Торонто: TIFF40 — итоги фестиваля и особые моменты

1 октября 2015

Сороковой, юбилейный, кинофестиваль в Торонто закончился. За 11 дней в самом крупном городе Канады было показано более 300 фильмов со всех концов света.

Все фильмы показаны, все призы объявлены.

В этом году главный приз фестиваля — выбор народа — достался фильму «Комната», снятому по одноименному роману Эммы Донохью. Это история о человеческом духе и материнской любви, рассказанная через восприятие 5-летнего Джека, для которого весь мир заключен в одной комнате. Его мать похитили еще до его рождения и держали в заложниках в небольшой комнате, где он родился и вырос, но вскоре ему предстоит узнать, что мир намного больше, чем он мог представить.

«Комната» действительно стала самой обсуждаемой картиной фестиваля, как среди представителей индустрии и прессы, так и среди зрителей.

В документальном кино народ выбрал фильм режиссера Евгения Афинеевского «Зима в огне: Украина борется за свободу», запечатлевшего восстание в Украине на Киевском Майдане Независимости в 2013—2014 гг.

Приз в номинации Midnight Madness достался Илье Найшуллеру за фильм «Хардкор». Насыщенный событиями экшн, спродюссированный Тимуром Бекмамбетовым еще до фестиваля высоко оценивал и рекомендовал посмотреть всем любителям жанра Колин Геддес — программер данного раздела. Судя по всему, зрители разделили его мнение.

Раздел программы Platform — нововведение этого года. Это секция, где лучший фильм из 12 номинантов выбирало международное жюри, состоявшее из Клер Дени, Агнешки Холланд и Цзя Чжанкэ. Приз в размере $ 25,000 и специальной статуэтки достался Алану Цвейгу за документальный фильм «Боль», рассказывающий историю человека с уникальной судьбой, который смог победить рак. При вручении приза члены жюри шутили о том, что боялись, что у них возникнут проблемы, так как приз достается канадскому режиссеру на канадском фестивале, но в жюри канадцев нет, поэтому проблема снимается.

Другие победители:

Лучший канадский короткометражный фильм — Патрис Лалиберте «Переход»

Лучший короткометражный фильм — Маймуна Докуре «Мама (ы)»

Приз администрации Торонто за лучший канадский дебют — Эндрю Сивидино «Спящий гигант»

Приз Ganada Goose за лучший канадский фильм — Стивен Данн «Монстр из шкафа»

Приз международной федерации кинокритиков за фильм в программе Discovery — Марко Скоп «Ева Нова»

Приз международной федерации кинокритиков за фильм в программе Special Presentation — Хонас Куарон «Пустыня».

Приз Сообщества по продвижению Азиатского кино — Сион Соно «Шепчущая звезда»

Приз Dropbox за фильм в программе Discovery — Адил Эль Арби и Билалл Фалла «Черный».

Не обошлось и без непредвиденных ситуаций.

За два дня до начала фестиваля Арета Франклин подала судебный иск, целью которого было запретить фестивалям Теллурид и Торонто показ фильма «Удивительная Грейс», названного в честь ее самого знаменитого альбома. Певица утверждала, что в фильме без ее согласия использованы архивные концертные записи. По словам Ареты, она много лет высказывалась против использования архивных записей в этом фильме. Решение судьи вступило в силу за 3 часа до показа фильма на фестивале в Теллуриде. Торонто повезло немного больше, и у дирекции фестиваля было в запасе два дня для того, чтобы заменить эти сеансы на другие.

В середине фестиваля судьба другого фильма внезапно оказалась под вопросом. Продюсеры и режиссер фильмы «Лондонские поля» начали судебную тяжбу друг против друг друга, которая затрагивала художественную составляющую фильма, так как режиссер утверждал, что не имел доступ к процессу редактирования картины. В связи с возникшей ситуацией дирекция фестиваля приняла решение убрать фильм из программы. Вместо этого были добавлены сеансы некоторых других фильмов, одним из которых был фильм «Комната» — может быть, именно это и позволило ему победить в номинации «Выбор народа».

Традиционным уже явлением стало то, что на фестивале показывается большое количество номинантов на крупные кинопремии. Конечно же, номинанты на «Глобусы» или «Оскар» еще не объявлены, но сейчас самое время для выдвижения кандидатов в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», и уже можно видеть, что многие из этих фильмов были показаны в рамках ТИФФа. Например, «Клан» (Аргентина), «Объятия змея» (Колумбия), «Сын Сола» (Венгрия), «Бараны» (Исландия), «Волна» (Норвегия) и другие.

Особенно хочется отметить турецкий фильм «Мустанг», который выдвигается на «Оскар» не от Турции, а Франции, которая также участвовала в производстве картины. Премьера фильма состоялась в Каннах в программе «Двухнедельник режиссеров». Там же его и увидела программный директор ТИФФ Керри Крадок. Но не все было так просто: ей никак не удавалось попасть на официальный показ фильма, потому как в первый раз не было мест, а во второй — английских субтитров. Тогда компания по продажам — официальный представитель фильма, устроили ей персональный показ фильма в их офисе во время Каннского фестиваля. После просмотра Керри сразу пригласила фильм на ТИФФ — на данный момент это первый и единственный случай, когда она так делала. В Торонто фильм был представлен в программе Special Presentation, и его первый сеанс состоялся в первый же день фестиваля. Зал аплодировал стоя и радушно приветствовал режиссера и актрис фильма. Это стало одним из самых ярких моментов прошедшего фестиваля для программного директора ТИФФ.

Другим важным моментом, который запомнился для большого количества людей, был показ легендарного фильма Альфреда Хичкока «Головокружение» в сопровождении симфонического оркестра: зрители делились своими восторгами с друзьями, писали радостные твиты и постили фотографии в инстаграм. Для художественного директора фестиваля Кэмерона Бейли одним из самых значимых событий стала встреча с исполнительницей главной роли фильма — Ким Новак, которая приехала в Торонто специально ради этого показа.

Среди забавных моментов было то, что во время премьеры фильма-закрытия фестиваля «Мистер Правильный» сценарист Макс Лэндис кидал в зал красные клоунские носы и заставлял аудиторию петь песню Backstreet Boys «I Want It That Way», для того, чтобы настроить зрителей на нужный лад перед просмотром фильма.

Одним из приятных моментов фестиваля является то, что все пресс-конференции и награждения можно было смотреть он-лайн. Еще лучше — видео до сих пор доступны на официальном канале фестиваля. Видео других ярких моментов фестиваля можно найти здесь.

Стал ли юбилейный фестиваль особенным? Какой момент фестиваля стал самым важным и останется в памяти? На этот вопрос предстоит ответить лично каждому. Так или иначе, каждый новый фестиваль особенный, уникальный и неповторимый. Наверное, именно это и является определяющим. Не так принципиально, сколько лет ТИФФу, главное, что он продолжает следовать своей миссии — показывать лучшее из мира киноиндустрии для жителей и гостей Торонто.