Элемент оформления кинотеатра «Октябрь»

ММКФ: Краткие зарисовки из жизни 37-го Московского международного кинофестиваля

23 июня 2015

Мы рассказали, что смотреть на Московском Фестивале — а теперь немного о том, как проходит сам фестиваль.

Московский фестиваль с точки зрения простого посетителя и с точки зрения аккредитованного — это две большие разницы. Я несколько лет (хочется сказать, что всю жизнь, но нет) ходила на фестиваль как посетитель, и вот в этом году оказалась обладателем бейджа «пресса».

Вообще видов аккредитации на ММКФ много: есть «Гости» трех видов, есть «Пресса» трех категорий, есть «Участники» и «Участники российской программы». Каждая из видов аккредитации дает разные права на посещение фестиваля.

Как поступает посетитель фестиваля, когда хочет придти на фильм? Он приходит в кассы кинотеатра (к примеру, кинотеатра «Октябрь», основной площадки фестиваля) и может приобрести билеты на почти любой из объявленных в кинотеатре показов. Билеты продаются с местами, конкретное место посетитель сам выбирает на кассе зала — в общем, все, как на обычном киносеансе.

Как поступает человек с аккредитацией? По-разному.

Во-первых, ежедневно он может взять в билетной службе до трех билетов на непересекающиеся по времени сеансы из всех программ, на сегодняшние и завтрашние показы. Билетная служба работает почти весь день, но как отказать себе в удовольствии взять билет первым? Так что ко времени открытия, к полудню, у дверей билетной службы вырастает небольшая очередь людей с бейджиками.

Билетов достаточно; из всего, что я хотела посмотреть, пока не успела взять билет только на первый фильм в программе аргентинского кино — но там зал меньше, чем на пятьдесят мест. Так что приходишь в билетную службу, говоришь милым девочкам за ноутбуками названия выбранных фильмов — и получаешь билеты.

Единственное: если при покупке билетов ты сам выбираешь место, то тут место выбирают за тебя. Ты можешь оказаться в первом ряду и задирать голову вверх весь сеанс. Ты можешь оказаться слишком далеко от экрана, чтобы увидеть расположенные ниже экрана титры. Ты можешь брать билеты со знакомым одновременно — и потом оказаться в разных концах зала. Или тебе может повезти, и ты будешь сидеть на самых козырных местах — но и тогда ничто не спасет себя от поедающей бутерброд исполинши перед тобой или двух тонких ценителей кино сзади, которые не могут молчать и должны все обсудить немедленно. В общем, всё как обычно, что уж.

Во-вторых, в пресс-центре все конкурсные фильмы и часть фильмов из других программ можно посмотреть просто по аккредитации. Пресс-центр — это Театр Киноактера на Поварской, от «Октября» до него юркий кинозритель добежит минут за семь.

В-третьих, если уж наш владелец бейджа нацелен на то, чтобы посмотреть фильм не на пресс-показе, но билета у него нет — то есть еще один ход. После того, как в зале займут места люди с билетами, туда запускают людей просто по аккредитации, и те могут сесть на оставшиеся места.

Последний способ приводит к забавным и не очень заминкам. Скажем, на показе фильма «Смерть в Буэнос-Айресе» шумная блондинка средних лет устроила скандал: она пришла с билетом, но через десять минут после начала фильма, и, конечно, её место было занято. Шум, крик, «садитесь на ступеньки», «да я милицию вызову», охрана… в общем, весело мы смотрели фильм.

Если вы смотрите фильм из конкурса, будь то конкурс художественного или документального кино, то при входе в зал вы получите бюллетень для голосования, и ваш голос будет учтен для вручения приза зрительских симпатий. Всё сделано очень просто: вот у вас листочек с названием фильма, вот на нем пять оценок, от единички до пятерки, надорвите соответствующую вашим ощущениям оценку и бросьте листочек в урну для голосования на выходе из зала.

Какой бы фильм вы ни смотрели, перед показом его — скорее всего — быстренько представят. Это может быть большая премьера со съемочной группой, как это было на отечественных «Пингвине нашего времени» и «Райских кущах».

Это может быть прокатчик — скажем, «Такси» Джафара Панахи представлял в числе прочих Сэм Клебанов из «Артхауса».

Все речи — и так короткие — в еще более коротком виде переводятся на английский язык, для иноязычных зрителей.

