С января по июнь: лучшие фильмы 2020 года

13 июля 2020

Пока кинотеатры еще не открылись — подводим итоги первого полугодия новых фильмов и выбираем лучшие.

Первая половина 2020 года оказалась для не только российского, но и мирового кинопроката сложной — если январь и февраль прошли в относительно нормальном режиме, то начиная с марта количество выходивших в прокат в кинотеатрах по всему миру фильмов сильно, очень сильно сократилось. Прокатчики стали думать, устраивает ли их сразу цифровой релиз либо же они будут переносить выход фильма на более поздний срок; кто-то решал в пользу стриминговых платформ, а вот большие релизы по большей части «уехали» на более поздние кинопрокатные даты.

Тем не менее Синемафия в попытке самооживления решила выбрать лучшие фильмы первой половины года. Мы взяли интервал с 1 января до 30 июня, и считали кинопремьеры, вышедшие в этот период: от фильмов, еще заставших экраны кинотеатров, до вышедших сразу для просмотра дома на диване.

Поскольку мы все такие разные (и все же вместе) — и выбор у нас такой же разный, от зрительского кино для большого экрана до камерных авторских драм, каждый найдет что-то по вкусу.

Фильмы — в порядке выхода к зрителю.


«Плохие парни навсегда» (Bad Boys for Life)

Максим Девяткин

Год начинался с отличного боевика. Продолжение совершенно необязательное, но ожидаемое: слухи о реюнионе «Плохих парней» ходили лет десять. Наконец Смит и Лоуренс вернулись к героям полицейского бадди-муви, и да, Бэй уже не режиссёр, но сделана третья часть по его канону. Больше взрывов, больше размаха и аттракциона! И не так важен написанный на коленке сюжет, словно из мексиканского сериала — главное, что комики-пенсионеры снова с нами.

В 2020 году такое кино смотрится нелепо и олдскульно, третьи «парни» опоздали на пару десятилетий, но всё равно они классные и уйдут в закат под Боба Марли.

«Под водой» (Underwater)

Алексей Куртышев

Not All Aliens Come From Space —  ещё в 1989 году показывал фильм «Глубоководная звезда шесть». В 2020 об этом напоминает получивший при выходе незаслуженно мало внимания, фильм «Под водой». Сейчас, когда каждая новинка на счету, выбирать не приходится, но, пропустив фильм в кино, любители напряженного действия прогадали.

Недавнее «Живое» играло на этом же поле: персонажи пытаются с переменным успехом решать проблемы, уменьшаясь в своём количестве к концу фильма. И всё так же клялся в любви «Чужому» Ридли Скотта (настолько бессмертная классика, что цитирование не прекратиться никогда, похоже), но казался менее самостоятельным, нежели «Под водой».

На седьмой минуте начинается экшн. А в конце включают свет и тебя выносит из фильма, будто на берег, где стараешься отдышаться и радуешься тому, что не захлебнулся. Вовлеченность в экшн сравнима с «Дорогой ярости» или с «Островом черепа», рейтинг PG-13, но жёстких сцен тут хватает. Снято всё чертовски стильно и красиво. Дизайн монстров, скафандров и локаций хочется рассматривать на паузе, саундтрек встроен идеально, приятно удивляет монтаж и сюжетные отсылки к творчеству Лавкрафта — финал очень хорошо врезается в голову.

«1917»

Максим Девяткин

Пусть фильм номинально прошлого года, у нас он вышел только в январе 2020 года. Фильм Мендеса — это отличное кино, великолепное во всех отношениях. Много сказано и про операторскую работу, и про решение взять не очень известных актёров на главные роли, и про личную вовлечённость режиссёра. Даже если бы не случилось вынужденного перерыва в прокате, «1917» легко бы попал в наш полугодовой топ.

«Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» (Birds of Prey: And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn)

Алексей Куртышев

По ощущениям от трейлеров должен был выйти такой «Отряд самоубийц» для девочек, но (спасибо WB, которые после огромных провалов руководства наконец сбавили обороты вмешательства в творческий процесс) у Кэти Янь получилось показать чуть более личную, а от того более интересную историю (ещё один луч в небо, от которого нужно всех спасать, мы бы не пережили).

