кадр из фильма «Неудачный трах, или Безумное порно»

ММКФ: 43-й Московский Международный Кинофестиваль: что смотреть

23 апреля 2021

Московский Международный Кинофестиваль в этом году пройдет с 22 апреля по 29 апреля в очном режиме. Выбираем, что смотреть.

Пересенный в 2020 году на октябрь Московский Международный Кинофестиваль в этом году возвращается к своим ранее выбранным датам: последняя декада апреля.

К площадкам ММКФ в этом году добавился отреставрированный «Художественный», но основное действо как обычно сконцентрируется в «Октябре» на Новом Арбате. Маски и перчатки требовать на входе будут, однако пока не очень понятно, насколько жестко сохранится прошлогодняя система рассадки (хотелось бы, чтобы да, мизантропам вроде вашего корреспондента приятнее сидеть без людей рядом).

Программы фестиваля сформированы и известны были немного заранее, а расписание появилось буквально накануне открытия: нас ждет как конкурс, так и привлекающие больше внимания программы (как новые тематические подборки, так и ретроспективы). У руля в жюри — филиппинский режисер Брийянте Мендоса, с ним вместе судить основной конкурс будут бразильский режиссер Карим Айнуз и родные-знакомые композитор Юрий Потеенко, режиссер Нигина Сайфуллаева и актер Милош Бикович.

Открыл фестиваль «Девятаев» Тимура Бекмамбетова (по трейлеру ощущение, что это «Т-34» про самолет и без Петрова), закрывает — финское «Кафе моей памяти». А мы тем временем выберем, что еще на фестивале можно (или стоит) посмотреть.

Золотое правило ММКФ: фильмы в конкурсе очень разные, поэтому идти стоит на свой страх и риск. Иногда можно вытящить золотой билет, а иногда — проклясть все на свете; зато большинство конкурсных фильмов на большом экране «Октября» вы не увидите больше никогда, так что рискнуть стоит. Фильмы документального конкурса обычно поровнее, и тут риска меньше. Очень часто более интересные картины идут в параллельных секциях, так что если у вас есть время — хорошенько прочешите программу и выберите то, что вам хочется посмотреть прямо сейчас, даже если этот фильм выйдет в прокат через месяц с лишним. В конце концов, если вам хочется посмотреть препремьерный показ «Прабабушки легкного поведения» — перестаньте думать о том, что на фестивале некомильфо такое смотреть, идите и смотрите.

Именно по этому принципу ваш корреспондент отбирает фильмы: вот и сейчас. Тем более что в этом году довольно интересный фестиваль: если обычно параллельные программы и ретроспективы включают интересные картины с прошедших между ММКФ прошлого и этого года фестивалей, то в этом году, так уж вышло, что и год не особо фестивальный, да и с проошлого ММКФ прошло только полгода.


«Неудачный трах, или безумное порно» (Babardeala cu bucluc sau porno balamuc, 2021)

Режиссёр: Раду Жуде

Программа: Фильмы, которых здесь не было

В ролях: Катя Паскарю, Клаудия Иеремия, Олимпия Малаи, Никодим Унгуряну

«Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля этого года, румынское кино про утекшее в сеть домашнее порновидео с учительницей истории в главной роли: собственно, фильм о том, как после этого жить (и почему обществу есть почему-то какое-то до этого дело).

Если вы любите Раду Жуде так же, как я, за фильм «Браво!» о неспешной погоне в Румынии XIX века — вы, конечно, и новый его фильм не пропустите; впрочем, кто из нас с вами румынское-то кино не любит, румынский — новый черный.

Что еще посмотреть в этой программе: «Сторож брату своему», победивший в секции «Панорама» на Берлинском кинофестивале в этом году; «Банкиры» из Берлина же, о поисках швейцарским банкиром своего пропавшего коллеги в Аргентине.

«Естественный свет» (Természetes fény, 2021)

Режиссёр: Денеш Надь

Программа: 8 ½ фильмов

В ролях: Марцелль Герё, Шара Ласло, Инесе Бока-Грюбу, Мелани Блокдорф, Каролина Пирас

«Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля этого года — за режиссуру. Три дня из жизни завербованного в вермахт венгерского крестьянина во время Великой Отечественной. Фильм — экранизация фрагмента венгерского толстого романа, обещают максимальную безысходность и максимально же натурные съемки; сюжета как такового почти нет, одно ощущение тлена и погружения в болото. Собственно, максимально фестивальное кино, как пропустить.

