11 причин смотреть фильмы Ингмара Бергмана

13 ноября 2015

С 13 по 17 ноября в Санкт-Петербурге состоится ретроспектива из пяти фильмов Ингмара Бергмана. Синемафия собрала список из 11 причин смотреть, понимать и любить ленты режиссера.

«Иноекино» покажет в кинотеатре «Аврора» такие хиты Бергмана, как «Седьмая печать», «Земляничная поляна», «Персона», «Шепоты и крики», «Осенняя соната» (зрителей также ждет бонус в виде короткого документального фильма, посвященного оператору «Седьмой печати» Гуннару Фишеру). Собственно, «печатью» мы и откроем наши 11 пунктов.

1. «Седьмая печать»

Философская притча, по глубине сравнимая, возможно, с «Фаустом» Гёте, надолго стала визитной карточкой режиссера и знаковым явлением в мировом кино и культуре вообще.

Достаточно сказать, что Смерть из фильма появляется даже в «Последнем киногерое» МакТирнана с Шварценеггером, а кое-какие мотивы из «Седьмой печати» перекочевали в текст песни «Генрих и смерть» группы «Король и шут».


2. Три премии «Оскар» (не считая целого ряда номинаций), семь «Золотых глобусов», и масса разных других наград и номинаций.

Бергман получает почетного Золотого льва в Венеции

Полный список можно посмотреть, например, здесь.

3. Лив Ульман

Она родилась в Токио, росла в Торонто и Нью-Йорке, а всемирную славу получила, исполнив главную роль у Бергмана в «Персоне». В дальнейшем Лив блистала в целом ряде картин, среди которых, конечно, выделяются «Шепоты и крики» и «Сцены из супружеской жизни». При этом, как ни странно, призы фестивалей и академий долго обходили ее стороной: свой «Золотой глобус» она получила за актерскую работу вовсе не у Бергмана. В дальнейшем актриса начала режиссерскую карьеру, в которой выделяется «Фрекен Жюли» (2014) с участием Джессики Честейн и Колина Фаррелла, снятая блистательным российским оператором Михаилом Кричманом.

4. Ингрид Бергман

У Ингмара Бергмана она снялась в «Осенней сонате». Больше ничем с великим режиссерам эта крупнейшая кинозвезда (в рейтинге 100 главных кинозвезд XX века AFI она занимает 4-е место) не связана — Ингрид не была за ним замужем и не состояла ни в каком родстве. Но их имена настолько созвучны (и одна совместная картина все же есть), что этот любопытный момент нельзя не упомянуть.

5. Гуннар Фишер и Свен Нюквист

Бергман открыл двух крупнейших шведских операторов. С Фишером он снял, в частности, «Седьмую печать» и «Земляничную поляну», а разойдясь с ним, начал работать со Свеном Нюквистом, который, помимо Бергмана, сделал также ряд картин с Вуди Алленом, Ричардом Аттенборо, Бобом Фоссом и «Ностальгию» Андрея Тарковского. Оба этих оператора считаются классиками мирового операторского искусства (фильмография Нюквиста, включающая в себя и голливудские картины, слегка затмила славу Фишера, однако это не значит, что Фишер как оператор в чем-то ему уступал).

6. Театр

Бергман начинал в театре — даже «Седьмая печать» была снята на основе одной из его театральных пьес — и за свою долгую жизнь (и семидесятилетнюю карьеру!) поставил больше 170 спектаклей в крупнейших театрах Швеции и Германии, на телевидении и радио. Какое-то время он даже собирался полностью бросить кинематограф и посвятить себя служению театральной музе. Шекспир, Мольер, Ибсен, Стриндберг — лишь несколько драматургов, чьи произведения ложились в основу бергмановских театральных постановок (для своих фильмов он предпочитал писать сам).

7. Отличные рекомендации

Бергман непременно присутствует среди основных вдохновителей творчества всех основных режиссеров второй половины XX века и современности.

Тарковский считал его одним из двух своих любимых режиссеров (вторым был Брессон). Но есть и более актуальные деятели кино, ценящие Бергмана: Педро Альмодовар, Френсис Форд Коппола, Гильермо дель Торо, Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг и Ларс фон Триер, а также культовый корейский режиссер Парк Чан-Вук.