Но при оценке картины всё упирается как будто бы в непринятие того, что режиссёр-женщина может снять хороший фильм по комиксу (да и вообще фильм). Снимай его тот же Чад Стахелски («Джон Уик»), который помогал организовывать работу над экшн-сценами, отзывы, кажется, были бы совсем другими.

Только вот в режиссёрах числится Кэти Янь, а факт того, что режиссёр — женщина, как известно, предполагает более глубокий анализ её работы. Перевожу: докапываются до каждой мелочи и отрицают какие бы то ни было плюсы. Персонажа из комиксов переделали абсолютно, оставив только имя? Ну да, никогда ведь такого не было, особенно в экранизации комиксов. Адаптация всегда на 100 процентов повторяет оригинал, запомните, дети. Сцены драк (отличные сцены драк, у персонажей даже есть стили боя, связанные с их историей становления, куда ж больше глубины-то?) нереалистичные и «маленькая и хрупкая» Харли раскидывает мордоворотов? Вау, никто не играл в Injustice (а некоторые приёмчики будто перекочевали оттуда), не смотрел тот же новый сериал про Харли и не читал комиксы про неё? Да и вообще какая в данном случае вообще может быть проблема, если в «Отряде самоубийц» были сражения с демонами, а тут всего лишь байкеры, зеки и копы? Веселее становится, когда экшн-сцены всё же приравнивают к хорошим, но уточняя, что этот единственный светлый момент фильма «ставил мужик».

Ещё одна «проблема» картины — отсутствие сексуализации персонажей и, в частности, Харли. Не успели травмированные зрители оправиться от потрясной Алисии Викандер в роли молодой Лары Крофт, которая по ситуации одевается, а не раздевается, как у Квинн забрали короткие шорты и дали ей несколько отличных нарядов (художникам по костюмам большое спасибо). Пережить это, конечно же, невозможно.

«Правда» (La vérité)

Ольга Володина

Хирокадзу Корээда после триумфа на Каннском кинофестивале со своими «Магазинными воришками» снова взялся за, по сути, ключевую в его творчестве темы — отношения отцов и детей (в данном случае — матерей и дочерей) и то, насколько в этих отношениях важна правда — или, возможно, неважна? Стареющая кинозвезда в блестящем исполнении Катрин Денёв и ее дочь-сценаристка (Жюльет Бинош) возвращаются к прошлому — то ли пытаясь переписать его заново, то ли действительно будучи готовыми вложить персты в раны и наконец решить то, что же для них значили старые травмы.

Рассказывать, как хороши Денёв и Бинош, и как Корээда тонко работает с актерами, не уходя в избыточную визуальную драматичность, а играя в полутонах — кажется, всем и так известно и излишне. Но разве можно упустить возможность посмотреть, как круто Денёв играет версию себя — великой актрисы, задумывающейся о старении? А Итан Хоук, играющий тут роль традиционно женскую — ничего не понимающего (в прямом смысле, по-французски его герой не понимает) спутника главной героини? Наконец, как упустить экранизацию рассказа Кена Лю — пусть и в виде фильма в фильме?

«Пушки Акимбо» (Guns Akimbo)

Максим Девяткин

Рэдклифф опять вписался в не самый очевидный проект. На этот раз в своеобразный взгляд на мир будущего, где вовсю развернулась нелегальная игра, где проигрыш означает неминуемую смерть.

Фильм где-то заимствует и продолжает идеи недавних «Первому игроку приготовиться» и «Нерва», но делает это без оглядки на морализаторство и претензии на разглагольствования о скрытой чудовищности и жестокости людей. Чёрный юмор, стёб над очередным потерянным поколением и как бы вызов ему выйти в реальность, а не доказывать свою удаль в комментариях, проходит фоном, уступая сцену движу. И чудная Самара Уивинг, так правдоподобно изобразившая психопатку, что и смешно и страшно. Ну, а Дэна всегда радостно видеть на экране в неожиданных амплуа.

«Эмма.» (Emma.)

