Кино-История: Таинственный Альберт Ноббс
11 сентября 2015
Синемафия начинает цикл материалов об исторических фактах в кино — и первой нашей жертвой пал «Таинственный Альберт Ноббс» с Гленн Клоуз в главной роли.
Вчера в Торонто начался 40-й юбилейный кинофестиваль. Мы уже писали: в последние годы именно на нем можно увидеть основных претендентов гонки за «Оскаром». Об итогах фестиваля мы расскажем вам по его окончании, а пока вспомним фильм, премьера которого состоялась в Торонто четыре года назад — «Таинственный Альберт Ноббс». Тогда он тоже сделал серьезную заявку на «Оскар» — и в итоге получил три номинации: Лучшая женская роль, Лучшая женская роль второго плана и Лучший грим. К моему сожалению, Гленн Клоуз тогда уступила в обеих номинациях Мэрил Стрип.
Этой же статьей мы открываем цикл «Кино-История», в котором будем популярно рассказывать о научных достижениях в различных сферах науки и искусства, связанных с кинематографом, а также анализировать достоверность исторических фактов в кино.
Начнем с Альберта Ноббса. Расскажем вам не только об истории фильма, но и о судьбе ирландских женщин в 19 веке, об исторической достоверности истории Альберта Ноббса и в целом об истории кросс-дрессинга. Тем более, что тема гендера и смены идентичности обретает популярность не только в научных кругах, но и в кино — мы все ждем Эдди Редмэйна и его «Девушку из Дании».
За фильм стоит благодарить его продюсера, сценариста и актрису Гленн Клоуз. Впервые она сыграла Альберта Ноббса в театральной постановке1982 года в Манхеттенском театральном клубе, получила премию Obie (Off-Broadway Theatre Awards) как лучшая актриса и с тех пор не оставляла мечту перенести эту историю на экран. Клоуз, повторимся, стала не только продюсером фильма, но и приняла участие в написании сценария. По ее словам, «эта на первый взгляд достаточно простая история скрывает в себе невероятное эмоциональное потрясение». Режиссером фильма стал Родриго Гарсиа — сын Габриэля Гарсия Маркеса.
Съемки фильма проходили в Дублине при поддержке Ирландского Фонда Кино — The Irish Board Film. На первой пресс-конференции в Дублине Гленн Клоуз заявила: она счастлива, что казавшаяся несбыточной мечта наконец-то стала реальностью.
Книга
Сама история Альберта Ноббса, который тоже жил несбыточной мечтой, вышла из-под пера ирландского писателя Джорджа Мура в 1918 году.
Джордж Мур — известный ирландский драматург, который получил признание не только на родине, но и на всех Британских островах и в Европе. В детстве он был дружен с Оскаром Уайльдом, а во время учебы в Париже вращался в кругах импрессионистов. Он встречался с Ренуаром, Дега, Моне, Доде, Малларме, Тургеневым, Эдуаром Дюжарденом.
В дальнейшем Мур вместе с драматургом А. Грегори и поэтом
Рассказ об Альберте Ноббсе впервые был напечатан в «Празднике рассказчика» в легкой, несколько карнавальной форме, но затем при переиздании он приобрел серьезность, настроение непоправимого одиночества вышло на первый план.
Ноббс
Альберт Ноббс служит прислугой в одном из лучших отелей Дублина «Моррисон», он всегда очень спокоен, исполнителен, постояльцы его любят. Альберт зарабатывает крохи, но все чаевые откладывает на исполнение своей заветной мечты — собственного табачного магазинчика. Чем отличается Альберт Ноббс от всех мужчин-слуг? Он — женщина.
Мы не знаем точной истории детства Альберта, но из крупиц разговоров можно понять, что та девочка, которой он родился, была из бедной семьи. Она провела детство в пуританском монастыре, в котором, однако, не чувствовала себя в безопасности — вполне возможно, что она подвергалась насилию. Но не сексуальный опыт сделал Альберта тем, кто он есть.
