«Сандэнс» — 2020: 11 самых интересных фильмов

2 февраля 2020

Завершился очередной фестиваль «Сандэнс». По сложившийся традиции, Синемафия рассказывает об одиннадцати фильмах, привлекших наибольшее внимание зрителей и критиков.

В этом году «Сандэнс» прошёл относительно спокойно — без очень сильных откровений, с парой громких провалов, в том числе неожиданных — но при этом нельзя сказать, что подборка фильмов была совсем неинтересной. Нашлось место и нескольким громким возвращениям, в том числе тех режиссёров, которых давно не было видно, и открытиям, и даже разговорам о предстоящем оскаровском сезоне, что в последние годы стало редкостью. Процент фильмов, снятых женщинами, снова высок, и снова многие из них награждены призами фестиваля. Вот только с закупками всё как два года назад — прокатчики снова не торопятся раскошеливаться, а крупная сумма потрачена только один раз.

«Минари» (Minari, основной конкурс)

Прокатчик: A24

Обладатель Гран-при фестиваля и приза зрительских симпатий — семейная драмеди о корейских эмигрантах, живущих в Арканзасе, основанная на личном опыте режиссёра. Критики, как и зрители, остались в восторге от сценария и актёрских работ (в том числе Стивена Яна, отлично сыгравшего в «Пылающем»). В этом жанре сложно сделать что-то не так, и можно надеяться, что хотя бы в этом году на «Сандэнсе» победило кино не только для ценителей независимого кинематографа, но и для массового зрителя. С прокатчиком у него всё хорошо.

«Никогда, редко, иногда, всегда» (Never Rarely Sometimes Always, основной конкурс)

Прокатчик: Focus Features

Третий фильм Элизы Хиттман, уже имеющей определённую известность в независимом кино — основанная на реальных событиях драма о девушке, решившей сделать аборт и уехавшей ради этого в другой город. Этот сюжет напоминает «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджу, но, по словам Хиттман, вдохновение она искала не достоинствах фильма, а в недостатках (например, недостаточной, по её мнению, проработке линии беременной героини). Сильную визуальную сторону, игру Сидни Фланиган и Талии Райдер и очень тонкую режиссуру отмечают не меньше, чем социальную важность фильма. Он уже включён в основной конкурс Берлинского фестиваля, получил специальный приз жюри «Сандэнса» за неореализм, так что его движение в следующем наградном сезоне только начинается. Если на крупные телевизионные награды рассчитывать сложно, то на независимые и награды региональных критиков — вполне можно.

«Ширли» (Shirley, основной конкурс)

Прокатчик: неизвестен

Жозефин Декер, предыдущий фильм которой «Мадлен Мадлен» наделал немало шуму два года назад в секции NEXT (и тогда мы о нём писали), в основной конкурс привезла чуть менее экспериментальную работу. Главная героиня «Ширли» — знаменитая писательница Ширли Джексон, сюжет развивается вокруг студентов, приехавших к Джексон и её мужу, при этом режиссёра снова в первую очередь интересует то, что происходит в сознании Ширли, а не вокруг неё. Известно, что Джексон всю жизнь страдала от неврозов, да и книги писала не самые оптимистичные (самая известная из них — «Призрак дома на холме», признанная классика ужасов), так что в голове у неё ничего хорошего не происходит. Немаловажными становятся и её отношения со студенткой Роуз, и то, как две женщины влияют друг на друга. В главной роли — Элизабет Мосс (переигравшая, кажется, уже все версии «женщины не в себе», которые только можно придумать), критики в восторге, но прокатчика нет, и, по мнению многих, продвигать такое кино будет довольно сложно. Будем надеяться, что смельчак всё же найдётся. По крайней мере, специальный приз жюри за авторский взгляд уже имеется.

«Девять дней» (Nine Days, основной конкурс)

Прокатчик: неизвестен

Обладатель премии Уолдо Солта за лучший сценарий — притча о мире, в котором человеческие души должны доказать, что имеют право родиться. Здесь вызывает интерес и необычная концепция (реализованная, по мнению критиков, очень качественно и необычно), и актёрская работа Уинстона Дьюка, которую называют лучшей в его карьере. Он уже успел зарекомендовать себя как хороший комик, а здесь, судя по всему, ему достался более объёмный образ.

«Палм Спрингс» (Palm Springs, основной конкурс)

Прокатчик: Neon/Hulu

Если говорить о закупках, то рекордная сумма — 17 миллионов 500 тысяч долларов и 69 центов, на 69 центов больше, чем за «Рождение нации» — было выплачено за комедию с Энди Сэмбергом. Она занимает классическую позицию независимых летних комедий, критиками принята очень тепло, а сравнения с «Днём сурка» ещё больше подогревают общий интерес. Насколько оправдана такая сумма, и окупится ли она в прокате, станет ясно только к концу года.