Ольга Володина

Джейн Остин любят экранизировать с уклоном в мелодраматическую составляющую, забывая, насколько ее тексты веселят: и вот Отем де Уайльд в своем режиссерском полнометражном дебюте взяла да перевернула традицию вверх дном. Это в первую очередь комедия, а уже во вторую — история о любви; это очень современное прочтение классики, при этом совершенно эту классику не меняющее; наконец, это просто очень, очень, очень красиво поставленный фильм, от ярких костюмов до пейзажей, от работы оператора, ловящего каждую эмоцию героев и каждую финтифлюшку декора, до актерского состава, который с удовольствием включается в игру «перепридумай традицию изображать героев Джейн Остин».

Выбор Ани Тэйлор-Джой, одной из самых интересных молодых актрис, на роль, которую раньше играли Бекинсейл, Пэлтроу и Гарай, также очень интересный выбор: вневременная и одновременно с тем инопланетная внешность вкупе с неожиданным комедийным талантом делают эту Эмму Вудхаус героиней весьма и весьма современной и своевременной. А на втором плане шалят и резвятся, кажется, с добрый десяток надежд и столпов британского кино, от Каллума Тёрнера и Мии Гот до Билла Найи и Джонни Флинна — не просто «что есть что» британской жизни в поместьях в начле века XIX, но «кто есть кто» в британском кино начала века XXI.

«Безупречный» (Bad Education)

Ольга Володина

Хью Джексон возвращается к тому, что у него получается лучше всего — к изображению обаятельных типов с гнильцой (или подозрением на нее) внутри. Здесь он — безупречный на первый взгляд директор школы, который борется за то, чтобы сделать ее лучшей в стране — казалось бы, что может пойти не так? Но всей птичке пропасть, коль завяз коготок, и вот уже случайно найденная репортером школьной газеты несостыковка в счетах влечет за собой лавину разоблачений, которые камня на камне не оставят от репутации отличного менеджера и безутешного вдовца, всего себя посвятившего работе.

Фильм мечется между черной комедией, драмеди и — к концу — полноценной драмой с уклоном в психологизм; идея постепенно затягивающейся на шее главного героя петли, откуда уже не сбежать, превращает «Безупречного» в настоящий актерский бенефис Джекмана, хотя он, будучи джентльменом, в совместных сценах не заслоняет партнеров, давая и им развернуться (Элисон Дженни, может ли это быть вашей второй номинацией и «Оскаром»?).

«Пятеро одной крови» (Da 5 Bloods)

Юлия Данилина

Этой весной благодаря Netflix (одному из немногих прокатчиков, оставшихся в выигрыше после пандемии) выяснилась совершенно удивительная вещь. Оказывается, Спайк Ли всё ещё помнит, как не быть расистом. Также он помнит, как работать с актёрами, прописывать в сценарии живые, а не карикатурные образы и говорить о своей социальной позиции, не срываясь в истерику. С самого начала открыто проговаривается то, что историй о войне во Вьетнаме с точки зрения афроамериканца не так много (точнее, практически нет), и режиссёр заполняет эту лакуну очень грамотно, при этом, не отходя от своего узнаваемого стиля. Находится место и для отсылок к кинематографической классике, от «Сокровищ Сьерра-Мадре» до «Апокалипсиса сегодня», оригинальных флешбеков и неплохого юмора. Уже обозначенная тема о взгляде на войну во Вьетнаме с так называемой black perspective в фильме основная, но не единственная — Ли говорит и о дружбе, проблеме отцов и детей и посттравматическом синдроме, и, ни одну из его идей нельзя назвать банальной.

Технически это пока лучший фильм года — чего только стоит работа Ньютона Томаса Сигела, снимавшего сразу в трёх форматах. И даже при том, что среди актёров на общем фоне выделяется Делрой Линдо (осенью его ещё найдут все возможные кинонаграды), отметить хочется весь очень сильный состав, в котором находится место даже небольшому реюньону из «Прослушки».

