Оскар: «Оскар-2020» — Занимательная статистика

16 февраля 2020

Церемония вручения призов американской Киноакадемии закончилась, осталось обсуждать цифры: именно они покажут, как пройдет и следующий наградной сезон, и следующая церемония.

У «Оскаров» есть две главные «денежные» цифры: зрительская аудитория (в США) и сборы фильмов-победителей после церемонии (а также, конечно, непосредственно перед — когда на выходных как в индустриальной, так и развлекательной прессе ни о чем больше не говорят).

Почему важная зрительская аудитория (и именно на американском рынке)? Потому что размер аудитории означает установление цен на размещение рекламы на следующей церемонии, а рекламные споты во время трансляции стоят обычно дорогои являются одной из главных статей дохода, помимо фиксированной цены за продажу прав на трансляцию в других странах. В прошлом году Академия могла радоваться: вместо продолжения падения рейтингов был прирост и в общей аудитории, и в ключевой для рекламодателей аудитории (возраст зрителей — 18−49 лет). В этом году — все плохо.

Общая аудитория — 23,6 миллиона зрителей, падение в сравнении с прошлым годом — на 20%. Это связано как с тем, что из «настоящего зрительского» кино до финишной прямой и главных номинаций почти никто не дошел (разве что «Джокер» — у остальных фильмов-кандидатов сборы были в разы менее впечатляющими), так и с общей тенденцией сокращения телеаудитории: низкий показатель был, скажем, у недавней церемонии вручения «Грэмми». Зато теперь понятно, что от отсутствия ведущего аудитория автоматически не растет: в прошлом году, по словам Скотта Фейнберга, специалиста по «Оскарам», это было «случайной удачей, а не ясным показателем необходимости присутствия или отсутствия ведущих на церемонии».

Второй фактор — пост-оскаровские продажи фильма. «Паразиты» уже вышли в США на DVD, однако их прокатчик, Neon, расширит список кинотеатров, в которых можно будет посмотреть оскароносную корейскую картину, до 2300 (!). Планируемые сборы принесут в копилку фильма средства, позволяющие поднять общую планку до 45 миллионов долларов и поставить фильм на 4 место среди иностранных фильмов в США по сборам: первые три места занимают «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Жизнь прекрасна» и «Герой».

Рост в сборах у других картин тоже вполне себе значимый: у «1917» это 13% за «оскаровские» выходные, у «Маленьких женщин» и «Кролика Джоджо» — по 37% (!).

Кстати, еще одна важная цифра, уже для кинокомпаний: бюджет, заложенный на продвижение картин в «оскаровский» сезон. К сожалению для компаний, деньги тут могут решить отнюдь не все: скажем, в победе Пон Джун-хо важную роль сыграла, по мнению аналитиков издания Deadline, не только потраченная Neon сумма на продвижение картины, но и личное обаяние режиссера. А главный «растратчик» сезона, Netflix, по некоторым оценкам вложил в кампанию до 100 миллионов долларов, в основном делая ставку на «Ирландца» Скорсезе — и «Ирландец» принес 0 статуэток при 10 номинациях (повторив антирекорд «Банд Нью-Йорка»).


Большая проблема «Оскаров» — продолжительность церемонии: как бы режиссеры ни старались, уложить вручение в менее чем три часа не удается. В этом году продолжительность церемонии составила 3 часа 35 минут — на 12 минут дольше, чем в прошлом году. Впрочем, если посчитать, сколько времени ушло на довольно дурацкую придумку «на сцену выходит актер, чтобы представить другого актера, который представит номинацию» — вот они, лишние минуты.

Наконец, самый важный показатель «Оскаров» для зрителей — победы. Всего пять фильмов в этом году унесли домой больше одной статуэтки:

Фильм Количество номинаций Количество побед
«Паразиты» 6 4
«1917» 10 3
«Джокер» 11 2
«Ford против Ferrari» 10 2
«Однажды в… Голливуде» 10 2

Антирекорд, как уже говорилось выше, принадлежит «Ирландцу» — 10 номинаций, 0 побед.

Зато в этом году Киноакадемия поставила пару новых рекордов и обновила пару старых (и нет, это не только самая низкая аудитория за последние миллионы лет):

  • впервые в церемонии участвовала женщина-дирижер: ирландка Имер Нун дирижировала оркестром, вживую сыгравшим попурри из номинированных саундтреков;
  • «История игрушек 4» стала вторым сиквелом в истории, победившим в категории «лучший анимационный фильм» (первым фильмом, которому это удалось, была «История игрушек 3»), и первым вторым сиквелом (вы понимаете, о чем я?), также получившим «Оскар»;
  • «Паразиты» стали первым фильмом в истории, одновременно победивши в номинациях «лучший иностранный фильм» и «лучший фильм»;
  • «Паразиты» стали первым фильмом на иностранном языке, победившим в категории «лучший фильм»;
  • «Паразиты» стали иностранным фильмом с наибольшим количеством «Оскаров» (4) за всю историю. Однако на вершине они не одни — такое же количество статуэток у картин «Спрятавшийся тигр, затаившийся дракон» и «Фанни и Александр».
  • Да, и грустный рекорд: у Дайан Уоррен теперь 11 номинаций на «Оскар» и все еще не одной победы (в категории «лучшая песня» ожидаемо всех убила песня Элтона Джона из фильма про Элтона Джона).

via GIPHY