«Зола» (Zola, основной конкурс)

Прокатчик: A24

Получивший неоднозначную реакцию у критиков (с другой стороны, неоднозначно — тоже хорошо), фильм Яницы Браво уже успел войти в историю кино как первый, основанный на переписке в Твиттере. Скор Мики Леви хвалят все, а получилось ли снять вторые «Отвязные каникулы», понять сложно. По крайней мере, здесь есть Райли Кио и скор Мики Леви, а это уже неплохо для начала.

«Перспективная молодая женщина» (Promising Young Woman, секция премьер)

Прокатчик: Focus Features

Кэри Маллиган напивается, наряжается медсестрой и мстит мужчинам в режиссёрском дебюте шоураннера второго сезона сериала «Убивая Еву». Судя по отзывам критиков, этот концепт сработал отлично, актриса находится на пике формы, а социальная повестка включена очень грамотно. Те, кто знаком с литературным источником, утверждают, что фильм далеко не так забавен, как его трейлер, но Маллиган хвалят так сильно, что ради неё одной ознакомиться стоит. Кто знает, может и на следующий сезон попробуют раскрутить.

«Вэнди» (Wendy, секция премьер)

Прокатчик: Searchlight Pictures (бывший Fox Searchlight)

Долгожданный новый фильм Бена Зайтлина, который он снимал восемь лет — его версия истории Питера Пена, теперь с точки зрения девочки Вэнди. Здесь есть всё, за что любили «Зверей дикого юга» — музыка, пейзажи Луизианы, рукотворные спецэффекты, дети в главных ролях — но таких же однозначных восторгов фильм не вызвал. Кто-то называет его лучшей экранизацией «Питера Пэна» из существующих, кто-то упрекает Зайтлина в том, что тот, как и главные герои «Вэнди», отказывается взрослеть, но последнее, как нам кажется, не так уж и плохо. По крайней мере, то, что Зайтлин не пропал с радаров и снял новый фильм, который скоро можно будет увидеть, уже искренне радует, даже если за восемь лет он так и не успел придумать ничего нового.

«Гнездо» (The Nest, Секция премьер)

Прокатчик: неизвестен

Ещё один вернувшийся на «Сандэнс» режиссёр, о котором давно ничего не было слышно — автор «Марты, Марси Мэй, Марлен» Шон Дуркин. Драма об английской семье, переехавшей в Америку, получила преимущественно положительные отзывы критиков. Особенно выделяют исполнителей главных ролей — Джуда Лоу и Кэрри Кун, и особенно хочется, чтобы к концу года не забыли о последней. Прокатчика, опять же, пока что нет, поэтому о дальнейших перспективах говорить сложно.

«Отец» (The Father, Секция премьер)

Прокатчик: Sony Pictures Classic

Если говорить о серьёзных перспективах на следующий наградной сезон — абсолютно все критики считают ранним фронтраннером Энтони Хопкинса, блестяще играющего крайне выигрышную роль мужчины, страдающего от деменции. Хвалят и сам фильм, сконцентрированный на том, как эта болезнь отражается не только на главном герое, но и на его семье, и сценарий, написанный на основе театральной пьесы, и актёрский состав, особенно играющую роль дочери Оливию Колман. Из всех фильмов «Сандэнса» этого года, об «Отце» мы вспомним с наибольшей вероятностью. Хочется, чтобы оно того стоило, — последние три года выстрелы получаются несколько мимо.

«Чёрный медведь» (Black Bear, секция Next)

Прокатчик: неизвестен

В этом психологическом триллере (где действительно присутствует живой чёрный медведь) критики отмечают, в первую очередь, актёрские работы. Если от Кристофера Эббота (кто-нибудь, дайте ему роль в крупном проекте!) и Сары Гадон примерно это и ожидалось, то больше всех удивила Обри Плаза в необычной для себя драматической роли. Качественных хорошо сыгранных триллеров сейчас не так уж и много, а этот ещё и сравнивают с «Кто боится Вирджинии Вульф?», а прокатчика опять нет.


Среди других интересных проектов — обладатель приза за режиссуру «Версия сорока лет» (чёрно-белая комедия о женщине, старающейся стать успешным драматургом) и написанная Барри Дженкинсом драма о байкерах «Короли Шарм-Сити», получившая приз за актёрский ансамбль. В секции премьер критики отмечают новые работы Миранды Джулай, Джули Тэймор, Брендона Кроненберга и Майкла Алмерейды (на будущее, это тот фильм, где Итан Хоук и Кайл МакЛахлен кидаются друг в друга мороженым), а вот «Последнее, чего он хотел» Ди Риис преимущественно ругают за затянутость и общее ощущение телевизионного проекта. Интересен и представленный в секции «Мировое кино» триллер «Всплеск» с Беном Уишоу, чья актёрская работа отмечена призом фестиваля. Хорошего, и как минимум любопытного, на «Сандэнсе» в этом году много, осталось только дождаться того, чтобы эти фильмы нашли своего зрителя.