Оскар: «Оскар-2020» — Кого забыли академики?
9 февраля 2020; автор: Коллективный разум
Перед церемонией вручения «Оскаров» вспоминаем, кто не попал в список номинантов (а жаль!).
Каждый год хороших фильмов оказывается больше, чем мест в каждой из номинаций — и каждый год мы страдаем, что кто-то из наших любимчиков не сможет похвастаться хотя бы номинацией (ну или несправедливо обойден на пути к явной победе).
Лучший фильм
«Достать ножи»
В кои-то веки на экране появился отличный детектив, с неожиданными ходами, затягивающей интригой и прекрасной актерской игрой!
И в номинации «лучший режиссер» Райан Джонсон тоже зря упущен — по тем же причинам.
Лучший режиссёр
Грета Гервиг («Маленькие женщины»)
Вопрос наличия женщин в режиссёрских номинациях остр, как никогда, два года назад Гервиг удалось с дебютным фильмом прорваться в пятёрку, но сейчас не повезло. И это действительно странно — у «Маленьких женщин» шесть номинаций, в том числе за лучший адаптированный сценарий, лучший фильм и две актёрские, а режиссёрской нет, и это вызывает искреннее недоумение. Ведь Гервиг явно выросла за два года, смогла более-менее увлекательно снять историю, которую то и дело отбрасывает назад, вдохнула новую жизнь в классический роман, неоднократно экранизированный ранее, и в итоге что? Вот тебе Грета, номинация за сценарий, спасибо, до свидания. Зато сочинение на тему «Мои любимые фильмы» на месте.
Тайка Вайтити («Кролик Джоджо»)
Фильм о юном нацисте с воображаемым другом-Гитлером, снятый в жанре комедии можно сравнить лишь с фильмами Уэса Андерсона или с «Жизнь прекрасна» Бениньи.
В любой другой год Вайтити бы номинировали, но конкуренция слишком велика.
Лучший актёр
Эдвард Нортон («Сиротский Бруклин»)
Снятый Нортоном нуар впечатляет прежде всего актёрством самого Эдварда, сыгравшего детектива с синдромом Туретта. Обычно академики любят такие роли, но Эдвард Нортон из тех парней, которых терпят лишь за их талант и некоторая непопулярность среди коллег могла сыграть свою роль, равно как и высокая конкуренция в том году.
Эдди Мерфи («Меня зовут Долемайт»)
Этот год невероятно силён на мужские роли, номинантов только пять, номинировать всех не получится, всё это ясно. Так же ясно, что у Netflix было слишком много удачных проектов, и на всех их просто не хватило. Но как так получилось, что среди оставленных за бортом оказался Эдди Мерфи, сыгравший одну из лучших ролей в карьере? Его номинация была бы не только ярким возвращением, которые Голливуд так любит, но и данью уважения Руди Рэю Муру, отцу жанра «блексплотейшн». К сожалению, мужские комедийные роли Академия за редкими исключениями не жалует, но как же так, если прямо здесь, буквально под боком был Эдди Мерфи? Фильму в целом не так, чтобы очень повезло — проигнорирован не только номинированный на «Золотой Глобус» Мерфи, но и отличные костюмы, и за них не менее обидно.
Адам Сэндлер («Неограненные алмазы»)
Почти 50 миллионов сборов, место в десятке лучших фильмов года американского National Board of Review и их же определение роли Сэндлера как лучшей мужской рол года, призы ассоциаций критиков. Наконец, вчера вечером Адам Сэндлер получил за свою роль нервного ювелира-игромана премию Independent Spirit (своеобразный «Оскар» независимого кино). Во всех номинациях Киноакадемии обойденные «Алмазы» стали его лучшей ролью — чего еще надо Академии, казалось бы?
Кристиан Бейл («Ford против Ferrari»)
Конечно, можно возразить, что Бейл каждый год играет так — что каждый год ему по «Оскару» можно давать (я лично не против). Но который год он доказывает, что столь уважаемая академиками физическая трансформация — только часть работы над ролью; образ создают не только вес и не только грим (привет, Шарлиз в «Скандале»!), но особенности речи, мимика и пантомимика, манеры и привычки — все то, что отличает героя на экране от актера вне него. И Кен Майлз Бейла — в первую очередь именно что герой фильма, а уж в сотую — собственно Бейл.
Лучшая актриса
Лупита Нионго («Мы»)
Обласканный Киноакадемией за прошлый фильм («Прочь») Джордан Пил в этот раз задумал не менее интересную социальную сатиру — однако в этом году его слот «сатирически о неравенстве» заняли южнокорейские «Паразиты». И во всех почти категориях это можно понять — кроме главной женской роли, в которой Лупита Нионо выворачивается наизнанку, создавая два зеркальных образа, Аделаиды и Ред, одновременно сходных и непохожих.
