11 фильмов про жестокий шоубизнес

9 декабря 2015

10 декабря в прокат выходит триллер «Убей своих друзей» о том, как страшно жить в музыкальном мире. Синемафия вспомнила еще 11 фильмов про яркий и жестокий мир шоубизнеса.

Но сначала — про виновника нашего топа. «Убей своих друзей» (Kill Your Friends) сняли британцы — что уже рекомендация. В главной роли — Николас Холт, что тоже прекрасно. Компанию ему составили Том Райли, Джеймс Корден, Розанна Аркетт, Эд Скрейн и даже Мориц Бляйбтрой. Холт играет менеджера звукозаписывающей компании Стивена Стелфокса, которому нужно искать все новые и новые хиты и таланты. Поначалу парню жизнь кажется веселым раем: музыка, наркотики, девчонки. Но затем наступает суровая реальность, и жестокий мир шоубизнеса обрушивается на беднягу стремительным домкратом. Вокруг тебя — одни неудачники и завистники, и надо как-то выгрызать себе путь на вершину. Стивен решает стать «убийцей мелодий»: зарубает таланты на корню, превращается в расиста, сексиста и другого -иста. Удастся ли ему выжить и вернуть себе человеческое лицо? Узнаем 10 декабря.

Мы вспомнили другие фильмы, в которых музыкальный и другой творческий бизнес ударял героям в голову и крушил их жизни. Кто-то погибал под натиском, кто-то выходил из битвы перерожденным. Участвовать в таких схватках самому — занятие не из приятных, а вот смотреть со стороны — милое дело!


«Бархатная золотая жила» (Velvet Goldmine), 1998

Режиссер: Тодд Хейнс

В ролях: Кристиан Бэйл, Юэн МакГрегор, Джонатан Риз Майерс, Тони Колетт

Про что: звезда глэм-рока 70-х Брайан Слэйд имитирует свою смерть на сцене. Десять лет спустя журналист Артур Стюарт берется за расследование и погружается в пучину музыкальной индустрии по самые гланды.

Это, как говорил президент Горбачев, настоящий пир духа — и тоже от британцев: кто может снимать про глэм-рок прекраснее, чем они! Тут, во-первых, каст: все красавцы молодые, еще никакие не Оби Ван и не Бэтмен. Во-вторых — герои и прототипы. Рис Майерс почти не разговаривает и лишь гипнотизирует пестротой и красотой — что, собственно, Дэвид Боуи проделывает с нами до сих пор. Юэн МакГрегор скачет по сцене с членом наперевес — потому что Игги Поп же. Между ними мечется герой Бэйла, и мы завороженно наблюдаем, как скромный интеллигентный мальчика Артур слой за слоем сбрасывает приличия и поддается миру дикой разнузданной стихии — Настоящей Музыке. Как говорится, «и пучина сия поглотила ея». На Артура нападают боа, блестки, синие ногти и поцелуи Курта Уайлда. Как выжить после такого и стать простым английским обывателем — решительно непонятно.

Фильм-гипноз, правда. И какие же все актеры тут прекрасные и бесстрашные. Каннский кинофестиваль вручил потом картине приз за художественный вклад — в общем, киноманы, кто еще не видел этот фильм, тот сам себе враг!

«Почти знаменит» (Almost Famous), 2000

Режиссер: Кэмерон Кроу

В ролях: Патрик Фьюджит, Кейт Хадсон, Билли Крудап, Фрэнсис МакДорманд, Филип Сеймур Хоффман, Анна Пакуин

Про что: школьник Уильям Миллер наглостью и упорством выбивает из редакции музыкального журнала «Роллинг Стоун» рабочее задание — отправиться в турне со своими кумирами, группой «Стиллуотер», и сделать по итогам репортаж. Молодой Уильям погружается в пучину «пива, девок и рок-н-ролла» по самые гланды.

Культовое, можно сказать, кино про мир музыки, рока и жизни вокруг всего этого. На юного журналиста обрушился мир признанных гениев, наркоты и группиз, фальшивой любви и большой славы. За одно турне Уильям узнает цену себе и своим кумирам, знакомится с кучей девушек и стремительно взрослеет. Обошлось без боа и запрещенных поцелуев, но парень стал гораздо увереннее в себе, а мы еще раз убедились, сколь обманчив и жесток мир шоубизнеса.

Как видите, у Кэмерона Кроу стартовали не самые последние нынче люди в индустрии — Кейт Хадсон вообще получила «Золотой Глобус» за лучшую женскую роль второго плана. Сам фильм, кстати, отхватил «Глобус» как лучшая комедия или мюзикл и «Оскар» за лучший сценарий.

«Шоугелз» (Showgirls), 1995

Режиссер: Пол Верховен

В ролях: Элизабет Беркли, Кайл МакЛоклен, Джина Гершон

Про что: провинциальная танцовщица Номи приезжает в Лас-Вегас за славой, успехом и деньгами. Сначала Номи работает стриптизершей, затем фортуна подкинула ей местечко в кордебалете яркого шоу. Там Номи видит мир блесток и гламура с другой, неприглядной стороны и погружается в пучину скандалов, интриг и расследований.