Фильмы при необходимости тоже могут переведены на английский язык: перед парой показов спрашивали о такой необходимости. Правда, речь шла об американском фильме и так на английском языке и чилийском фильме с английскими субтитрами… но главное, конечно, чистота намерений, большое спасибо.

Отдельное большое спасибо — и в этот раз я абсолютно без иронии — всем тем, кто работает в обеспечении деятельности фестиваля в кинотеатрах. Девочки в билетных службах улыбчивые, охранники вежливые, билетеры и кассиры предупредительные, ни единого вопроса к ним, только самые искренние комплименты.

Половина фестиваля позади, посмотрим, что будет дальше.


3 фильма ММКФ, которые вы сможете посмотреть (и которые стоят того):

«Такси» (تاکسی‎)

Снятый Джафаром Панахи фильм получил в Берлине «Золотого Медведя» — и, в общем, сразу понятно, за что получил. Не только за то, что режиссер Панахи в родном Иране приговорен к тюремному заключению и получил двадцатилетний запрет на профессию; но потому, что это правда хорошее кино. Это не просто фестивальное кино — это зрительское кино.

Панахи сидит за рулем такси и колесит по Тегерану, подбирая и высаживая пассажиров. Панахи-таксист не пытается их разговорить — они сами начинают общаться с ним или друг с другом. Первые же два пассажира — незнакомые друг с другом женщина и мужчина — от обсуждения камеры в салоне автомобиля переходят к спору о суровости законов; и дальше на всем протяжении фильмов бытовые зарисовки будут перемежаться с политическими аспектами жизни в Иране, от цензуры до политзаключенных.

Удивительным образом фильм при этом не выглядит как политический манифест; он действительно может смотреться как зарисовка обыденной жизни. И все восемьдесят минут, что он идет, ты так втягиваешься в эту мерную поездку по городу, что под конец уже кажется: и в Тегеране ты был не раз, и фарси ты почти понимаешь.

В прокате: в сентябре 2015

«Хулиган» (Hellion)

История семьи из американской глубинки. После смерти матери они оказались в основном предоставлены сами себе: отец (Аарон Пол, он же Джесси из «Во все тяжкие») в основном работает, а в свободное время пьет. Старший сын, Джейкоб (Джош Уиггинс), вынужден не просто быть нормальным тринадцатилетним подростком (друзья, девочки, мотоциклы), а еще и заботиться о младшем брате. Конечно, ни к чему хорошему это не приводит: младшего сына опека на время отдает тетке (Джульетт Льюис), поскольку у неё условия жизни куда больше подходят для малыша.

Поначалу кажущийся построенный по лекалам классической истории воспитания фильм на самом деле немного обманывает зрителя: в середине окажется, что фильм вовсе не про перевоспитание юного хулигана Джейкоба. Джейкоб, наоборот, при всей своей внешней расхлябанности очень четко понимает, что можно, а что нельзя, и что за все свои действия придется отвечать. А вот насколько это понимают окружающие?

Как сказали нам перед показом, «вы все пришли смотреть Аарона Пола». Так вот, сходите и посмотрите не столько даже Пола (он хороший, впрочем), сколь молодого Уиггинса — он очень, очень хорош. Дай бог, чтобы теперь карьера была нормальной.

В прокате: со 2 июля

Не пропустите наш розыгрыш билетов на показ на ММКФ!

«Просветление: сайентология и причуды веры» (Going Clear: Scientology And The Prison Of Belief)

Премьера документального фильма состоялась на фестивале в Санденсе, в марте фильм показал канал HBO. И обсуждение сайентологии (и скандалы, связанные с этим обсуждением) немножко затмевают сам фильм, что, кажется, немного несправедливо. Да что там — вообще несправедливо.

Алекс Гибни снял много хороших документальных фильмов — от самой, наверное, известной своей работы «Такси на темную сторону» (об убитом в Афганистане американскими соладатами водителе такси и тайных тюрьмах в целом) и «Лжи Армстронга» (о скандале вокруг Лэнса Армстронга и допинга), до «Моей величайшей вины» (о священнике-педофиле) и «Мы крадем секреты» (о WikiLeaks). Гибни всегда берет актуальнейшие темы — и всегда ухитряется снять так, что фильмы его смотрятся куда лучше художественных экзерсисов на ту же тему.

Фильм о сайентологии не стал исключением: Гибни с дотошностью патологоанатома препарирует объект своего исследования, предоставляя именно зрителю делать выводы.

В прокате: дата неизвестна, прокат «24_Док»