ММКФ: 37-й Московский Международный Кинофестиваль: что смотреть
15 июня 2015
В этом году Московский Международный Кинофестиваль пройдет с 19 по 26 июня (восемь дней против обычных десяти). Помимо конкурсных программ, будет несколько ретроспектив, премьерные подборки фильмов — словом, скучать не придется.
Программы будут на любой вкус: чего стоит одно только перечисление: нашлось место и национальным кинематографиям (аргентинское, курдское, болгарское, турецкое кино), и ретроспективам кинематографистов (Жан-Жак Анно, Райнер Фассбиндер, У Тяньмин).
Площадками в этом году выступят кинотеатры «Октябрь», «Пионер» и «Иллюзион», а также Центр документального кино.
Мы отобрали несколько картин, которые лучше не пропускать.
Да, мы нарочно не упоминаем фильмы основного и документального конкурса: если уж смотреть, то все, зачем выделять что-то одно?
«Эйзенштейн в Гуанахуато» (Eisenstein in Guanajuato)
Программа: Фильмы, которых здесь не было
Страна: Нидерланды / Мексика / Финляндия / Бельгия
Режиссер: Питер Гринуэй
Сюжет: В 1931 году советский режиссёр Сергей Эйзенштейн отправился в Гуанахуато снимать фильм «Да здравствует Мексика!». Там он столкнулся с новой культурой, новым отношением к смерти. Познал он и иную революцию — революцию собственного тела. Эйзенштейн в фильме предстаёт художником, который отправляется в Мексику как всемирно известный режиссёр. Уже на месте возникают сложности с американским спонсором, писателем Эптоном Синклером. Одновременно, оказавшись на этой радостной и грозной чужой земле, режиссёр начинает пересматривать своё отношение к родине и сталинскому режиму. Из режиссёра-концептуалиста он превращается в художника, которого глубоко волнует существование человека. И, будучи увидены истинным художником, все знаки, коды, религиозные и языческие символы мексиканской культуры приобретают новое значение.
С Берлинского фестиваля, где фильм был показан впервые, доносились весьма интригующие замечания кинокритиков — правда, речь шла не о художественной составляющей фильма, по большей части. Более того, ранее состоялся скандал в СМИ, связанный с Госфильмофондом и возможностью вообще говорить о личной жизни Эйзенштейна: вроде бы сценарий второго фильма вернули автору на доработку. Впрочем, все особенности личной жизни, кажется, Гринуэй засунул в этот фильм, не имеющий никакого отношения к Госфильмофонду.
Да, в российском прокате фильм пока точной даты не имеет, однако куплен компанией «Вольга».
«Клуб» (El Club)
Программа: Фильмы, которых здесь не было
Страна: Чили
Режиссер: Пабло Ларраин
Сюжет: На берегу океана в Чили живут священники разных возрастов. Когда они не молятся и не искупают грехи, то готовят свою борзую к очередным бегам. После приезда нового священника у дверей вдруг появляется мужчина и начинает предъявлять ему обвинения. Его голос звучит всё громче, пока не раздаётся выстрел: священнослужитель предпочёл покончить с собой и таким образом избежать обвинений. Церковь направляет своего следователя, но действительно ли он намерен выяснить правду о жестоком обращении с детьми и похищении младенцев у незамужних матерей или же лишь попытается соблюсти приличия?
Каждый год снимается несколько фильмов о том, насколько католическая церковь — или ее отдельные представители — местами неправа; были «Сестры Магдалены», была «Филомена», была «Голгофа», вот теперь пришло время южного полушария и Чили.
«Мандарины» (Mandariind)
Программа: Тропическая эйфория
Страна: Эстония / Грузия
Режиссер: Заза Урушадзе
Сюжет: 1992 год, Абхазия. Древнее эстонское село опустело — эстонцы вернулись на свою историческую родину. Иво, Маркус и Юхан также собираются уехать в Эстонию, но лишь после того, как будет собран урожай мандаринов. Война доходит до села, происходит столкновение между грузинами и абхазами. После боя в доме Иво под одной крышей оказываются два раненых бойца противоборствующих сторон…
Фильм был выдвинут от Эстонии на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке» и попал в финальную пятерку.
