.

Доктор Элджернон Эдвардс

Получивший образование в Гарварде доктор Эдвардс — просто ходячая элегантность. На нем темно-карамельный костюм-тройка в клеточку из камвольной шерсти с карманными часами, кармашком для часов и висящей на пуговице жилета цепочкой. На рубашке в тонкую карамельную полоску — съемный воротник. На голове котелок с загнутыми краями, что завершает его практически скульптурный силуэт. Ботинки от Stacy Adams — фирмы, которая уже существовала в те времена.

«Доктор Эдвардс получил образование в Париже, он мыслит прогрессивно и зачастую выглядит более модно, чем остальные врачи, — говорит Миройник. — Кроме него там никто не носит полоски и клетки».

И, конечно же, завершает фактуру времени невероятный объем реквизита: мебели и аксессуаров быта, а также — больничный реквизит.