Как создавалась «Единичка»

11 июня 2015; автор: Ольга Белик

11 июня в прокат выходит военная драма «Единичка» — история о том, как советские солдаты спасали глухих сирот в Восточной Польше. Мы посмотрели фильм и расскажем вам о нем кое-что интересное.

Август 1944-го. Советские войска продолжают наступление в Восточной Польше. Подразделение старшего лейтенанта Егорова «Единичка» получает задание — удержать мост, через который планируется переправа частей Советской Армии. Прибыв на позицию, бойцы обнаруживают разрушенный монастырь, а в нем — группу глухих сирот с воспитательницей Евой. Егоров оказывается перед сложным выбором — выполняя приказ командования, он будет вынужден поставить под угрозу жизни маленьких поляков. Артиллеристы изо всех сил стараются не допустить смерти детей.

Фильм — полнометражный жудожественный дебют Кирилла Белевича, который до этогос пециализировался на сериалах, а также участвовал в создании сценария «Мы из будущего». Сценарий самой «Единички» написан по повести писателя-фронтовика Александра Николаева «Мы все, не считая детей». В основу произведения легли события, происходившие с писателем во время Великой Отечественной войны, и главный герой, молодой лейтенант-артиллерист Егоров, которого сыграл Илья Коробко — прообраз самого Николаева.

В фильме приняли участие российские, польские и немецкие актеры, а польских сирот сыграли глухие дети из московских специализированных школ. «То, что сирот должны сыграть глухие дети — было принципиально, — говорит Белевич. — У них совершенно иное восприятие, другие глаза — чистые, искренние. Они смотрят, пытаясь понять, что ты говоришь — и это невозможно сыграть. Поэтому мы взяли именно таких ребят, и на взрослых актеров это оказало мощнейшее эмоциональное воздействие. В то же время наша работа несколько усложнилась — детям было сложно объяснить, что мы от них хотим и как важно делать именно то, что просим. Ведь у нас было много пиротехники, военных сцен, когда танки, выстрелы, взрывы — а они же не слышат, и шаг чуть влево или чуть вправо — был чреват большими опасностями».

Для съемок привлекли большое количество военной техники. В том числе: немецкий танк Т-IV и два советских танка Т-34−85; автомобили «Студебеккер», ЗИС-5 «полуторка», «Виллис», Опель-блитц; два артиллерийских орудия ЗИС-3; советское и немецкое стрелковое оружие: 15 автоматов ППШ, 2 автомата ППС, 4 карабина Мосина, 2 пулемета Дегтярева и 2 пистолета ТТ, 20 автоматов МР-38 и МР-40 и пулемет МГ-42. «Все это — абсолютно историческое и на ходу. Большую часть арендовали на „Мосфильме“, но что-то подбирали отдельно, — комментирует режиссер. — Например, у польских персонажей должно было быть английское оружие, поэтому специально искали английские автоматы, взрывчатку, винтовки — это музейное оружие 1937-ого года, причем мы нашли рабочее и стреляющее!»

За две недели в Калужской области через реку Нару был выстроен мост в натуральную величину, выдерживающий нагрузку до 3,5 тонн. Так же для съемок была построена линия укреплений (окопы, блиндаж). В съемках боев принимало участие до 80 реконструкторов в день. На картине работал военный консультант, подполковник Константин Горбатиков. Под его руководством все актеры прошли краткий курс артиллериста, изучили штатные должности при оружии, научились заряжать и передвигать орудия.

«Вся подготовка и масштаб проекта меня поражали, — рассказывает Илья Коробко. — Поскольку нам предстояло играть артиллеристов, перед началом съемок всех актеров познакомили с военным консультантом, который объяснил, как правильно обращаться с оружием, какими знаниями и какой степенью подготовки должен владеть каждый из героев, показал быт солдата 1944 года. Это было очень познавательно. Забавно вышло, что в жизни я — левша, а мой герой вряд ли бы мог быть таким. Поэтому пришлось переучиваться и многие вещи, такие как стрелять из автомата, научиться делать с правой руки».

Герой Коробко — старший лейтенант Егоров, которого только что откомандировали в «Единичку», и он должен командовать взрослыми опытными бойцами. «Он юный, наивный, храбрый, — описывает своего Егорова Илья. — Он видит других бойцов, уже закаленных боями, и тоже хочет совершить свой подвиг, проявить себя. Готовясь к роли, я перечитал много книг о Великой Отечественной войне и понял, что у каждого нашего солдата, шедшего на войну, была установка на героизм. Все герои нашего фильма шли в бой именно с этой установкой».

Андрею Мерзликину досталась роль заполита Финогенова, внешне жесткого и подчас грубого человека, но с добрым сердцем. «Я много снимался в военных фильмах, но это одна из редких картин, где есть масштаб. Но самым главным впечатлением для меня стало присутствие на площадке глухих детишек, которые играли воспитанников монастыря. Это было так здорово! Мы, взрослые люди, все сначала так боялись этого, думали, что они какие-то особенные. А они обычные дети — искренние, открытые, смешливые, очень болтливые, руки только шелестят, что-то друг другу говорят, хохочут, снимают друг друга на фотоаппарат. Но на съемочной площадке они становились серьезными людьми, почти как взрослые. Они всё равно особенные люди: по-другому воспринимают жизнь, по-другому к ней относятся, по-другому проживают».

Михаил Евланов сыграл, как он сам говорит, «трогательного одессита Лютикова. Говорок, манеры, „прихваты“ — это некий штамп. В Одессе живут разные люди, есть среди них скромные, ранимые, обаятельные, как мой герой. Все считали моего персонажа плохим, а лично мне он симпатичен».

В отличие от многих актеров, Евланову не понадобился краткий курс артиллериста. «Я ведь служил в ВС РФ, в мотострелковых войсках. Наш второй батальон передвигался по России. Мне был доверен КамАЗ, и по заданию я ездил и в Ростов-на-Дону, и в Ленинградскую область, и в Подмосковье, и в Вологду. Иногда подметал плац или снег кирпичами складывал. Такое тоже было. Стреляю я плохо. Все передвижения орудий бойкотировал. Выяснилось, что я совершенно не симпатизирую военной подготовке и процессу в целом. Хотя в бытность учился какое-то время в военном училище».

«Единичка» получилась не только «фильмом о войне», но и историей команды «стариков и молодых», рассуждает Андрей Мерзликин. «Среди героев фильма есть солдаты, прошедшие к 1944 году уже закалку войной, и совсем юные мальчишки, которые не были ни в одном бою. И как уберечь их жизни? Как проявить себя? „Единичка“ — во многом драма о выборе человека. Близится конец войны, и, наверное, можно было бы поберечь себя, но в том и дело, что герои готовы отдать свои жизни, чтобы спасти детей. И тут неважно, детей ли, женщин, стариков — главное, сохранить гражданское население. Это защищали наши солдаты».