Оскар: Прогноз 2015 — Теория невероятностей

30 декабря 2014

15 января будут объявлены номинанты на призы Американской Киноакадемии — или, говоря проще, «Оскары». Мы пытаемся предположить, кто войдет в число вероятных кандидатов.

В начале весны мы пытались предположить, какие фильмы войдут в число наиболее вероятных кандидатов на номинацию Главного Фильма Года. Потом мы рассуждали о том, какой иностранный фильм поборется за вхождение в пятерку номинантов в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Уже известны шортлисты по некоторым номинациям: от лучшей песни до лучших костюмов.

Пришла пора попробовать подвести итоги и подумать, кто же войдет в итоговые списки.


Лучший фильм

Главная номинация года, в которую, согласно оскаровским правилам, может попасть от 5 до 10 фильмов. Главное правило — как и для всех остальных категорий, кроме фильмов на иностранном языке, — прокат в Лос-Анджелесе не менее недели в период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.

В прошлом году потенциальный лидер «оскаровской» гонки — «12 лет рабства» — стал очевиден уже в сентябре, после осенних фестивалей в Торонто и Теллурайде. В этом году, к счастью или нет, явного кандидата номер один нет; сказать сейчас со всей уверенностью, что лучшим фильмом станет, скажем, «Бёрдмэн» или «Отрочество», достаточно сложно.

Однако — судя по уже объявленным результатам голосований объединений критиков различных городов — можно предположить, что есть определенный пул наиболее вероятных кандидатов.

Впрочем, лучший показатель — это не только номинанты, но и победитель премии Гильдии продюсеров Америки. За последние 7 лет победители «Оскара» и премии Гильдии продюсеров совпали не раз и не два, а семь раз; так что это как раз очень неплохой барометр. Номинации гильдия объявит 5 января, победителей — 24 января.

Пока я преполагаю, что в десятке (если будет десятка) с наибольшей вероятностью окажутся:

  1. «Отрочество» / Boyhood — реж. Ричард Линкейтер (прокат в России — информации нет)
  2. «Бёрдмэн» / Birdman — реж. Алехандро Гонзалес Иньярриту (прокат в России — с 22 января 2015)
  3. «Сельма» / Selma — реж. Ава дюВерней (прокат в России — информации нет)
  4. «Вселенная Стивена Хокинга» / Theory of Everything — реж. Джеймс Марш (прокат в России — с 28 февраля 2015 года)
  5. «Игра в имитацию» / The Imitation Game — реж. Мортен Тильдум (прокат в России — с 5 февраля 2015)
  6. «Исчезнувшая» / Gone Girl — реж. Дэвид Финчер (прокат в России — с 3 октября 2014 года)
  7. «Охотник на лис» / Foxcatcher — реж. Беннетт Миллер (прокат в России — с 29 января 2015 года)
  8. «Отель «Гранд Будапешт» / The Grand Budapest Hotel — реж. Уэс Андерсон (прокат в России — с 13 марта 2014 года)
  9. «Одержимость» / Whiplash —реж. Дэмиан Шазель (прокат в России — с 23 октября 2014 года)
  10. «Самый жестокий год» / A Most Violent Year — реж. Джей Си Чендор (прокат в России — информации нет)

Также в десятке могут оказаться и пока обойденный наградами (но вошедший в список десяти лучших фильмов года по мнению Американского Института Фильмографии) «Снайпер» Клинта Иствуда, и мюзикл (академия любит мюзиклы!) «Чем дальше в лес…», и удачно выступающий в американском прокате «Несломленный» Анджелины Джоли, и, чем чёрт не шутит, «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Или вообще маловероятные (но прекрасные) кандидаты — «Стрингер» Дэна Гилроя или «Уильям Тёрнер» Майка Ли.

Но тенденция, кажется, сохранится: фильмы-биографии (желательно — про духоподъемное и преимущественно с британскими актерами), фильмы-об-исторических-событиях (как, скажем, марш от Сельмы до Монтгомери), ну и немного авторского кино, так, чтобы не расслаблялись. Ни одному блокбастеру, если только «Интерстеллар» не сделает успешный финишный рывок, или кино Джоли не побьет ожидания по сборам, в десятке места не найдется.


Лучший режиссер

Куда менее людная (мест всего пять) и при этом куда более очевидная категория: тут есть свои очевидные лидеры, и спор между остальными потенциальными кандидатами будет вестись скорее за пару-тройку мест.

Опять же, наиболее авторитетный источник предсказаний — это не награды объединений журналистов и (или) критиков, а призы американской Гильдии режиссеров. За последний 11 лет их награды совпали с «Оскарами» в 10 случаях (а единственным исключением стал Бен Аффлек, который как-то ухитрился даже не быть номинированным на «Оскар» за режиссуру «Операции «Арго»»). Номинации у них будут объявлены 13 января, а призы вручены 6 февраля.

Двойка лидеров, которые вот прямо обязательно войдут в «оскаровскую» пятерку (а если нет — я готова съесть свою шляпу):

  1. Ричард Линклейтер («Отрочество»)
  2. Алехандро Гонсалес Иньярриту («Бёрдмен»)

Дальше мы ступаем на зыбкий лед предположений: хочется болеть за Уэса Андерсона («Отель «Гранд Будапешт»»), и Пола Томаса Андерсона («Врожденный порок»), и за Майка Ли («Уильям Тёрнер), и за Дэвида Финчера («Исчезнувшая»), и за Джей Си Чендора («Самый жестокий год»), и за Беннета Миллера («Охотник на лис»). Это может оказаться и Ава дюВерней («Сельма»), и она, кстати, скорее всего в пятерку войдет точно — как можно не допустить до гонки черную женщину?