Буквально на днях Пол Верховен откровенничал, что на главную роль пробовалась молодая и неизвестная Шарлиз Терон. И он, Пол, ужасно рад, что Шарлиз тогда не взяли, потому что иначе ее карьера была бы загублена — как это случилось с Элизабет Беркли, восходящей тогда звездой. Потому что критики разнесли фильм в пух и прах, а Беркли так и не смогла избавиться от ярлыка глупой секс-бомбы. Верховен с такой реакцией на фильм не согласен и говорит, что намеренно делал из «Шоугелз» сатирическую карикатуру на фальшивый мир шоубизнеса. И ведь ему удалось: все эти перья, стразы и сиськи с ногами — лишь яркий фасад жестокой реальности, в которой можно столкнуть соперницу с лестницы ради места в шоу. Но в те годы публика была жестока: фильм получил «Золотую малину» аж в 7 номинациях, включая худший режиссер и худшая актриса, а в 2000 «Шоугелз» назвали худшим фильмом десятилетия. И, тем не менее, фильм и сейчас посмотреть не то, что интересно, а и полезно некоторым девочкам.

«Глянец», 2007

Режиссер: Андрей Кончаловский

В ролях: Юлия Высоцкая, Александр Домогаров, Алексей Серебряков, Юлия Снигирь

Про что: провинциалка Галя приезжает в Москву, чтобы стать супермоделью. Главный редактор глянцевого журнала рушит галину хрустальную мечту, и девушка устраивается швеей к модному дизайнеру. Там у Гали начинается карьера, которая приводит ее к статусу «элитная невеста для богатых клиентов».

Да, наши тоже снимают «про это». Андрей Кончаловский снял не шедевральное, но злое и безжалостное кино про мир московского гламура и его закулисье. При этом умудрился сам впасть в пошлость и вызвать раздражение у зрителей и критиков. Кино в итоге получилось в стиле «пчелы против меда». В наш топ вошло из патриотических чувств.

«Дьявол носит Prada» (The Devil Wears Prada), 2006

Режиссер: Дэвид Фрэнкел

В ролях: Мэрил Стрип, Энн Хэтэуэй, Эмили Блант, Стэнли Туччи, Саймон Бейкер

Про что: провинциалка Андреа мечтает стать журналисткой и приезжает в Нью-Йорк, где после университета пытается пробиться в серьезные журналы. После серии неудач девушка становится помощницей главного редактора ведущего журнала моды — сущей дьяволицы во плоти. Постепенно сопротивление Андреа миру моды и гламура сходит на «нет» — и вот уже она и сама носит дорогие бренды, и стрижет челочку по-модному, и считает себя выше остальных…

Экранизация одноименного бестселлера. Прототип главы модного журнала — Анна Винтур, многолетний редактор американского Vogue, законодатель мод и низвергатель селебритиз с пьедесталов. Неизвестно, кто на самом деле ярче и лучше: сама Анна или Мэрил Стрип, блистательно сыгравшая ее на экране и получившая «Золотой глобус». В фильме выпукло отражено жестокое безумие, царящее за глянцевыми дверьми, в котором так легко потерять человеческое лицо. Андреа проходит адскую школу жизни и вовремя спохватывается — но многие на ее месте так и продолжают вертеться в этом колесе.

«Бурлеск» (Burlesque), 2010

Режиссер: Стив Энтин

В ролях: Шер, Кристина Агилера, Кэм Жиганде, Кристен Белл, Стэнли Туччи

Про что: провинциалка и сиротка Али приезжает в Лос-Анджелес, чтобы покорить всех своим чудесным голосом. Увы, Город Ангелов ее не ждет, и работать приходится в ночном клубе «Бурлеск» официанткой. Как всегда, Али выпадает Шанс: девушка подменила звезду клуба и сама превратилась в звезду. Но как долго она продержится на этом олимпе?

Хочется воскликнуть: «Сколько можно?!» — но суровая правда жизни в том, что столько, сколько нужно. История провинциалок в столицах шоубизнеса неугасаема. И едут, и едут — и будут ехать, и наступать на те же грабли миллион раз. Тут у нас есть старушка Шер, которая дает фору Агилере, а также яркие шоу-номера и Кристен Белл в роли поп-звезды, что мило, но смешно. И Стэнли Туччи снова в образе Верного Друга Главной Стервы. Фильму дали «Золотой глобус» за лучшую песню You Haven't Seen The Last of Me.

