Чужой как образ насильника

26 августа 2015; источник: Cracked

В преддверии показа «Чужого» и «Чужих» на большом экране в Санкт-Петербурге Синемафия выясняет, почему история о Чужом успешно пугает зрителей всех возрастов и полов уже четвертый десяток лет.

29 и 30 августа в Санкт-Петербурге состоится очередное историческое событие — «Иноекино» устраивает ретроспективный показ «Чужого» Ридли Скотта и «Чужих» Джеймса Кэмерона в кинотеатре «Аврора». Фильмы будут демонстрироваться два вечера подряд: в 18:30 — «Чужой», в 21:00 — «Чужие». Киноманы могут возобновить непрекращающийся спор о том, какая из двух картин тетралогии лучше. А ведь в работе уже «Чужой 5», который снимает создатель «Района № 9» Нил Бломкамп.

Продюсер Владислав Пастернак, традиционно открывающий сеансы проекта «Иноекино» мини-лекциями о демонстрируемых фильмах, перевел статью с сайта Cracked о природе ужаса Чужого.


Хоррор — это просто

Нужно выяснить, что доставляет аудитории дискомфорт, и показать это на экране самым жутким образом. Вот почему, например, ужасы, предназначенные для молодых людей, часто содержат аллюзии на гомосексуальность — это заставляет зрителей нервничать.

Если страна напугана, скажем, теорией заговора (например: коммунисты тайно внедряются в общество) — снимается фильм «Вторжение похитителей тел» (1956). Если население приходит в себя после рецессии и скачка преступности 1980 года — снимают «Пятницу, 13-е».

А если страну терроризируют люди с дрэдами, снимают «Хищника» ;-)

…И вот мы плавно подходим к вопросу изнасилования

«Чужой» — он об изнасиловании, целиком и полностью.

И не только та серия, которую писал Джосс Уидон

Без шуток. Вырванных из контекста кадров или реплик в подтверждение некой надуманной теории не будет. Просто дадим слово сценаристу «Чужого» Дэну О'Бэннону:

«Единственное, что волнует абсолютно всех — это секс… Я сказал: вот как я намерен атаковать публику — сексуально. И жертвами будут не женщины. Я нападу на мужчин. Я намерен в каждый кадр, который смогу себе представить, включить нечто, что заставит мужчин в кинозале сжать ноги. Оральное гомосексуальное изнасилование, рождение. Эта тварь откладывает яйца прямо в горло».

(из документального фильма «The 'Alien' Saga», 2002)

Когда такой человек говорит «я намерен атаковать публику сексуально» — это страшнее, чем все фильмы о Чужих, вместе взятые.

О'Бэннон закончил «Темную звезду» — комедию, режиссером которой выступил мастер ужасов Джон Карпентер. Фильм провалился, как бойскаут, вздумавший торговать леденцами в деревне, населенной оборотнями. И в качестве мести О'Бэннон задумал кино, которое позволило бы ему открыто отыметь киноаудиторию.

Фанаты Чужого прекрасно знают, что существо создал швейцарский художник Ханс Руди Гигер. О'Бэннон работал с Гигером на несостоявшейся версии «Дюны» до того, как туда пришел Дэвид Линч. С той поры гиперэротичная биомеханика Гигера не выходила из головы О'Бэннона, и мрачный стиль художника стал тем топливом, которое в процессе разработки «Чужого» подпитало драматургию мести.

Когда картина была запущена в производство, О'Бэннон предложил Гигера Ридли Скотту, и после ознакомления с «Некрономиконом» — коллекцией картин, пронизанных сексуальными образами — Скотт решил отдать дизайн заглавного персонажа именно Гигеру.

Гигер. «Некрономикон»

Гигер. «Чужой»

В это время Ридли уже полностью разделял придуманную О'Бэнноном концепцию изнасилования мужской аудитории.

Однажды это увидев, развидеть уже не получится

Именно включение Гигера в команду стало тем решением, благодаря которому появился один из самых известных кинообразов, и которое, собственно, и дало фильму форму, послужившую основой всей дальнейшей франшизы.

Гигер создал чужого, древний корабль и его капитана («Космического жокея») и инопланетный пейзаж. Каждый кусочек этого мира исполнен галактическими пенисами и космическими вагинами.

Тонкий намек

А тут — практически в лоб

Ни один сексуальный образ в «Чужом» не случаен. Например, на иллюстрации выше люди проникают в инопланетный корабль, словно сперматозоиды ростом с человека. Герой Джона Херта, Кейн, проходит дальше в «матку» корабля, где обнаруживает бескрайний пейзаж яиц (яйцеклеток) — и вся эта аналогия со спермой оказывается совершенно серьезна с биологической точки зрения.

