11 причин, по которым мы любим Вуди Аллена

20 июля 2015

Для того, чтобы признаваться Вуди Аллену в любви, причин не требуется — но у Синемафии она есть. В Петербурге с 23 по 26 июля «Иноекино» проведет ретроспективу фильмов Аллена — так что завидуем питерцам и выясняем, чем же так хорош маэстро.

В петербургском кинотеатре «Аврора» «Иноекино» покажет ретроспективу из пяти картин. В программе — «Спящий» (1973), «Энни Холл» (1977), «Манхэттен» (1979), «Пурпурная роза Каира» (1985), «Ханна и её сёстры» (1986). По этому случаю Синемафия составила список из одиннадцати совершенно субъективных причин, по которым мы любим Вуди Аллена (субъективных — потому что на полусотню картин великого режиссера у каждого зрителя найдется свой собственный список причин для любви к его творчеству).

1. Послужной список

Во-первых, Вуди Аллен — тот человек, чей фильм «Энни Холл» победил «Звездные войны» в «оскаровской» гонке («Звездные войны» изменили мир и без золотой статуэтки). Аллен 16 раз — больше, чем кто-либо в истории — номинировался на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и победил трижды. Гильдия сценаристов номинировала его 22 раза с 6 победами. Это — не считая многочисленных наград всех основных национальных киноакадемий, призов Канна, Венеции, Берлина, премии «Независимый дух», признания различных обществ кинокритиков и так далее. То есть, говорим «Вуди Аллен» — подразумеваем «мастерство». Сам мастер, впрочем, избегает лишний раз появляться на торжественных церемониях и даже не является членом Американской киноакадемии. Исключение для «Оскара» он сделал в 2002 году, чтобы призвать студии продолжать снимать кино в его любимом Нью-Йорке, несмотря на трагедию 11 сентября, и в том же году впервые посетил Канн, чтобы получить награду за вклад в кинематограф.

2. «Матч-Пойнт»

Да-да, мы знаем, что это совершенно не «вудиалленовская» картина — в ряду его фирменных комедий и трагикомедий этот абсолютно серьезный драматический триллер, больше похожий на экранизацию Достоевского в современных реалиях, выглядит белой вороной. И все же, без этой картины в фильмографии Вуди Аллена чего-то бы не хватало. И именно за нетипичность ее и стоит вынести в отдельный пункт. К слову, проект финансировался из России, хотя это и не особенно афишировалось. И это был первый прибыльный фильм Вуди за семь лет.

3. Нью-Йорк (и другие города)

Несмотря на внушительные художественные достижения, любовь критиков и синефилов, в последнее время Вуди Аллен часто сталкивался с трудностями в поисках финансирования. Решение нашлось: оказалось, в мире немало желающих пригласить Вуди Аллена в гости, чтобы тот снял какое-нибудь приятное кино и сделал тем самым вклад в местный туристический бизнес. «Вики Кристина Барселона», «Полночь в Париже», «Римские приключения». Да и у себя на родине Аллен начал выбираться из Нью-Йорка, чтобы снять, например, «Жасмин» в Сан-Франциско. А вот Россия пока остановилась на «Матч-Пойнт», снятом в Лондоне (почему это нас не удивляет?), хотя режиссер еще в «Любви и смерти» явно продемонстрировал свой интерес к русской культуре. Что же касается Нью-Йорка, то, пожалуй, за последние полвека никто не признавался этому городу в любви так, как герой нашей статьи — Нью-Йорк мы в кино видим именно глазами Вуди Аллена. Если, конечно, не считать фильмов-катастроф и комиксов, в причастности к которым Вуди пока замечен не был (хотя было бы любопытно на это посмотреть).

4. Музы

Прежде всего, конечно, Миа Фэрроу (13 совместных картин) и Дайан Китон (8 совместных картин). А также Анжелика Хьюстон, Шарлиз Терон, Скарлетт Йоханссон, Кейт Бланшетт, Эмма Стоун… И это не считая сотрудничества с Пенелопой Крус, Теа Леони, Фридой Пинто и Ребеккой Холл. Пять раз актрисы получали «Оскар» за роли в его фильмах, Дайэнн Уист — дважды. Не будем в этом пункте касаться личной жизни мастера — у великих свои причуды.

5. Невроз

До успеха на кинематографическом поприще Вуди много работал стендап-комиком. Тогда-то он и разработал образ невротичного нью-йоркского интеллигента, позднее многократно использованный им на экране. В течение тридцати лет подряд он посещает психоаналитика, что, несомненно, наложило явный отпечаток на его творчество. Список фобий Вуди Аллена обширен и включает боязнь пауков, собак, высоты, а также ванных комнат в гостиницах. Странно, что столь длительные и систематические походы к психоаналитику не избавили его от этих фобий. Впрочем, может, все эти фобии — часть сценического образа? А может, и нет. Скажем, «Голливудский финал», комедия об ослепшем режиссере — что это, если не сублимация?

6. Ирония и самоирония

Аллен не пишет ролей специально для себя. В «Римских приключениях», по его собственному свидетельству, он нашел роль, которую мог бы сыграть сам, уже после того, как закончил сценарий. Эту роль сыграл Роберто Бениньи, но Вуди считает, что сыграл бы ее сам, если бы действие фильма разворачивалось в Штатах, а будь он, Вуди, моложе лет на 50, сыграл бы роль Джесси Айзенберга. Вероятно, был бы мистер Аллен мисс Аллен, играл бы вместо Дайан Китон и Скарлетт Йоханссон.

7. Очки

Что-то похожее носит еще Мартин Скорсезе, но его принято узнавать больше по бровям (кстати, у нас есть отличный материал о бровях). Вуди не меняет фасон своих очков с шестидесятых годов — то есть, с самого начала карьеры.

8. Музыка

За редкими исключениями, Вуди Аллен избегает оригинального саундтрека в большинстве своих картин, используя различные джазовые композиции, в основном, из собственной коллекции. Известно, что он всегда мечтал сделать фильм об истории джаза, в котором фигурировали бы биографии Луи Армстронга и кларнетиста Сиднея Беше. Увы, такой мега-байопик обойдется не меньше, чем в 80 миллионов долларов. Несмотря на повсеместную популярность Вуди Аллена и налоговые льготы Луизианы, где фильм и предполагается снимать, такую сумму картина отбить в прокате вряд ли сможет (Вуди никогда не был лидером проката). Поэтому проект остается мечтой, а мэтр продолжает играть на кларнете в качестве хобби.

9. Шрифт Windsor в титрах

В 1975 году Вуди искал шрифт для титров «Любви и смерти» — лучшего места для размышлений об этом, чем забегаловка в Нью-Джерси, не нашлось. В той же забегаловке, по счастливой случайности, завтракал Эд Бенгиот — выдающийся дизайнер и, по совместительству, джазовый перкуссионист. Он посоветовал Вуди Аллену Windsor — шрифт лондонских вывесок начала XX века. Начиная с «Энни Холл» — так и пошло.

10. Чужие проекты

Вуди Аллен находит время участвовать в чужих проектах. Например, сыграл у Джона Туртурро в «Под маской жиголо», озвучил персонажа в мультфильме «Муравей Антц». То есть, Вуди Аллена в кино больше, чем его собственных картин!

11. Плодовитость

Уже почти полвека Вуди Аллен снимает в среднем по одному фильму в год. На наш взгляд, это отдельный большой плюс: знать, что пока Вуди работает, то, по меньшей мере, один очень хороший фильм в год гарантирован — это же замечательно.