«Рок-звезда» (Rock Star), 2001

Режиссер: Стивен Херек

В ролях: Марк Уолберг, Дженнифер Энистон, Доминик Уэст, Джейсон Флеминг

Про что: Крис Коул — обычный работяга, у которого есть страсть — крутая рок-группа Steel Dragon. Ей Крис умело подражает, и однажды судьба дает ему шанс стать реальным вокалистом реальной Steel Dragon. Разумеется, у Криса срывает башню от такого на все 200 процентов…

Тот редкий шанс понаблюдать за Марком Уолбергом и Дженнифер Энистон вместе на экране — и не в комедии. Историю они разыгрывают классическую: парню ударила в голову слава, его бывшая милая девушка осталась за бортом, а позже жизнь выбрасывает за борт и самого парня, изрядно его поюзав и выжав, как чайный пакетик. Парень понимает, что как-то не так расставил в жизни приоритеты, играет на акустической гитаре в мелких барах, кается — всем мир да любовь. Сюжет банальный, но от этого не менее живучий — и далеко не всем так везет, как Крису.

«Рок на века» (Rock of Ages), 2012

Режиссер: Адам Шенкман

В ролях: Джулианна Хаф, Диего Бонета, Малин Акерман, Том Круз, Расселл Брэнд, Алек Болдуин

Про что: провинциалка приезжает в Голливуд, чтобы его покорить, но вместо этого ее путь традиционен — стрип-клуб. Однако талант замечает стареющая рок-звезда Стейси Джекс, и девушке выпадает Шанс. Тем временем ее парень тоже хочет славы, и когда Шанс выпадает ему — то парню срывает башню.

Тут у нас аж два героя и, соответственно, целых два Пути. Девочка справляется, мальчик оказывается слаб. Смотреть все это было бы невыносимо (и плевать, что это известный мюзикл), если бы не Том Круз в образе вампира Лестата на сцене Стейси Джекса, рвущего зал. Старый конь борозду не то, что не испортил, а спас. Благодаря ему мир шоубизнеса выглядит пусть и жестоким, но лихим и придурковатым.

«Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» (How to Lose Friends & Alienate People), 2008

Режиссер: Роберт Б. Уайде

В ролях: Саймон Пегг, Джефф Бриджесс, Кирстен Данст, Меган Фокс

Про что: Сидней Янг ужасно мечтает попасть в мир гламура, тусовок и красных дорожек. Он исправно ходит на все вечеринки со свиньей, притворяясь ассистентом поросенка Бэйб. За чередой оплеух и неудач следует Шанс: редактор мужского журнала дает Сиднею работу и требует сенсаций. Сидней устраивает одну мерзость за другой, мечтает отыметь известную актрису и не замечает хорошего расположение коллеги…

Не то, чтобы это великий фильм — но тут в неповторимой британской манере говорится о том, что надо вовремя избавиться от иллюзий и разглядеть счастье под носом. Саймон Пегг — это всегда смешно. Его Сидней — полный придурок, но милый и добрый парень, поэтому совсем ненавидеть его не получается. Мир шоубизнеса немножечко перемолол беднягу и выплюнул еще живым и не совсем испорченным. Опять же — не всем так везет.

«Сладкая жизнь» (La dolce vita), 1959

Режиссер: Федерико Феллини

В ролях: Марчелло Мастроянни, Анита Экберг, Анук Эме

Про что: журналист Марчелло освещает жизнь римского бомонда 50-х годов. На его глазах разворачиваются все драмы, взлеты и падения, женщины сменяют друг друга, и жизнь Марчелло проходит пусто и однообразно, в наблюдении за звездами и богемой.

Классика классик, культовое кино, прародитель слова «папарацци» (у главного героя был друг-фотограф Папараццо). Сам Феллини определял «Сладкую жизнь» как обобщение всего абсурда и неестественности светского мира и определенного образа жизни. Герой Мастроянни живет чужими судьбами, пуская свою на самотек — и в итоге теряет себя и не понимает, кто он вообще такой. Позже мы увидим эти мотивы в миллионе картин и в недавней «Великой красоте» Паоло Соррентино, но черно-белая «Дольче вита», лауреат Каннского фестиваля, до сих пор остается символом и манифестом бессмысленной жизни под прицелом камер.

«Рок-волна» (The Boat That Rocked), 2009

Режиссер: Ричард Кёртис

В ролях: Том Стёрриджс, Билл Найи, Рис Иванс, Филип Сеймур Хоффман, Ник Фрост, Кеннет Брана

Про что: Британия 60-х, радио BBC выдает поп-музыку, рок в опале — но ценители хорошей музыки вещают с пиратских радиостанций на кораблях в открытом море…

Белый лебедь нашего списка. В нем нет людей, сошедших с ума от жизни в шоубизнесе — в нем люди без ума от рока. Ценители хорошей музыки готовы на все — даже сесть в тюрьму, лишь бы донести согражданам настоящее искусство. Как всегда у британцев, рассказано это гомерически смешно и немножко грустно одновременно. Актерский состав — еще один аргумент, чтобы посмотреть кино. Плюс Ричард Кёртис — автор «Реальной любви» и «Бойфренда из будущего», плохого не наснимает. Начали с британцев — ими же и завершим хит-парад: кто, как не они, задают в музыке тон!