«Майор Гром: Чумной доктор» и новая повестка

3 апреля 2021

1 апреля в российский прокат вышла экранизация российского комикса «Майор Гром». Владислав Пастернак делится впечатлениями.

Четыре года назад в кинотеатрах появились плакаты фильма «Майор Гром» — короткометражки, основанной на одноименных комиксах издательства Bubble. Событие было беспрецедентным по множеству причин. Никто, например, прежде не снимал в России таких дорогостоящих коротких метров. Бюджет, по некоторым данным, доходил до 40 млн рублей — суммы, достаточной для производства двух-трех дебютных полнометражных фильмов. Никто не рекламировал короткометражки в кинотеатрах — данный вид фильмов был и остается некоммерческим. Да и практически никто не экранизировал российские комиксы, хотя вышло их и на данный, и на тот момент уже немало. «Защитники», провалившиеся в России, но принесшие ощутимую прибыль за ее пределами, позиционировались как фильм-комикс, но ни на каком литературном материале не основывались. Работа основателя Bubble Артема Габрелянова и его команды по созданию отечественной супергеройской кросс-платформенной вселенной длилась долго и размеренно. Спустя четыре года после короткого метра полнометражный — длиной больше двух часов — «Майор Гром: чумной доктор» наконец выходит на российские экраны.

На премьере авторы просили не раскрывать многочисленные твисты сюжета. Несмотря на то, что фильм уже в кино, и публика уже обсуждает сценарные повороты, в этом отзыве мы от спойлеров воздержимся. Сюжет развивается предсказуемо лишь до определенного момента. Визуально картина получилась ближе к фильмам Marvel, но по сюжету это, скорее, гибрид сразу трех частей «Темного рыцаря» и этакого «Джокера» наоборот, изящно собранные в один фильм, лихо перенесенные на российскую почву и переработанные, в общем-то, до полной оригинальности.

Поражает картина необычным размахом. В нашем кино сейчас достаточно денег, и «лидеры индустрии» выдают фильмы абсолютно конкурентоспособного вида, делая за 5−10 миллионов долларов нечто, не уступающее 100−200-миллионным голливудским проектам. «Майор Гром», тем не менее, сделан независимо от больших российских продюсеров, молодой командой, без использования средств Фонда Кино и Министерства культуры, а выглядит свежее и ярче большинства «лидерских» лент. Не так уж много больших картин выбирают местом действия Санкт-Петербург, а если и выбирают, то это Петербург костюмный, исторический («Дуэлянт», «Девятая») — здесь же город превращен в этакий Готэм-сити. Погони и массовки на Невском проспекте и Дворцовой площади, взрыв Мухинского училища (по сюжету, в его здании находится банк), одетая в необычную форму полиция (полицейский участок, как и форма, впечатляет органичным сочетанием узнаваемых российских и американских черт). Вселенная фильма — это некая футуристичная Россия, где есть и гигантские деньги, и современные социальные проблемы, и голливудский масштаб. На то, что сюжет разворачивается в ближайшем будущем, указывает группа фантастических небоскребов, возведенных вокруг на сегодняшний день единственного Лахта-Центра.

Смело выглядит не только размах и визуальная оригинальность, но и подход к месседжу. В то время, как зарубежное кино продает публике социалистическую повестку в таких вещах, как «Паразиты», «Джокер» и «Земля кочевников», авторы «Майора Грома» — с одной стороны, рассказывают классическую полицейскую историю про лучшего в своем деле мента, несправедливо отстраненного от дела, а с другой, напоминают, что за каждой толпой, заряженной классовой ненавистью и жаждущей всё отнять и поделить, обязательно стоит какой-нибудь кукловод, использующий народный гнев во имя собственных психопатических идей. Мысль не новая, но в современном фильме, где левачество в силу его распространенности уже никак нельзя назвать нонконформизмом, выглядит, как минимум, нахально.