11 фильмов Венецианского кинофестиваля
26 августа 2014
Перед тем, как попасть на Венецианский кинофестиваль, составляем подборку самого на нем неожиданного.
27 августа на Лидо начинается 71-й Венецианский кинофестиваль. В этом году на фестивале — Рой Андерсон, Дэвид Гордон Грин, Абель Феррара, Джеймс Франко, Барри Левинсон, Мануэль Де Оливейра, Ульрих Зайдль, обе части полной режиссерской версии «Нимфоманки» Ларса фон Триера и много чего еще. Спорная тема, экстравагантный сюжет, потенциальный скандал — из программ Мостры Синемафия выбрала 11 фильмов, может быть, не сразу заметных на фоне всего остального, но способных громко о себе заявить.
1. «Шрам»
Фатих Акин (Основная конкурсная программа).
Турецкий армянин Назарет Манукян узнает, что его пропавшие дочери могут быть живы. Поиски приведут его на Кубу, а потом в американский штат Северная Дакота.
«Шрам» от Фатиха Акина со звездой «Пророка» Тахаром Рахимом в главной роли, конечно, незамеченным не останется. Но хочется лишний раз порадоваться за отвагу режиссера, этнического турка, взявшегося за тему геноцида армян. На любые попытки говорить об этом всегда очень болезненно реагируют на его исторической родине — собственно, Акину, который сначала вообще собирался снимать фильм об убитом в 2007 году в Стамбуле редакторе армянской газеты Гранте Динке, националисты уже угрожали. Политический фон момента — недавняя победа на первых в Турции прямых президентских выборах действующего лидера страны Эрдогана (что, вероятно, укрепит его консервативную позицию по вопросу геноцида), намерение Папы Римского весной будущего года, в дни столетия геноцида, отслужить молебен в память жертв. В общем, с политической точки зрения «Шрам» имеет шанс стать самой громкой премьерой Мостры.
2. «Разговоры с богами»
Гильермо Арриага, Эмир Кустурица, Амос Гитай, Мира Наир, Уорвик Торнтон, Эктор Бабенко, Бахман Гобади, Хидео Наката, Алекс де ла Иглесиа (Вне конкурса).
Двухчасовой альманах о роли религии в жизни человека. Согласно официальному синопсису, каждая новелла — о хрупкости человека, об экологических и культурных кризисах, связанных с какой-то конкретной религией, к которой имеет личное отношение автор каждой из новелл. Внутри этих двух часов может оказаться что угодно, так что надо смотреть. Куратор проекта — нобелевский лауреат Марио Варгас Льоса. Композитор — Питер Гэбриэл.
3. «Переговоры»
Сабина Гуццанти (Вне конкурса).
Сабина Гуццанти — актриса и певица (участница конкурса в Сан-Ремо), дочь известного журналиста и экс-депутата Forza Italia, сделавшая карьеру в области политической сатиры. Также она — ответчица по искам о клевете от крупных корпораций (Mediaset) и чиновников (экс-фотомодели и министра по вопросам равных возможностей в правительстве Берлускони Мары Карфаньи). Ее документальный фильм посвящен интереснейшей странице в истории современной Италии — возможным переговорам между правительством страны и Коза Ностра в начале 90-х. Эти переговоры и вероятная сделка — предмет множества журналистских расследований.
4. «Золотой век»
Энн Хуэй (Фильм закрытия фестиваля).
Фильм Энн Хуэй, важной фигуры гонконгской новой волны, первой женщины-режиссера, получившей премию Asian Film Awards за достижения в кинематографе, президента жюри конкурса «Горизонты» нынешней Мостры. «Золотой век» со звездой «Вожделения» Тан Вэй в главной роли рассказывает о судьбе легендарной китайской писательницы Сяо Хун, «богини китайской литературы», радикальной и противоречивой, умершей в возрасте 31 года.
5. NDE («Предсмертный опыт»)
Гюстав Керверн, Бенуа Делепин («Горизонты»).
Новый фильм от известных кинохулиганов Гюстава Керверна и Бенуа Делепина («Авида», «Луиза-Мишель», «Большая вечеринка»). Обещана комедия абсурда о работнике колл-центра, который принял важное для себя решение в знаковый день — в пятницу, 13-го. В главной роли — идеально вписывающийся в галерею диких типов Керверна-Делепина знаменитый писатель и мистификатор Мишель Уэльбек.
6. «Я вижу, я вижу»
Вероника Франц, Северин Фиала («Горизонты»).
В международной версии режиссерский игровой дебют жены Ульриха Зайдля и соавтора сценария его «Собачьей жары», «Импорта-экспорта» и «райской» трилогии Вероники Франц называется «Доброй ночи, мамочка». Соавтор фильма — Северин Фиала, уже сотрудничавший с Франц на документальной картине Kern об известном австрийском режиссере и актере. «Доброй ночи, мамочка» анонсируется как хоррор, история, приключившаяся в деревенском доме, стоящем между лесом и кукурузным полем. Мальчики-близнецы увидели свою мать после пластической операции и не узнали ее. Ульрих Зайдль был продюсером проекта, и его имя в титрах — это уже многообещающе.