Что еще посмотреть в этой программе: «Случайность и догадка» Рюскэ Хамагути с того же фестиваля и тоже с «Серебряным медведем» (только тут это Гран-при); «Паркет» Александра Миндадзе, потому что Миндадзе; «Мисс Маркс» про дочку Карла Маркса, потому что это хотя бы не выглядит как фестивальное кино.

«Случайность и догадка» (偶然と想像, 2021)

Режиссёр: Рюсукэ Хамагути

Программа: 8 ½ фильмов

В ролях: Котонэ Фурукава, Киёхико Сибукава, Кацуки Мори, Фусако Урабэ, Аоба Каваи, Аюму Накадзима, Хюнри

Гран-при жюри — очередной «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля этого года. На большинстве наших сайтов указан как «Случайность и догадка» — а вот на фестивале решили добуквенно перевести прокатное название с английского. Три новеллы без всякого экшна и пыщ-пыщ, зато очень человечных — в общем, даже любование своим пупком в рамках кино фестивального можно сдать доступным для зрителя.

Что еще посмотреть в этой программе: упомянутое выше из той же программы, а также венгерский «Лес: вижу тебя повсюду» с берлинским «Медведем» за лучшую роль второго плана.

«Агент-крот» (El Agente Topo, 2020)

Режиссёр: Майте Альберти

Программа: Свободная мысль

Номинация на «Оскар» за лучший документальный фильм в этом году (в понедельник узнаем, победит ли): настоящая джемс-бондовщина в чилийском доме престарелых.

Что еще посмотреть в этой программе: «Герр Бахман и его класс» с берлинским «Медведем» в виде приза жюри (но будьте готовы, что фильм идет три с половиной часа); безумный «Деревенский детектив: цикл песен» американца Билла Моррисона о Михаиле Жарове.

«Окраина» (1998)

Режиссёр: Петр Луцик

Программа: Кирилл Разлогов. Фильмы моей жизни

В ролях: Юрий Дубровин, Николай Олялин, Алексей Ванин, Римма Маркова

Абсолютная классика современного российского кино; собственно, шанс для всех, кто говорит «да-да, конечно, Луцик и Саморядов, я смотрел» наконец-то взять и посмотреть.

Что еще посмотреть в этой программе: в принципе, все — потому что нельзя взять и не посмотреть на большом экране «Третью Мещанскую», или «Печать зла», или «Жюля и Джима».

«Лорелея» (Lorelei, 2020)

Режиссёр: Сабрина Дойл

Программа: Кинорежиссерки нашего времени

В ролях: Пабло Шрайбер, Джина Мэлоун, Гретчен Корбетт, Джозеф Бертот, Триш Иган

Лучшее описание фильма — «история о байкере, русалке и трех оттенках грусти» на IMDb; звучит лучше, чем «он 15 лет сидел, у нее трое детей, он берется за старое ради нее». Фильм — обладатель приза жюри американского кинофестиваля в Довиле и был показан на фестивале Трайбека в прошлом году; в главных ролях — относительно медийные лица, на «Помидорах» — сто процентов свежести, в общем, звучит как Санденс-лайт (а кто из нас не хочет отдохнуть на Санденсе-то лайт после румынского кино).

Что еще посмотреть в этой программе: одна из трех программ «женского взгляда» на этом фестивале предлагает достаточно большой жанровый и географический выбор — тут и проблемы с воспитанием в нидерландском «Фарфоре», и вопросы проституции во французских «Жрицах любви», и комедия «Часики тикают» об общественном давлении.

«Благосердная ночь» (Yö armahtaa, 2020)

Режиссёр: Мика Каурисмяки

Программа: Локдаун

В ролях: Кари Хейсканен, Ану Синисало, Пертти Свехольм

Каурисмяки-старший на ММКФ не в первый раз: уже в 1984 году в конкурсе был его «Клан». В этот раз его картина о трех немолодых мужиках, пьющих во время локдауна — в параллельной секции: но, в принципе, как не понять пьющих немолодых мужиков, еще учитывая, что одним из главных хитов проката года прошлого стала картина ровно про пьющих «Еще по одной»?

Что еще посмотреть в этой программе: все — и хотя бы временно закрыть для себя вопрос фильмов, снятых в условиях ковидных ограничений. Хватит.