
Оскар: В центре внимания. Прогноз 2016
18 декабря 2015
14 января будут объявлены номинанты на призы Американской Киноакадемии — они же «Оскары». Попробуем угадать, кто окажется в этом списке.
В самом конце зимы мы пытались угадать, какие фильмы войдут в число наиболее вероятных кандидатов на номинацию Главного Фильма Года и прочие не менее прекрасные номинации. С какими-то мы угадали: привет, «Черная месса», «Стив Джобс», «Бруклин», «Выживший» и еще кое-кто. С какими-то совсем нет: «Алоха» и «Море деревьев» провалились с треском (один в прокате, другой прямо на каннской премьере). Кто-то не успел: «Молчание» Скорсезе и «Сноуден» Стоуна переехали на следующий прокатный год.
Пришла пора попробовать подвести итоги и подумать, кто же войдет в итоговые списки.
Лучший фильм
Главная номинация года, в которую, согласно «оскаровским» правилам, может попасть от 5 до 10 фильмов. Главное правило — как и для всех остальных категорий, кроме фильмов на иностранном языке, — прокат в Лос-Анджелесе не менее недели в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.
В прошлом году к декабрю уже было понятно, что если не произойдет чуда, то выбирать будут из двух фильмов — «Отрочество» и «Бёрдмэн» были явными фаворитами гонки; разве что «Американский снайпер» мог им попортить малину неожиданным кассовым успехом.
В этом году есть целый корпус фильмов, которые могут победить, а единого лидера — увы, нет. Или ура, нет — предполагать куда веселее.
Как и в прошлом году, лучшим способом предсказать победителя остается простой вариант — посмотреть, какой фильм объявил лучшим Гильдия продюсеров Америки. За последние 8 лет победители «Оскара» и премии Гильдии продюсеров совпали 7, 5 раз: половинка пришлась на разделивших призв 2013 году «12 лет рабства» и «Гравитацию». Победителей Гильдия объявит 23 января; ждать осталось недолго.
Пока я преполагаю, что в десятке — если будет десятка — с наибольшей вероятностью окажутся:
- «Безумный Макс: Дорога ярости» / Mad Max: Fury Road — реж. Джордж Миллер (дата выхода в России — 14 мая 2015 года)
- «Бруклин» / Brooklyn — реж. Джон Краули (дата выхода в России неизвестна)
- «В центре внимания» / Spotlight — реж. Том МакКарти (дата выхода в России — 4 февраля 2016 года)
- «Выживший» / The Revenant — реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту (дата выхода в России — 7 января 2016 года)
- «Головоломка» / Inside Out — реж. Пит Доктер (дата выхода в России — 18 июня 2015 года)
- «Игра на понижение» / The Big Short — реж. Адам МакКей (дата выхода в России — 28 января 2016 года)
- «Комната» / Room — реж. Ленни Абрахамсон (дата выхода в России неизвестна)
- «Марсианин» / The Martian — реж. Ридли Скотт (дата выхода в России — 8 октября 2015 года)
- «Омерзительная восьмерка» / The Hateful Eight — реж. Квентин Тарантино (дата выхода в России — 14 января 2016 года)
- «Шпионский мост» / Bridge of Spies — реж. Стивен Спилберг (дата выхода в России — 3 декабря 2015 года)
Конечно, есть еще с десяток фильмов, которые могут пролезть в десятку: это и явно претендующие на актерские номинации «Кэрол» и «Стив Джобс», а то и «Девушка из Дании» и «Чёрная месса»; потенциально расового разнообразия могут добавить «Крид: Наследие Рокки» или «Голос улиц».
С гораздо меньшей вероятностью в топ прорвутся европейцы: «45 лет» Хэя или «Молодость» Соррентино.
Ну, а место блокбастера в дестяке могут занять и новые «Звездные войны»: четвертому эпизоду в 1977 году удалось собрать 10 номинаций, включая «Лучший фильм», так что всякое может быть.
С месяц назад Variety представил вот такой график «предсказаний экспертов»:
Получается, что «В центре внимания» остается главным фаворитом гонки — по крайней мере, с точки зрения попадания в итоговый список номинантов. Фильм попал и в итоговую десятку Американского института кинематографии, и взял приз Gotham за лучший фильм года.
Да, в десятку лучших фильмов года Американского института кинематографии попоали и «Звездные войны», и «Безумный Макс»; будем надеяться, что итоговая десятка оскара будет такой же блокбастерной.
Лучший режиссер
Когда неизвестно, кому достанется главный «Оскар», с режиссерами дело проще обстоять не может: вот и тут. Мест всего пять, хороших режиссеров в этом году — много. К тому же после прошлогоднего скандальчика («как, они не включили черную женщину!») приходится опасаться, что политкорректность может сыграть серьезную роль в отборе кандидатов на пятерку .
