Семен Слепаков: «Все люди, на самом деле, озабоченные»

9 ноября 2015

9 ноября на канале ТНТ выходит новый сериал «Озабоченные, или Любовь зла». О создании проекта рассказал автор идеи и продюсер Семен Слепаков.

«Озабоченные, или Любовь зла» — это комедийный сериал, придуманный Семеном Слепаковым и писательницей Ириной Денежкиной и снятый режиссером Борисом Хлебниковым («Коктебель», «Свободное плавание», «Долгая счастливая жизнь»). Главные роли исполнили Мария Шалаева («Русалка», «Братья Карамазовы») и Юрий Колокольников («Игра престолов», «Интимные места»). Сюжет истории, снятой одновременно и смешно, и лирично, закручен вокруг трех героинь, переехавших из Екатеринбурга в Москву. Все они пытаются найти себя и изменить свою жизнь.
Саша Гвоздикова бросает скучную работу и женатого любовника в надежде, что в столице опубликуют ее рассказы, но переоценивает свой талант. Кате приходится тянуть на себе семью — маленького сына и мужа, бывшего хоккеиста в депрессии, от которой он спасается алкоголем. Алена работает диспетчером в такси и мечтает о красивой и беззаботной жизни, но ее непосредственность часто рушит все планы.

Продюсер и сценарист сериала, резидент Comedy Club Семен Слепаков рассказал о том, как ему пришла в голову идея сериала, как ему работалось с писательницей Ириной Денежкиной и режиссером Борисом Хлебниковым и как они попытались смешать ситком с жизненной историей.

— «Озабоченные, или Любовь зла» начались с вашей идеи снять сериал про трех подруг?

— Сериалов про трех подруг очень много. Применительно к «Озабоченным» мне нравится определение «правдивая комедия». Мне хотелось снять что-то настоящее. Чтобы это было смешно и реалистично. Я понимал, что сам написать такой сценарий не могу, и стал вспоминать девушек-писательниц, которые могли бы сделать нечто подобное. Вспомнил про Ирину Денежкину, которая написала скандальный роман «Дай мне». Я его откопал, прочитал и понял, что она идеально подходит. У нее удивительное сочетание жесткости с трогательностью, поэтичностью и реализмом. Пять лет назад я познакомился с Ирой. После этого мы долгое время были в состоянии творческого поиска. Года три просто гоняли идеи. И когда появились Борис Хлебников, режиссер, и Павел Костомаров, оператор, у нас картинка сложилась. В 2013 году мы сняли пилот и стали уже с пониманием писать сценарий, смогли увидеть проект. За женщинами наблюдать очень интересно, особенно когда у тебя есть такой шпион среди них, как Ира.

— Вы ориентировались на какие-то другие сериалы?

— У Хлебникова и Костомарова свой стиль. То, как они снимали, и означало, по сути, как нам следовало это писать. Должна была получиться правдивая история, но с интересными и неожиданными отступлениями.

— С приходом Хлебникова и Костомарова история сама стала диктовать, как себя писать?

— У нас был пилот и было серий 6 в сценарии. Они были нормальные. Но когда мы посмотрели, как Хлебников с Костомаровым сняли пилот, как артисты это сыграли, мы поняли, что какие-то вещи, которые мы написали, не ложатся на этих героев. И стали все это дело переписывать. Процентов 90 мы убили из того, что было написано раньше. В принципе, так всегда бывает, что история сама тебе чего-то диктует. Но, конечно, когда у тебя есть пилотная серия, которая утверждена каналом, и там тоже людям это понравилось, не одним вам кажется, что это симпатично, тогда, конечно, ты уже начинаешь плясать от печки.

— Как вы придумали название?

— Хотелось какого-то броского названия. Нам понравилось, что «Озабоченные» — это как бы про секс, но и не только про секс. Все люди, на самом деле, озабоченные. Они озабочены своей семьей, карьерой. И сексом, и тем, как их секс связан с их семьей и с их карьерой. Человек — это сложная система взаимоотношений внутри самого себя, и все мы подходим под определение «озабоченные».