Этот неловкий момент, когда влажный сон превращается в ночной кошмар

Он входит в контакт с одним из яиц, которое открывается и дает рождение маленькому существу — Ридли Скотт здесь практически бьет публику по морде учебником полового воспитания.

Существо выскакивает, цепляется к лицу Кейна и вставляет свой космический хрен мужчине прямо в глотку, одновременно придушив его — образ изнасилования настолько очевиден, что даже странно, отчего тварь не потребовала от несчастного персонажа чего-нибудь еще.

Роль Хёрта в «Индиане Джонсе и Королевстве хрустального черепа»
была не менее унизительна

Жизненный цикл Чужого смоделирован по схеме, характерной для осы-наездника, а брюхо фэйсхаггера — это сразу вам и вагина, и пенис, объединившиеся в дружную команду, предназначенную для осеменения горла жертвы.

Вот как оно работает

Дальше будет только хуже

Поехали. Выясняется, что с того момента, как существо прикрепилось, сделать с ним ничего нельзя, пока оно не разрядится, иначе жертва погибнет. Что, как можно заметить, практически очень похоже на план жестокого насильника. Существо в течение 20 минут фильма держит Кейна в горизонтальном положении, вставив ему в рот свой инопланетный яйцеклад.

А затем — нежелательная беременность, и это будет ребенок, зачатый от насильника.

Всё по-полной

Тут, конечно, парней в кинозале пожалели — ведь обычно беременность длится девять месяцев и сопровождается полнотой, тошнотой и гормональными всплесками, приводящими женщин в весьма печальное состояние. Мужская беременность Кейна ограничивается больным горлом и желанием поесть макарон. Заметим, что горло у него болит потому, что там побывал инопланетный шланг, о чем Кейн, к счастью для себя, не помнит.

А вот роды — это уже целая история. Кинематографисты превзошли сами себя в намерении представить рождение Чужого настолько жестоко, насколько это вообще было возможно. Это — символическое воспроизведение типично-невежественных мужских представлений о беременности и родах как о чем-то столь ужасном, что можно в штаны наложить. Событие взрывное, кровавое, болезненное, чрезвычайно разрушительное для тела, откуда лезет новорожденный.

Ну, и — смотрите сами. Чужой — это член

И опять-таки, неслучайно наш малыш выглядит, как член, который «встал», пробив себе дорогу наружу из мужской грудной клетки. Кое-кто даже предполагает, что это — мужская версия vagina dentata.

Кстати, о фаллосах

Корабль.

Мы не преувеличиваем

Голова Чужого

Пасть Чужого тоже «эрегирует» и входит в жертву

Даже злобный андроид пытается убить Рипли все тем же способом

В сиквеле Кэмерон кое-что поменял, придав фэйсхаггерам больше черт вагины

Но ошибки нет — и тут мужчин насилуют сплошь и рядом

Конечно, мы не первые, кто это все заметил — немало текстов в течение многих лет было посвящено сексуальным образам в «Чужом». Чего только ни предполагали люди — от того, что Чужие суть образ фрейдовского Оно до метафоры женщины, отказывающейся рожать детей.

Образность не ограничивается ошеломительной кавалькадой замаскированных стояков и различных посягательств на половую неприкосновенность. Есть и вот такие картинки, что-то на тему абортов.

Серия продолжилась, в каждом следующем фильме фокусируясь на сильной героине Рипли, в то время как Чужие насиловали и убивали мужчин. Франшиза известна тем, что, по сути, вывела первую полноценную экшн-героиню в исполнении Сигурни Уивер. Ирония в том, что героиня появилась благодаря переработке сценария — ее превратили в женщину из мужского персонажа, чтобы сделать фильм чуть интереснее. Кроме Рипли, в первой картине есть всего одна женщина — постоянно заплаканная, она ничем не интересна, ее даже насилуют и убивают за кадром.

Все это — не повод для дурацкого смеха, типа: «У Чужого голова похожа на хер, ЛОЛ». Важно осознавать, что голова Чужого сделана похожей на хер с определенной целью. Цитируем О'Бэннона:

«Это фильм о межвидовом изнасиловании. Это страшно, так как нажимает на все наши кнопки сразу».

Смеяться тут не над чем. Не только Голливуд постоянно жмет на кнопки подсознания — рекламщики и политики заняты тем же самым. Это работает, и они пользуются этим с совершенно конкретной целью:

«Я их изнасилую, а они мне за это еще и денег дадут»