Лучший актёр второго плана
Трейси Леттс («Ford против Ferrari»)
Юмористическая казалось бы роль («забавный толстяк впервые едет на большой скорости!») лауреатом Пулитцеровской премии драматургом Леттсом сыграна не совсем в комическом ключе: да, это внешне довольно забавный персонаж, который тем не менее бульдозером тебя переедет и перемелет так, что костей не останется. Умение передать на экране сочетание одновременной комичности и постоянно нарастающей угрозы — редкий дар; у Леттса он есть.
Сэм Рокуэлл («Дело Ричарда Джуэлла»)
Сэм Рокуэлл, специалист по забавным фрикам на экарне, в этом году запомнился не только очередной ролью злодея с золотым сердцем (в «Кролике Джоджо»), но и неожиданно для своего традционного амплуа приглушенной и сдеражнной ролью адвоката в новой картине Клинта Иствуда. Злодея играть проще, а ты поди сыграй хорошего человека, чтобы он был интересен публике? Сэму удалось.
Роберт Дауни-младший («Мстители: Финал»)
Роберт Дауни-младший сумел воплотить на экране человека, жизнь которого наконец такая, как он бы хотел, но ради высших целей придётся на идти на риск. И он жертвует собой ради победы. У Дауни отлично получилось.
Не знаю, как кто, а я ревела в финале.
Лучшая актриса второго плана
Лора Дерн («Маленькие женщины»)
Наконец-то выдать Лоре Дерн её давно заслуженный «Оскар» — замечательная идея. Правда, так уж получилось, что отдадут ей его за практически идентичный повтор роли из сериала «Большая маленькая ложь», и Рената, конечно, чудная, но проблема в том, что Ренату Лора уже играла. Её роль в «Маленьких женщинах» более тихая и тонкая, без ярких эмоциональных сцен, но эпизод, в котором она после смерти дочери спиной к камере сидит за столом, сильнее, чем любой её монолог из «Брачной истории». Академия, неужели не было лучше дать награду за что-то новое и интересное? Семь номинаций для «Маленьких женщин» было бы слишком много?
Дженнифер Лопес («Стриптизерши»)
Лучший оператор
Павел Погоржельский («Солнцестояние»)
Какой жанр Академия не любит больше всего? Правильно, хорроры. «Прочь» был скорее исключением, следующий фильм Пила забыт вместе с Лупитой Нионго (которую нам искренне жаль), а о работах Ари Астера никто даже и не вспоминал. А можно было бы выделить как минимум Павла Погоржельского, сумевшего снять невероятно красивые кадры на ограниченной локации. Его солнечная шведская деревушка ничем не хуже Лос-Анджелеса Роберта Ричардсона, но Ричардсон снимает у Тарантино, и он номинирован, а более изобретательный Погоржельский — нет.
Хойте ван Хойтема («К звездам»)
Лучший сценарий
Мариэль Хеллер («Прекрасный день по соседству»)
Хеллер уже была номинирована в прошлом году (и тогда мы тоже недоумевали, так как не номинированные конкуренты были интереснее). По иронии судьбы, её лучшая работа как сценариста проигнорирована. «Прекрасный день по соседству» — первый из её фильмов, в котором, наконец-то, правильно заработал оригинальный концепт: вся история стилизована под передачу Фреда Роджерса. В противном случае, мы имели бы ещё одну несложную драмеди о том, как один хороший человек помог другому хорошему человеку, ничем не выделяющуюся на фоне себе подобных. Стилизация, при этом, выполнена на очень высоком уровне. Номинация на WGA у неё в итоге есть, а на «Оскар» — нет. Зато у нас есть внеочередной Энтони МакКартен, Тайка Вайтити с брошенным на повороте финалом, и сочинение на тему «Мои любимые фильмы». Мариэль, прости, сестричка.
Лучший анимационный фильм
«Холодное сердце»
Удивительно, как долгожданное продолжение не попало в списки претендентов на Оскар. «Игрушки 4» есть, «Драконы» 3 есть, а цифру два игнорируют, не дело. Если серьёзно, то вторая часть просто очень крута визуально и не отметить старания аниматоров (не Disney, которому эта категория принадлежит уже) как-то неправильно.
Лучший монтаж
Дженнифер Лэйм («Брачная история»)
Номинация за лучший монтаж уже давно стала не признанием качества работы, а индикатором того, кто ещё может соревноваться в категории «лучший фильм». При этом уже который год работает Дженнифер Лэйм, которая не боится экспериментировать, обрезает диалоги до их окончания, совмещает, казалось бы, несочетаемые вещи, и поднимает фильмы на новый качественный уровень. То, что она сделала в «Брачной истории», не настолько прогрессивно, как в «Манчестере у моря», но тоже довольно необычно, и, что самое главное, грамотно работает на нарратив. По мнению Академии, она как-то слишком экспериментирует. Но ведь награждаться и номинироваться должно что-то действительно оригинальное, разве не так?