«Музыкальный конкурс Евровидение: История группы Fire Saga» (Eurovision Song Contest: The Story of Fire Saga)

Ольга Володина

Спасибо Уиллу Ферреллу — в год, когда Евровидение по понятным причинам отменилось, у нас все-таки есть Евровидение. Да, в вивде практически мокьюментари о несуществующей исладнской группе, много лет мечтающей попасть на конкурс и попадающей туда из-за скорее череды непредвиденных и невероятных обстоятельств — но попадающей же! И конкурс есть, и участники, и много песен, которым самое место как раз на конкурсе (причем в любом году). Это пародия, но необидная, сделанная с большим вниманием и тщательностью, смеющаяся, но не издевающаяся над вот такой трэшевой, но любимой европейской традицией.

Ну и главное, что хочется вынести из фильма: дадим Дэну Стивенсу гражданство, квартиру в Саранске и отправим его на Евровидение? Потому что он, кажется, лучший кинорусский в этом году — ну и его Александр Лемтов выиграл-таки конкурс!

«Никогда, редко, иногда, всегда» (Never Rarely Sometimes Always)

Юлия Данилина

Мы уже писали о фильме Элизы Хиттман после его успеха на «Санденсе». С того момента он успел получить Гран-при Берлинского кинофестиваля и продолжает оставаться самым успешным американским независимым проектом года. Хиттман не придумывает ничего принципиально нового — тема абортов неоднократно поднималась до неё, не только в драмах, но и в сатирической «Гражданке Рут» Александра Пэйна, но её фильмы подкупают не этим. Они настолько качественны во всём, от сценария до актёрских работ, и настолько искренни, что к ним не хочется придираться и обвинять во вторичности.

За два часа экранного времени зритель успевает детально рассмотреть Нью-Йорк глазами двух провинциалок, физически ощутить на себе их дискомфорт и растерянность и по-настоящему к ним привязаться. Та самая тема pro-choice (или же права на аборт), конечно, тоже важна, и, судя по интервью Хиттман, именно она первостепенна, но раскрывая её, режиссёр не срывается в пафос. Наоборот, мысль о том, что бедная девочка совершенно не обязана проходить через весь этот ад (который, судя по всему, для неё только начинается), приходит сама собой, и даже, на первый взгляд, не превалирует. Это очень большая редкость.


Не совсем кино, но нельзя было пройти мимо:

«Гамильтон» (Hamilton)

В это очень странное полугодие (возможно, самое странное полугодие современности, о дивный новый мир) так уж получилось, что больше всего шума наделала телеверсия мюзикла, снятая четыре года назад. Конечно, не абы какого, а самого известного за последние годы, собравшего целый ворох премий, от «Тони» до Пулитцеровской, сделавшего из своего автора знаменитость и фактически принесшего ему на блюдечке сотрудничество с Disney. Для истории войны за независимость США он делает то же самое, что «Иисус Христос — Суперзвезда» для Нового Завета. Киноверсия первого мюзикла Лина-Мануэля Миранды «На высоте мечты» уехала на год вперёд, но вместо неё нам подвезли долгожданного «Гамильтона», поэтому жаловаться не приходится. Технически телеверсия выполнена блестяще — три снятые в разное время спектакля смотрятся как один, оригинальный актёрский состав блестяще отыгрывает свои роли, два с половиной часа пролетают как десять минут, и это если не говорить о музыкальных номерах, постановке, костюмах и хореографии самого спектакля.

Сейчас продолжается дискуссия о том, сможет ли «Гамильтон» побороться за Оскары. К разочарованию фанатов, Академия уже заявила о его не легитимности, Disney продолжает настаивать на своём (к тому же, он планировал релиз в кинотеатрах осенью), но это не так важно. Важно то, что культурный феномен, который до июля этого года в полной мере был доступен единицам, теперь может оценить весь мир. Стоит ли смотреть постановку тем, кому не близок жанр мюзикла? Однозначно. В конце концов, если длинные рэп-номера в исторических костюмах в какой-то момент утомят, а расовая принадлежность Александра Гамильтона, Джорджа Вашингтона и Томаса Джефферсона озадачит, можно промотать их и посмотреть на Джонатана Гроффа. Таким вы его точно не видели.