Есть и совсем неожиданные варианты, вроде Дэмиана Шазеля («Одержимость»), и Жана-Марка Валле («Дикость»), или, скажем, вообще старины Клинта Иствуда («Снайпер»). Но, с огромной вероятностью, лучший режиссер будет одним из первой двойки.


Лучший актер

Если для режисеров и продюсеров определение номинатов профильных премий еще впереди, кто Гильдия киноактеров США со своим выбором окончательного пула уже определилась. В прошлом году они угадали победителей полностью (а номинатов — примерно в 80% случаев), так что, если мы поверим им, то пятерка может выглядеть следующим образом:

  1. Майкл Китон («Бёрдмэн»)
  2. Бенедикт Камбербатч («Игра в имитацию»)
  3. Эдди Редмейн («Вселенная Стивена Хокинга»)
  4. Джейк Джилленхол («Стрингер»)
  5. Стив Карелл («Охотник на лис»)

Однако остальные претенденты еще вполне сохраняют шансы появиться в оскаровской пятерке. А это и лауреат Канн Тимоти Сполл («Уильям Тёрнер»), и сыгравший Мартина Лютера Кинга британец Дэвид Ойелоуо («Сельма»), и пока неудачник и тезка премии Оскар Айзек («Самый жестокий год»), и Рэйф Файнс («Отель «Гранд Будапешт»»), и Брэдли Купер («Cнайпер»).

В начале «оскаровского» сезона называли также и Мэттью МакКонахи («Интерстеллар»), и Джека О'Коннелла («Несломленный»), но, наверное, не в этом году.

Не знаю, как остальные мои коллеги, а я ужасно переживаю, что Тому Харди за «Лока» места в этом списке не найдется, скорее всего. Преступление это, вот что.


Лучшая актриса

Главные женские роли — немножко более редкий зверь, чем мужские главные роли; так что у актрис в этой номинаии потенциально меньшее количество конкуренток — но одновременно с тем и конкуренция есть дай бог какая.

В первые недели подведения итогов года сразу несколько премий объединений критиков взяла Джулианна Мур за «Всё ещё Элис» и стала, таким образом, главным кандидатом на включение в итоговую пятерку. К тому же Мур в этом году взяла приз в Каннах (за другой фильм, правда — «Звёздную карту»), и вообще, как такое может быть, что у Джулианны Мур до сих пор не золотого человечка?

Опять же, опираясь на пятерку Гильдии киноактеров, получаем следующую вероятную пятерку номинанток на «Оскара»:

  1. Джулианна Мур («Всё ещё Элис»)
  2. Розамунд Пайк («Исчезнувшая»)
  3. Риз Уизерспун («Дикость»)
  4. Фелисити Джонс («Вселенная Стивена Хокинга»)
  5. Дженнифер Энистон («Кекс»)

При этом не будем сбрасывать со счетов многократную номинантку Эми Адамс («Большие глаза»), уже оскароносную Марион Котийар («Два дня, одна ночь») или вообще внезапную Шайлин Вудли («Виноваты звезды»).

Несколько менее вероятно, но почему бы не вспомнить: Хилари Суонк в «Местном», Эмили Блант за «Чем дальше в лес…».


Лучший актер второго плана

Лучших ролей второго плана в фильмах этого года много. Очень много. Остается только разорваться, выбирая лучшие десять — а уж пять выбрать вообще выше сил человеческих.

Хорошо, что у нас есть Гильдия киноактеров, на выбор которой можно опереться, как на костыль, и уже от него плясать:

  1. Дж. К. Симмонс («Одержимость»)
  2. Эдвард Нортон («Бёрдмен»)
  3. Роберт Дювалл («Судья»)
  4. Итан Хоук («Отрочество»)
  5. Марк Руффало («Охотник на лис»)

Также в зоне еврокубков остаются Кристоф Вальц («Большие глаза»), Джош Бролин («Врожденный порок»), Том Уилкинсон или Тим Рот («Сельма»), или даже вообще Крис Пайн («Чем дальше в лес…»). Ну, и экзотические варианты: скажем, Мияви за роль японского офицера в «Несломленном», или, наконец, Энди Сёркис за «Планету обезьян: Революцию».


Лучшая актриса второго плана

Опять же, в отличие от мальчиков, у девочек конкуренция берет не столько количеством, сколько качеством: найти одну-единственную лучшую роль, по-моему, невозможно от слова «вообще».

Здесь у нас нет выбора: если у Мэрил Стрип есть хоть какая-то роль в киногоду, её номинируют, никуда не деться. Три неизменности в вашей жизни — Смерть, Налоги и Мэрил Стрип.

Однако, помимо Мэрил, нужно набрать еще девочек в пятерку, и она (пятерка номинанток), скорее всего, будет следующей:

  1. Патриция Аркетт («Отрочество»)
  2. Эмма Стоун («Бёрдмэн»)
  3. Кира Найтли («Игра в имитацию»)
  4. Мэрил Стрип («Чем дальше лес…»)
  5. Джессика Честейн («Самый жестокий год»)

В число номинанток также могут затесаться Наоми Уоттс («Святой Винсент»), Рене Руссо («Стрингер»), Лора Дерн («Дикость»). Или, скажем, Ванесса Редгрейв («Охотник на лис»).

Я лично буду отчаянно болеть за Тильду Суинтон («Сквозь снег»), и вам советую — мы, конечно, вообще не угадаем, зато выбор достойный.


Номинаций еще вагон и маленькая тележка, и со всеми остальными ясно только одно: кого бы ни номинировали, за лучшую операторскую работу получит второй год подряд Эммануэль Любецки (даже я, всегда болеющая за Дикинса, вынуждена признать, что тут — вариантов нет).

Ждем 15 января, болеем.