Мотивация, социальные ожидания, успехи в карьере не сделали Альберта мужчиной в сексуальном плане. Альберт вырос девушкой — бедной, несчастной, но девушкой. Альберт — такой неравнодушный, такой душевный, но такой отверженный.
Ирландия и женщины
Ирландия. XIX век. Все законы принимались мужчинами и для них. Особенно это касалось семейного права, от которого страдали женщины и дети. До тех пор, пока женщина не вышла замуж, она зависела от своего отца — он давал ей дом, еду и деньги. Как только женщина выходила замуж, она становилась собственностью мужа. Любые деньги или имущество, которые она унаследовала от родителей, если они были богаты, также становились собственностью мужа.
Женщинам среднего и высшего класса не разрешалось работать, если они хотели остаться уважаемым, так что для них оставался только брак. Те, кто не выходил замуж, обычно к старости становились бесплатными сиделками своих родителей.
Женщины не имели права на наследование — только по усмотрению отца. Если женщина среднего класса была без средств к существованию, ей негде было жить и не было денег, она обычно шла в гувернантки: то есть становилась опекуном не для своих родителей, а для чужих детей. Женщины среднего класса оказывались в ловушке обязательности брака.
Женщин из низших классов работали, но это была необходимость, которая не одобрялась. Они становились слугами, работали на заводах, в пабах — и еще проститутками: тоже работа.
Попадание молодых девушек в проституцию было не редкостью. Нередко девушку из бедной семьи отдавали в эту профессию сами родители — чтобы иметь хоть какие-то деньги, но чаще всего это были девушки-сиротки, которым некуда было идти после приюта. В 1875 году в Ирландии 3255 женщин были арестованы по обвинению в проституции.
Снова Ноббс
В таком положении оказывается и Альберт — в монастыре девушка чувствует себя одиноко и незащищено, поэтому смело решается создать новую личность — Альберта Ноббса. Несколько лет он скитается по Англии, работая официантом в деревенских пабах, а за семь лет до начала повествования переезжает в Дублин, где нанимается прислугой в отель.
В этом же отеле он знакомится с Хьюбертом — маляром, который на самом деле также является женщиной, уже много лет живущей под личиной мужчины. Хьюберт даже обзавелся семьей, что он предлагает сделать и Альберту, чтобы не чувствовать себя одиноким.
Альберт задумывается о браке — не о любви, а об экономическом предприятии, о социальной необходимости. Что интересно, в ее фантазиях брака она играет роль мужчины. Но привлекательность брака все же заключается и в материнском чувстве, которое постоянно сопутствует всем поступкам Альберта. Любовь Альберта распространяется на людей, о которых ему хочется заботиться, из чего мы еще раз можем сделать вывод о потерянности Альберта.
У Альберта есть мечта — открыть собственный табачный магазинчик, в который он мог бы нанять премиленькую девушку-продавщицу. Альберт копит на него всю свою жизнь, тщательно, методично откладывая каждую заработанную монетку. Заметьте, в результате осуществления мечты Альберт остается мужчиной. Эта роль так твердо вжилась в его жизнь, действия, поступки, что даже в фантазиях он не может расстаться с ней (и мы тоже путаемся в определениях, называя Альберта то «она», то «он»).
Такие, как Ноббс
Расставание с этой идентичностью может обернуться серьезными и опасными последствиями. Известна история Гарриет Мур, которая в 1825 году стала национальной знаменитостью после того, как раскрылось, что она семь лет жила в образе мужчины. Когда Гарриет было 14 лет, ее родители умерли, и, оказавшись без защиты, она надела одежду брата и начала работать в качестве скотовода в Ирландии. Позже девушка переехала в Англию и пошла работать в конюшни, где достигла должности конюха, а затем и посыльного. После двух лет работы Гарриет перешла работать на соляной двор. Она стала жить с женщиной по имени Лейси, которая случайно обнаружила ее настоящую суть. Лейси шантажировала Гарриет и заставила вступить в брак с ее беременной дочерью Матильдой. Гарриет успешно работала в мужском образе, но вскоре обнаружила, что поддерживать жену и ребенка, и тещу впридачу было нелегко, особенно когда Матильда забеременела во второй раз!