«Рыцарь Кубков» (The Knight of Cups)
Программа: Тропическая эйфория
Страна: США
Режиссер: Теренс Малик
Сюжет: Рик — раб голливудской системы. Он «подсел» на успех, но в то же время переживает из-за того, что его существование лишено смысла. Он превосходно чувствует себя в мире иллюзий, но хочет жить реальной жизнью. Как и Рыцарю Кубков, персонажу карт Таро, Рику всё быстро надоедает, и ему требуется внешнее воздействие. Но Рыцарь Кубков ещё и художник, романтик, искатель приключений.
Премьера фильма состоялась в этом году на Берлинском фестивале, отзывы были, мягко скажем, недоуменными. Однако это Малик, оператором у него — дважды оскароносец Любецки, в главной роли Кристиан Бэйл; даже если это провал, то из тех, которые могут быть сами по себе интересны.
К тому же «Рыцарь Кубков» вылетел из российских прокатных планов в этом году; возможно, это ваш единственный шанс посмотреть фильм на большом экране.
«Такси» (تاکسی)
Программа: 8 ½ фильмов
Страна: Иран
Режиссер: Джафар Панахи
Сюжет: По пёстрым людным улицам Ирана ездит жёлтое такси. В него садятся самые разные люди, они откровенно высказывают своё мнение, когда водитель задаёт им разные вопросы. А за рулём не кто иной, как сам режиссёр, Джафар Панахи. Во время этих комических и драматических поездок установленная перед лобовым стеклом в его мобильной студии камера стремится запечатлеть дух иранского общества
Джафар Панахи под арестом который год, но это не мешает ему снимать прекрасные фильмы: «Такси», вывезенное из страны контрабандой, получило на Берлинском фестивале приз ФИПРЕССИ и «Золотого медведя».
«Дневник горничной» (Le Journal d'une femme de chambre)
Программа: Специальные показы
Страна: Франция
Режиссер: Бенуа Жако
Сюжет: Франция, начало 1900-х. Из шумного Парижа шустрая Селестин отправляется горничной в Нормандию. На вилле Ланлэра она встречается с развратным хозяином и его холодной ревнивой женой-тираном. Селестин не намерена повторять путь кухарки Марианн, которая уже убила одного своего незаконнорожденного ребёнка, а теперь обнаружила, что снова беременна. Смышлёной горничной интересно, что задумал загадочный слуга Жозеф: он раздаёт антисемитские листовки и уже предложил ей поработать на него проституткой в Шербуре…
В главных ролях — Леа Сейду и свежелауреат Канн Венсан Линдон.
«Вдали от обезумевшей толпы» (Far from the madding crowd)
Программа: Специальные показы
Страна: Великобритания / США
Режиссер: Томас Винтерберг
Сюжет: Снятый по классическому роману Томаса Гарди фильм рассказывает историю Батшебы Эвердин, молодой женщины с гордым и независимым характером, которая унаследовала ферму своего дяди. Самостоятельная в финансовом отношении, красивая и умная, она привлекает внимание трех очень разных, но решительно настроенных поклонников: Габриэля Оука, занимающегося разведением овец; Фрэнка Тройа, красивого и беспечного сержанта; Уильяма Болдвуда, богатого и уже немолодого холостяка.
Потенциальный номинант на «Оскар» этого года; в прокат должен выйти 2 июля, так что выбор посмотреть его на фестивале — для особо нетерпеливых.