— То есть вам было важно, чтобы «Озабоченные» ассоциировались не только с сексом?

— Мы не хотели снимать просто про то, как люди занимаются сексом, шокировать напрямую не хотели. У нас если уж занимаются сексом, то будут при этом говорить про Шекспира. Или про то, что сына заперли в шкафу. Мы хотим, чтобы у всего было второе или третье дно. Сейчас много вышло сериалов, где люди успешно и красиво трахаются. И я сам с удовольствием смотрю эти сериалы. Но мы хотели двигаться в сторону обаяния наших героев. Чтобы они были похожи на тех, кого можно встретить на улице при этом.

— Юмор здесь не придумывался по стандартным законам ситкомов?

— Здесь есть симбиоз, потому что я очень тупой писатель ситкомов. Когда мы писали «Универ» или «Нашу Рашу», я писал чистый юмор всегда. Я не могу придумывать истории без четких поворотов, мне надо, чтобы у героя была четкая проблема, чтобы в диалоге была шутка. С Борей в этом плане тяжело, потому что он может взять и выкинуть из сцены самую смешную шутку. И мне приходится с ним спорить. Но, конечно, в «Озабоченных» нет обычных репризных шуток, как в классических ситкомах. Мы старались, чтобы юмор был, но не везде. Где-то есть романтика. Генеральный продюсер ТНТ Саша Дулерайн считает, что у нас смесь ситкома и жизненной истории. Мне это очень нравится. Я не знаю, везде ли мы смогли это отразить, но мне, конечно, хотелось, чтобы было так.

— А как вы втроем распределяли обязанности, за кем было финальное слово? Или вы спорили и старались придти к консенсусу?

— У нас в этом плане все было очень комфортно. Писали мы вдвоем с Ирой. Мы вместе придумывали сюжет, дальше она писала диалоги, дальше мы эти диалоги вместе дописывали. Ира очень быстро пишет диалоги, я никогда не видел, чтобы человек так быстро писал диалоги, на грани абсолютного пофигизма к ним. А так мы втроем все вместе рулили, у нас не было разногласий, потому что мы слушали друг друга. Мне с ребятами было очень комфортно, не знаю, как им со мной, потому что я часто наседаю.

— Просто редко так бывает, что после съемок сценаристы и режиссер вместе монтируют материал.

— Мы просто все творцы. Мы все авторы этого проекта. Мы этих героев любим и хотим их показать. У нас нет такого, чтобы Боря, например, говорил: «Я за это взялся, чтобы совершить свое мощное авторское высказывание, и если вы против, то идите все нафиг, я так не снимаю!». Бросил наушники на стол и ушел. У нас, слава богу, так не бывает. Я люблю такую работу, чтобы на всех этапах кто-то что-то привносил. Я люблю командную работу. Потому что есть что-то, чего я не знаю, не вижу, а они это видят, знают.

— Будет ли сниматься второй сезон «Озабоченных»?

— Будем, конечно, еще снимать, если будут хорошие рейтинги. Даже не то что рейтинги — если людям понравится, будем снимать.

— Про что же все-таки эта история?

— Про девушку, которая решила изменить свою жизнь. Это то, что иногда хочется сделать каждому человеку. Саше Гвоздиковой 25 лет, она понимает, что все не то. Хотя, казалось бы, стабильность у нее какая-то есть. Не то что в жизни все рушится и выбора у нее нет. Выбор у нее есть и она его делает. А многие его не делают, или делают, а у них не получается. История такая должна быть интересна, особенно сейчас, когда мир стал таким большим, что ты видишь все, что происходит, в каком маленьком уголке. И ты уже не можешь довольствоваться тем, что ты где-то сидишь в своем панцире. Вокруг делаются большие дела и если тебе тоже есть, что сказать, то как ты можешь оставаться в стороне? Для меня самая главная тема «Озабоченных» — это решение изменить свою жизнь.

Смотрите сериал «Озабоченные, или любовь зла» на телеканале ТНТ с понедельника по четверг в 20:30.