Гарриет ушла из дома, чтобы найти работу в другом месте, но была привлечена к уголовной ответственности за уход из семьи. Поскольку наказание могло быть суровым, Гарриет раскрыла себя, надела юбку и начала искать работу в качестве домашней прислуги. Она сняла с себя бремя брака и отцовства. Дальнейшая судьба ее неизвестна, но история наделала большой переполох. И возможно, что именно она послужила прообразом истории про Альберта Ноббса.
Впрочем, тема переодевания, или кросс-дрессинга, которая нашла свое отражение в романе Мура, имеет долгую историю.
В восемнадцатом веке было много рассказов о женщинах-солдатах и матросах, которым достаточно долго удавалось скрывать правду и делать успешную карьеру. Их мотивами были и больший заработок, и следование за любимым в его профессии. Существовали часто и другие причины для надевания мужской одежды: многие девушки, как и Гарриет, находили, что мужская одежда делала жизнь одинокой женщины безопаснее, оберегала ее от насилия физического и сексуального. В Ирландии, где похищение молодых женщин с целью принуждения вступления в брак было распространено в начале девятнадцатого века, многие девушки надевали одежду своего брата, чтобы защитить себя от набегов сутенеров, которые вторгались в дома в ночное время. Некоторых женщин были вынуждены переодевать родители — дочь, которая родилась вместо долгожданного сына, часто становилась «мужчиной».
В XIX веке развивается и женская литература, но писательницы часто выпускали свои романы под мужскими псевдонимами и сами были не раз замечены в мужской одежде. Так, Жорж Санд часто одевалась в мужской костюм, курила сигары и заигрывала с молоденькими девушками.
В 1836 году выходит в свет роман Теофиля Готье «Мадеумазель де Мопен», рассказывающий о судьбе девушки, которая переодевалась в мужское платье, и историю ее любовного треугольника. История Мадлен основана на кросс-дрессинге известной оперной певицы Мадлен де Мопен, урожденной Джули д'Обиньи (1670−1707). Книга, бившая по нервам обывателя-моралиста и снабженная к тому же дерзким предисловием, — Готье не только привлек к себе внимание таких серьезных писателей, как Бальзак, но и вызвал негодование добропорядочной публики: лавочники на улице показывали ему кулак и грозили судом.
И снова Альберт
Так неужели нужда заставляет бедную девушку носить мужскую одежду и терять свою идентичность? Некоторые девушки-горничные того времени могли неплохо зарабатывать, особенно в приличных семьях. У Альберта было неплохое образование в пуританском монастыре, она вполне могла найти себе такую работу. Но почему же в один прекрасный день девушка стала мужчиной? Как нам видится, это была общая потерянность того времени, от которой она и убежала в другой пол. Боязнь несостоятельности, одиночества, но больше всего страх боли и насилия — вот что сделало Альберта Ноббса тем, кем он был.
История Альберта трагична — смерть настигла его в момент глубоких душевных переживаний, разочарований и потери надежды на светлое будущее.
Однако, в экранизации эта драма (действительно серьезная драма о самоопределении человека) рассеивается в последних кадрах, когда Хьюберт дает Елене надежду на новую жизнь. После просмотра фильма не остается той безнадежности, которая скрывается в последних строках романа. Сейчас, в наше время, все же есть хоть слабая, но надежда, что гендер перестанет быть определяющим значением в человеческой жизни (хотя страны с режимом талибана могут дать фору Ноббсу в переодевании ради заработка). Тогда же самоопределение себя за рамками реальности было не только невозможно, но и опасно. Прошло немало лет, но Ирландия перешла от унижения к признанию прав не только женщин, но и представителей разных сексуальных ориентаций. И, возможно, что роман Джорджа Мура сыграл в этом не последнюю роль.