Алисия Викандер в фильме Тома Хупера «Девушка из Дании»

Оскар: «Мошенничество с номинациями» или маркетинг?

7 декабря 2015; источник: Variety

Тим Грэй из Variety задается вопросом: почему актеров, явно сыгравших в этом году главные роли, студии продвигают в номинации за роли второго плана.

Меня беспокоит перенаселенность Земли. Меня волнует, что некоторые одновременно ведут машину и пишут смс. И меня совершенно не волнует, как студия проводит рекламную кампанию актера в предоскаровский сезон: как кандидата на лучшую роль или лучшую роль второго плана.

«Мошенничество с номинациями» — суровый термин для описания того, как стратегии проведения оскаровских кампаний стараются представить своих подопечных в неожиданных номинациях, надеясь, что это сыграет им на руку. Здесь нет причин для беспокойства — окончательный выбор номинации все равно принадлежит голосующим, и именно их голос будет решающим в распределении актров по номинациям первого и второго плана.

Не менее важен тот факт, что история кинопремий — это история смазанных границ, и большинство уже перестало задаваться вопросом о четком определении этих границ.

В пиар-кампании «Чужого» в 1979 году «Фоксы» представляли Сигурни Уивер как актрису второго плана. Наоми Уоттс попала в ту же номинацию за «Малхолланд Драйв». Марлон Брандо получил «Оскар» за главную роль в «Крестном отце», хотя он был на экране куда меньше, чем Аль Пачино — номинант в категории «Лучшая мужская роль второго плана».

Плакат из рекламной кампании по выдвижению Сигурни Уивер на «Оскар» за лучшую рол второго плана в фильме «Чужой»

В фильме 1964 года «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» Питер Селлерс играет три роли, так «Коламбия пикчерз» провела четыре отдельных пиар-кампании: одну в поддержку Селлерса в качестве ведущего актера, и три — в поддержку его в номинации «Лучшая мужская роль второго плана», для каждого из персонажей. Сейчас бы за такое студию бесконечно полосткали в твиттере и блогах, но, согласитесь, что это довольно забавная идея, вполне в анархическом духе фильма.

(Для протокола: номинацию Селлерс получил одну — за главную роль.)

Несмотря на весь это хаос, цивилизация как-то выжила.

Питер Селлерс в фильме «Доктор Стрейнджлав»

Путаница началась в 1944 году, когда за одну роль в фильме «Идти своим путем» Барри Фицджеральд одновременно попал в номинации на лучшую роль и лучшую роль второго плана. Во второй номинации он выиграл, а Академия быстро изменила правила «Оскара», и теперь за одну роль можно получить только одну номинацию.

На протяжении десятилетий определения «главной роли» и «роли второго плана» были нечеткими, и обычно актеры попадают в номинацию второго плана по четырем причинам: возраст, звездность, фильм без четко выраженных главных ролей и коммерческие соображения.

Возраст: Пэтти Дьюк (16 лет на момент вручения) в «Сотворившей чудо», Татум О'Нил (10 лет на момент вручения) в «Бумажной луне» и Тимоти Хаттон (20 на момент вручения) в «Обыкновенные люди» получили «Оскар» за лучшую роль второго плана. На самом деле они исполняли главные роли, однако их молодость привела к тому, что определили их во «второй план». Так что есть много прецедентов для пиар-кампании Джейкоба Трэмблэ (ему сейчас 9) из фильма «Комната» как лучшего актера именно второго плана.

Бри Ларсон и Джейкоб Трэмблэ в фильме «Комната»

Звёздность: Сигурни Уивер была неизвестна, когда вышел «Чужой», в то время как Том Скерритт и Джон Херт были уже артистами с именем, — и так Сигурни оказалась вторым планом. В этом году Алисия Викандер («Девушка из Дании») и Руни Мара («Кэрол») находятся в аналогичной ситуации. Второй план? Конечно, почему нет? Это сработало много, много раз для многих предыдущих номинантов и победителей, в том числе, к примеру, для Дженнифер Коннелли в «Играх разума» и Кристофа Вальца в «Джанго освобожденном».

Руни Мара и Кейт Бланшетт в фильме «Кэрол»

Фильм без четко выраженных главных ролей: у Американской Киноакадемии нет номинации за лучший актерский ансамбль, и поэтому роли Дэна Эйкройда в «Охотниках за привидениями», Гленн Клоуз в «Большом Разочаровании» и Патрисии Аркетт в «Отрочестве» были преподнесены как второстепенные (Эйкройд не был номинирован, Клоуз была номинирована, а Аркетт победила). Мэгги Смит получила «Оскар» за роль второго плана в «Калифорнийском Отеле», хотя она и играла главную роль в своем отрывке (но он составлял четверть фильма).

Плакат из рекламной кампании по выдвижению Дэна Эйкройда на Оскар за лучшую роль второго плана в фильме «Охотники за привидениями»

А еще есть практические соображения. Джулианна Мур стала «вторым планом» в «Часах», потому что она в том же году сыграла однозначно главную роль во «Вдали от рая». Она была номинирована за обе роли — в разных категориях.

И это не улица с односторонним движением: в обратную сторону это тоже работает. Многие актеры были на экране недолго, и их роли можно было бы с чистым сердцем отнести ко второму плану, однако в «оскаровских» номинациях они оказались за главную роль. Это, к примеру, Дэвид Нивен («За отдельными столиками»), Патриция Нил («Хад»), Энтони Хопкинс («Молчание ягнят»), Фрэнсис МакДорманд («Фарго») и Стив Карелл в прошлом году («Охотник на лис»). Таким образом, экосистема «Оскара» вполне уровновешена. В 1980 году «Парамаунт» продвигал Сьюзан Сарандон в «Атлантик-Сити» как актрису второго плана; Академия определила ее в номинацию за главную роль. За «Чтеца» Кейт Уинслет выиграла «Золотой Глобус» и премию Гильдии Киноактеров за лучшую роль второго плана, но была номинирована на «Оскар» (и получила его) за главную роль.

Голливудская ассоциация иностранной прессы считает «Марсианина» и «Джой» комедиями. Это означает, что актеры этих фильмов будут иметь преимущество, поскольку попадут в номинации категории «комедия или мюзикл», а не в и так переполненные номинации за драматические роли. Вы возмущены? Нет, в этих фильмах и смеялись много, и хэппи-энд обещают, так что они могут считаться комедиями.

В этом году выражение «мошенничество с номинациями» в хвост и в гриву используют люди, которых оскорбляет, что студии пытаются манипулировать голосующими, то есть членами Академии. Но в самом ли деле студии идут на намеренную ложь, пытаются обойти правила или просто ловко используют маркетинговые ходы?

Так что, если вы имеете право голоса и восхитились работами Викандер, Мара и Трэмблэ — вы можете проголосовать за них в номинации «лучшая роль второго плана» с чистым сердцем. Потому что история «Оскара» на вашей стороне.

Алисия Викандер и Эдди Редмейн в фильме «Девушка из Дании»