Впрочем, найти что пятерых, что четырех кандидатов — задача не из легких.
Я сейчас скорее попытаюсь составить идеальный для себя список, а не дать вам стопроцентую вероятность; до номинаций Гильдии режиссеров Америки еще есть время, а кроме них предсказания в этой номинации мало кому даются удачно.
- Ридли Скотт («Марсианин»)
- Алехандро Гонсалес Иньярриту («Выживший»)
- Стивен Спилберг («Шпионский мост»)
- Джордж Миллер («Безумный Макс: Дорога ярости»)
- Том МакКарти («В центре внимания»)
Кроме них, очень вероятны Адам МакКей («Игра на понижение») и Тодд Хейнс («Кэрол»). Нельзя сбрасывать со счетов Ленни Абрахамсона («Комната») и Квентина Тарантино («Омерзительная восьмерка»). Есть и уже получавшие «Оскар» режиссеры — Дэнни Бойл («Стив Джобс») и Том Хупер («Девушка из Дании»). Есть, наконец, Дэвид О. Расселл с «Джой».
Хотите иных ожидаемых вариантов? Их есть у меня. К примеру, Райн Куглер («Крид») или Ф. Гэри Грей («Голос Улиц»), если решат разграть расовую карту. А то и Кэри Фукунага («Безродные звери») — он тоже может разбавить компанию белых мужчин. С женщинами в режиссерском кресле в пуле вероятных кандидатов в этом году плоховато, увы — так что обвинений в дискриминации по полу «Оскар» не избежит.
На приведеном ниже графике из Variety отражены ожидания экспертов в течение «оскаровкой» кампании: как мы видим, у Ридли и Миллера шансы растут, а у МакКарти вообще все отлично.
12 января мы будем ждать номинации Гильдии режиссеров; они обычно достаточно близки к оскаровской реальности.
Лучший актер
Если мы который год подряд поверим, что пятерка актеров по большей части совпадет с номинациями Гильдии киноактеров Америки, то пятерка будет выглядеть следующим образом:
- Брайан Крэнстон («Трамбо»)
- Джонни Депп («Черная месса»)
- Леонардо ДиКаприо («Выживший»)
- Майкл Фассбендер («Стив Джобс»)
- Эдди Редмэйн («Девушка из Дании»)
Это уже не смешно: все пять номинированы за роли реальных людей в фильмах, которые почти без натяжки можно назвать байопиками. Дональд Трамбо — настоящий сценарист, «Уайти» Булджер — настоящий ганстер, Хью Гласс — настоящий траппер, Эйнар Вегенер — настоящий художник, и даже Стив Джобс — настоящий Стив Джобс.
Следуя тренду, неплохие шансы сохраняет Уилл Смит за роль реально существующего доктора в околоспортивной медицинской драме «Сотрясение», Майкл Китон за роль реально существующего репортера бостонского газеты в «В центре внимания» и Том Хэнкс за роль адвоката Донована в основанном на реальных событиях фильме «Шпионский мост».
Чтобы разбавить всю толпу реальных героев, очень хотелось бы добавить к кандидатам придуманого (ура!) астронавта Марка Уотни из «Марсианина» (Мэтту Дэймону не привыкать к «оскаровским» номинациям) или хотя бы Шерлока Холмса (Иэн МакКеллен в «Мистере Холмсе»).
Том Харди, взявший приз за «Легенду» на церемонии вручения премии Британского независимого кино, скорее всего, совпадает с трендом, но до пятерки не доберется, как и Макбет-Фассбендер в «Макбете» (а жаль).
Получивший приз Gotham за лучшую мужскую роль Пол Дано в оскаровской гонке окажется, скорее всего, в списке претендентов на номинацию за лучшую роль второго плана.
Лучшая актриса
В этом году номинация скорее удивительная, чем предсказуемая: две сильные кандидатуры, Руни Мара («Кэрол») и Алисия Викандер («Девушка из Дании»), должны, по мнению студий, бороться за победу в номинации за роль второго плана. Куда их определят голосующие, правда — бог весть; как мы уже рассказывали, мнение студий не всегда учитывают при итоговом голосовании. К примеру, на «Золотом Глобусе» (который, конечно, вообще не показатель для «Оскара») обеих включили в главные роли.
Если мы поверим номинациям Гильдии киноактеров, то итоговая пятерка будет включать Кейт Бланшетт («Кэрол»), Бри Ларсон («Комната»), Хелен Миррен («Женщина в золотом»), Сиршу Ронан («Бруклин») и Сару Силверман («Я улыбаюсь в ответ»).