«Турнир» (Le Tournoi)
Программа: Спектр
Страна: Франция
Режиссер: Элоди Наме
Сюжет: В Будапеште открывается международный шахматный турнир. В пятизвёздочном отеле молодёжь весело проводит время. Среди них и 22-летний талантливый француз Каль Фурнье, которому все прочат победу в турнире. Но выясняется, что его основной соперник — никому не известный девятилетний вундеркинд, и тут Каля начинают одолевать сомнения по поводу вечеринок, тренера, подружки, товарищей по команде… Возможно, на карту поставлено нечто большее, чем победа в соревнованиях…
Режиссерский дебют Наме получил во французской прессе полярные оценки: от восторженного «продуманная режиссура […] фильм передвигает пешки с эффективностью триллера, браво, Элоди Наме» в «Пари Матч» до уничижительного «дешевый фильм для подростков» в «Ле Монд». Скажем так: даже если это дешевый фильм про подростков, то когда вы видели такие фильмы про шахматные турниры?
«Смерть в Буэнос-Айресе» (Muerte en Buenos Aires)
Программа: Будем знакомы: аргентинское кино
Страна: Аргентина
Режиссер: Наталиа Мета
Сюжет: Буэнос-Айрес, 80-е годы прошлого века. Крутому детективу Чавесу, человеку семейному, поручают расследование убийства, совершённого в высшем свете. На месте преступления Чавес знакомится с офицером Гомесом по кличке Гусь. Миловидный новичок становится его правой рукой и, работая под прикрытием, играет роль наживки для преступника.
В этом году все внезапно посмотрели «Дикие истории» и внезапно же узнали, что в Аргентине могут снимать очень неплохое кино; на ММКФ будет целая программа аргентинского кино — пять фильмов разных жанров, от мелодрамы до детектива.
«Поющие в изгнании» (Choeurs en exil)
Программа: Экранный образ трагедии. К 100-летию геноцида армян.
Страна: Франция / Бельгия / Польша
Режиссер: Натали Россетти, Туро Финокьяро
Сюжет: Чтобы передать новому поколению наследие предков, Арам и Вирджиния, армянская пара из диаспоры, везут труппу молодых европейских актеров из Института Гротовского во Вроцлаве в путешествие по Анатолии, где некогда процветало это искусство.
Часть программы, посвященной столетию трагической страницы в истории армянского народа; документальный фильм. Аспект важности сохранения традиций и одновременно с тем — возможности ассимиляции этих традиций теми, кто не рос вместе с ними.
«Citizenfour: Правда Сноудена» (Citizenfour)
Программа: Свободная мысль
Страна: США
Режиссер: Лора Пойтрас
Сюжет: Citizenfour — документальный триллер об одном из самых громких разоблачений последнего десятилетия. Режиссер-документалист Лора Пойтрас и журналист Гленн Гринвальд получили от Эдварда Сноудена засекреченные документы, свидетельствующие о незаконном вмешательстве Агентства национальной безопасности (АНБ) в частную жизнь людей. Фильм не только рассказывает об опасности тотальной правительственной слежки, но и дает зрителю возможность ее ощутить. Этот фильм полностью изменит наш взгляд на то, что мы всегда считали своим личным пространством: наши звонки, переписка, расходы и аккаунты в соцсетях.
Фильм получил «Оскар» за лучший документальный фильм; в российский прокат он выйдет в июле. Особую прелесть просмотру на московском фестивале добавляет недавняя статья The Guardian от тридцати видных москвичах моложе тридцати: Сноуден в список вошел.
На сайте фестиваля можно отметить все интересные вам фильмы (выбрав предварительно нужный сеанс) и построить свое расписание ММКФ.
Вот, к примеру, как на одном из этапов непрекращающегося планирования выглядело мое:
Лично я точно хочу на практически всю программу аргентинского кино; на некоторые из премьерных показов (потому что я не хочу ждать, пока экранизация Томаса Гарди дойдет до наших экранов аж 2 июля); на «Рыцаря кубков», потому что Кристиан Бэйл; у меня очень простые не-синефильские вкусы, знаете ли. Так что давайте просто все вместе ходить на фестиваль и получать удовольствие — там на всякий вкус кино найдется.