7. «Я со стороны невесты»
Антонио Аугуглиаро, Габриэле дель Гранде, Халед Солиман аль Насари («Горизонты», вне конкурса).
Документальный фильм, основанная на реальных событиях удивительная история о том, как сталкивающиеся с беженцами из Африки и Ближнего Востока итальянцы помогают им пробираться в Европу. Пятеро беженцев прибывают на лодке на Лампедузу, итальянцы помогают им за четыре дня пересечь пол-Европы, 3 тыс. км и добраться до Швеции. Чтобы избежать ареста, вся компания при поддержке еще нескольких сочувствующих маскируется под свадьбу. Они снимают фильм о своем путешествии. После того, как цель была достигнута, команда решила собрать средства на покрытие затрат на фильм через интернет, и эта краундфандинговая кампания стала самой крупной в истории итальянской документалистики. Всего за неделю было собрано более половины нужной суммы, на странице кампании в Facebook отметилось 10 тыс. человек, трейлер фильма на YouTube посмотрели еще 25 тысяч, проект поддержали СМИ в Италии и за рубежом, и он превратился не только в документирование самого путешествия беженцев, но и в описание другой Европы, которая не хочет выглядеть неприступной крепостью.
8. «От Калигари до Гитлера»
Рюдигер Зусланд («Венецианская классика»).
Рюдигер Зусланд — журналист и кинокритик, философ, историк и политолог, член команды нескольких немецких кинофестивалей, соавтор книги «Знамение и чудо. Кино Чжана Имоу и Вонга Кар-Вая». Нынешний документальный фильм — его дебют. Это кино о кино, история немецкого кинематографа 1918-1933 гг. Веймарская республика была самым свободным государством на немецкой земле, это было дикое время, отмеченное политической нестабильностью, экономическим спадом и культурным расцветом, время скрытых страхов, дикая смесь гедонистического удовольствия и кризиса. В своем вступительном слове на сайте фильма режиссер отмечает, что надеется поделиться со зрителем своей любовью к этой эпохе и ее кино.
9. «Вилла Тоума»
Суха Арраф («Неделя критики»).
Фильм рассказывает о трех сестрах из Рамаллы, о трех незамужних аристократичных христианках, которые не смогли смириться с новой палестинской реальностью и заперлись на своей вилле, отчаянно цепляясь за идеалы прошлого. Но однажды в их жизнь ворвалась еще одна родственница.
Создатель «Виллы Тоума» — Суха Арраф, режиссер и продюсер, прославившаяся документальным фильмом о женщинах ХАМАС и удостоенная номинации на European Film Award за сценарий «Лимонного дерева». История трех сестер стала скандалом еще до открытия фестиваля в Венеции. В релизах фестиваля фильм был заявлен от Палестины. Между тем почти 600 тыс. долларов на производство было предоставлено по линии министерств культуры и экономики Израиля, а также из средств национальной лотереи. Чиновники расстроились из-за того, что Израиль в титрах вообще не фигурирует, и раздумывают о том, чтобы потребовать деньги назад. Режиссер отказалась комментировать ситуацию, предложив журналистам вместо этого поговорить о гибели палестинских детей в Секторе Газа.
10. «Полузащитник»
Адриан Биньес («Венецианские дни»).
Футболист команды третьего эшелона, не заработавший ни славы ни денег, удален с поля и понимает, что с футболом пора попрощаться.
Тут нет ничего скандального, а из неожиданных поворотов — лишь участие в работе над проектом кинокомпании СТВ Сергея Сельянова. Но! Режиссер фильма — Адриан Биньес, чей изумительный, чистый и незатейливый полнометражный дебют «Гигант» несколько лет назад порвал Берлинский кинофестиваль, влюбил в себя фестивальную публику и получил сразу три награды, в том числе Гран-при и приз за лучший дебют. Имя Адриана Биньеса заставляет Синемафию включить «Полузащитника» в список фильмов, которые, конечно, можно и пропустить, но лучше не стоит.
11. «Прощальная вечеринка»
Шэрон Маймон, Тал Гранит («Венецианские дни»).
Обитатели дома престарелых в Иерусалиме конструируют машину для проведения эвтаназии, дабы помочь их больному другу уйти из жизни достойно. Когда слухи об их аппарате распространяются среди обитателей заведения, потенциальных клиентов у них становится все больше и больше, и надо что-то решать.
Фильм (судя по трейлеру — комедия) на весьма спорную тему был снят совместными усилиями Израиля и Германии. Соавторы — Шэрон Маймон и Тал Гранит. Сценарий их «Прощальной вечеринки» (с рабочим названием «Моя сладкая эвтаназия») в 2010 году выиграл The Best Pitch Award на Берлинском кинофестивале, и вот теперь у нас есть шанс увидеть фильм, чем мы непременно воспользуемся.