Не могу удержаться и не встроить лучшее видео потенциальной «оскаровской» номинантки с другим потенциальным «оскаровским» номинантом. Исключительно фана ради хочется, чтобы оба выиграли — и спели.
В этом «оскаровском» сезоне Гильдия киноактеров, с другой стороны, выбирает не громкие, а, скорее, маленькие проекты; позволю себе предположить, что в итоге мы получим иной расклад:
- Кейт Бланшетт («Кэрол»)
- Бри Ларсон («Комната»)
- Шарлотта Рэмплинг («45 лет»)
- Сирша Ронан («Бруклин»)
- Дженнифер Лоуренс («Джой»)
Рэмплинг получила приз Берлинского кинофестиваля, а Лоуренс еще ни разу не пролетала мимо номинации в фильме Дэвида О. Расселла.
Еще есть несколько надежных (в смысле — поставить на них не стыдно) кандидатур: Мэгги Смит («Леди в фургоне»), Лили Томлин («Бабушка») или Блайт Даннер («Я увижу тебя в своих снах»).
В лучшем из миров в пятерку обязательно бы попали Шарлиз Терон («Безумный Макс: Дорога ярости») и Алисия Викандер («Из Машины»), а в числе возможных кандидатов активно бы звучали имена Бел Паули («Дневник девочки-подростка»), а, может, и Кэри Маллиган («Вдали от обезумевшей толпы») или Эмили Блант («Убийца»). Но мы, Тото, всё еще не в Канзасе.
Лучший актер второго плана
Лучший актер второго плана — это такая номинация, куда попасть может человек сорок, и это еще при жестком отборе. Потому как хороших ролей второго плана нынче — больше, чем ролей главных.
Обычно у нас есть Гильдия киноактеров, на выбор которой можно опереться, как на костыль; однако в этом году она немного учудила. Все эксперты удивились отсутствию Майкла Китона в итоговом списке, и мне хочется хотя бы в своих прогнозах немножечко подправить ситуацию:
- Кристиан Бэйл («Игра на понижение»)
- Идрис Эльба («Безродные звери»)
- Том Харди («Выживший»)
- Марк Райленс («Шпионский мост»)
- Майкл Китон («В центре внимания»)
Кто еще остается в зоне еврокубков? Имя им — легион. Это и номинированный на SAG 9-летний Джейкоб Трэмблэ («Комната»), и Майкл Шэннон («99 домов»), или, скажем, Сильвестр Сталлоне («Крид: Наследие Рокки»). Не будем сбрасывать со счетов Пола Дано («Любовь и милосердие»), Джоэла Эдгертона («Чёрная Месса»), а то и кого-то из «Омерзительной восьмерки» (я, скажем, буду отчаянно болеть за Уолтона Гоггинса).
В конце концов, есть еще очень крутые в своих фильмах Сет Роген («Стив Джобс»), Осказ Айзек («Из машины») и Бенисио дель Торо («Убийца»).
Или вот еще есть остальной актерский ансамбль «В центре внимания» — Марк Руффало, Стэнли Туччи и Лив Шрайбера.
Короче, эта категория — как статус на фейсбуке: ВСЁ СЛОЖНО.
Лучшая актриса второго плана
Из-за маркетинговой идеи отправки части главных ролей на второй план у нас тут может сложиться интересная картина: роли второго плана фактически вообще не второй план. Так что в итоге получится очень предсказуемый расклад: молодость да опыт, вот и есть пятерка.
То, что в итоговый расклад попадут первые четыре имени — я почти уверена; разве что в пятом месте некоторые сомнения.
- Руни Мара («Кэрол»)
- Алисия Викандер («Девушка из Дании»)
- Кейт Уинслет («Стив Джобс»)
- Хелен Миррен («Трамбо»)
- Джейн Фонда («Молодость»)
Кто еще может побороться за пятерку? Номинированная на SAG Рэйчел МакАдамс («В центре внимания»), Дженнифер Джейсон Ли («Омерзительная восьмерка»), Элизабет Бэнкс («Любовь и милосердие»), Рэйчел Вайс («Молодость»), а то и Оливия Кук («Я, Эрл и умирающая девушка»). Или, скажем, Марион Котийар за роль Леди Макбет («Макбет»).
Было бы очень круто увидеть в списке Кристен Стюарт («Зильс-Мария») — первую американку, получившую актерский «Сезар»; но, кажется мне, мы все еще не в лучшем из миров.
Номинаций еще вагон и маленькая тележка, и со всеми остальными ясно только одно: кого бы ни номинировали, за лучшую операторскую работу получит третий год подряд Эммануэль Любецки (с точки зрения номинаций Роджера Дикинса это уже становится смешным).