Вот, например, подборка кадров из лент, которые, несомненно, были созданы под влиянием «Персоны».

8. Деньги

Проблемы с финансированием? Бергману они практически не были знакомы. Все его картины были малобюджетными (по нынешним меркам — особенно, но и для своего времени тоже), так что деньги находились без особых сложностей. «Шепоты и крики» стоили меньше 450 тысяч долларов. При этом зарабатывал Бергман неплохо для жителя скромной Скандинавии: владел достаточно успешной кинокомпанией и оставил детям в наследство около 7 миллионов долларов. По иронии судьбы (и тут мы немного заезжаем на следующий пункт про характер), портрет именно Бергмана оказался на шведских деньгах — банкноты достоинством 200 крон с его изображением совсем недавно поступили в оборот.

9. Характер

Несмотря на не самые внушительные суммы, которыми оперировал Бергман, власти заинтересовались его доходами и даже начали преследовать по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Обвинения рассыпались в суде, и режиссер был оправдан. Однако он смертельно обиделся на шведское государство и поклялся больше в Швеции никогда ничего не снимать. Несмотря на извинения премьер-министра и уговоры крупнейших представителей общественности, Бергман закрыл свою студию, заморозил два кинопроекта и уехал в Германию. Ущерб, нанесенный киноиндустрии Швеции его отъездом, исчислялся десятками миллионов крон и сотнями рабочих мест.

Впрочем, через несколько лет Бергман все же простил Швецию, вернулся и возобновил работу на родной земле. Позднее он открыто говорил, что потерял восемь лет, хотя и работал в течение всего времени эмиграции.

10. Пробы и ошибки

Никакие земные слабости и заблуждения великому режиссеру не были чужды — он был живым человеком, для которого пробы и ошибки были обычным делом. Женат он был, например, пять раз (не считая романов со своими музами — Харриет Андерссон, Биби Андерссон и Лив Ульман). А в 1934 году шестнадцатилетний Бергман ездил по обмену в Германию, где увидел живьем выступление Гитлера и остался им совершенно очарован: «Он был харизматичен, умел наэлектризовать толпу. Много лет я был на стороне Гитлера, радуясь его успехам и огорчаясь неудачам — пока не закончилась война. Тот нацизм, который видел я, был веселый и молодежный. Но когда правда выплыла наружу, я будто лишился девственности, грубо и жестоко», — заявлял он в интервью в 1999 году.


11. Мистика — и ее иллюзорность

могила Бергмана на острове Форё

Безусловно, есть что-то мистическое в том, что Бергман отошел в мир иной в один день с другим великим классиком мирового кино — Микеланджело Антониони. Это случилось 30 июля 2007, Бергман — в возрасте 89 лет, Антониони — в 94. «Очевидно, — писал Михаил Трофименков, — их уход ассоциируется со «смертью кино», потому что именно они, да еще, пожалуй, здравствующий лидер французской «новой волны» Жан-Люк Годар утвердились в общественном сознании как абсолютные «авторы»… Оба режиссера крепко «ушибли» советских коллег-шестидесятников, да и не только советских. Их пытались цитировать, им подражали, но они были неповторимы. Например, Андрей Тарковский слабее всего именно тогда, когда он пытается «быть Бергманом». Оба они ни в коем случае не считали себя пророками, какими их видела советская интеллигенция, а «просто» режиссерами, архитекторами изображения. Да, кино было их жизнью, но кино при этом парадоксальным образом не подменяло жизнь. Серьезнейшим образом думая об этике, они были прежде всего эстетами. Никто так не играл с цветом, как Антониони, красивший в экстравагантные тона деревья и стены в «Красной пустыне». Никто не снимал шевелящийся от ветра куст столь зловеще, словно это инопланетное создание, как Антониони в «Фотоувеличении» (Blow-up, 1967), поп-артистской притче о непознаваемости мира. Никто так не отточил мастерство крупных планов, прежде всего женских лиц, как Бергман в «Персоне».