Ирина Горбенко: «Хотелось сделать российскую Бриджет Джонс»

4 февраля 2016

4 февраля на российские экраны выходит романтическая комедия «30 свиданий». История создания сценария фильма — в интервью сценариста Ирины Горбенко.

«30 свиданий» — история Даши (Наталья Медведева), которой не везет в любви. Но вот найден точный, стопроцентно верный способ: надо всего лишь сходить за месяц ровно на тридцать свиданий. И Даша решает — сейчас или никогда!

Её ждут самые безумные, самые странные и самые неожиданные свидания; но на что только не пойдешь, чтобы встретить того самого.

«Синемафия» побеседовала с Ириной Горбенко, сценаристом фильма.

Ирина Горбенко

Что тебя подтолкнуло к идее стать сценаристом?

Я решила связать свою жизнь с кино еще в школе. Смотрела кино и понимала, что это целый мир, это так здорово и круто. Параллельно с этим пошла в газету местную и стала писать, чтобы попробовать себя в журналистике. В итоге поступила я не во ВГИК, а на журфак.

Вообще я думала, что буду режиссером, но потом стала знакомиться с людьми, которые говорили: «О, ты пишущий человек, не хочешь попробовать себя в сценарии?». Я попробовала и поняла, что это мне ужасно нравится, что это моё, что это хорошая возможность войти в кино именно через то, что я умею, и у меня хорошо получается.

Я долго шла к тому, чтобы написать то, что снимут, чтобы получить образование. И все сложилось: я его получила и, наконец, я — сценарист.

Скажи, а когда ты говорила о том, что хочешь связать свою жизнь с кино, всегда это было — сценарии для большого экрана? Не для телевидения, не для радиопостановок, не театр — именно большой экран?

Я посмотрела несколько фильмов, которые оставили в душе что-то необъяснимое. Вот, например, мне было 14 лет, и я по телику посмотрела фильм ночью по Первому каналу. На следующее утро мы с классом отправились в Большой театр, и я стала всех спрашивать: «Ночью по Первому кино показывали, не смотрели? Что за фильм?». Я пересказывала сюжет очень многим людям, но никто не знал. Потом я встретила человека, который занимался режиссурой, и его спросила: «Вот есть такой фильм, там то-то происходит, не знаешь, что это?», а он: «Да это же „Американская история Х“».

Так получилось, что для меня огромной частью жизни было кино, и, в принципе, я всегда хотела заниматься полным метром. Я занималась радиотеатром, этому посвящен мой диплом на журфаке МГУ. Мне нравится радиотеатр, это вообще такая смесь театра и журналистики, что-то очень интересное. Но моя мечта — это полнометражное кино.

Ты сказала, что было несколько фильмов, которые повлияли на тебя.

«Леон» — первый фильм, который произвел на меня огромное впечатление, мне тогда было лет десять.

Потом были еще фильмы, когда я убеждалась в том, что хочу заниматься кино: очень люблю фильм «Эд Вуд», он был для меня важным фильмом; «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Потом, лет в 18, я стала смотреть Кубрика, посмотрела «Космическую Одиссею» и поняла, что кинематограф правит миром.

А что-то из наших фильмов?

Мне кажется, что отечественное кино как будто у меня в крови всегда было, и, естественно, я очень много отечественных фильмов смотрела. Для меня это было прикольно — как сказка. Но я сначала увидела «не такое» кино зарубежное и только потом — наше. Эйзенштейна я посмотрела довольно-таки поздно, Тарковского посмотрела позже того же «Леона».

У тебя сценарное образование стало вторым, после журналистики. Как ты думаешь, это правильный ход для будущего сценариста — не в 16−17 учиться писать сценарии, а сначала получить жизненный опыт? Или неважно, когда ты этому научился, главное — азы, а уже потом можно получить опыт и иные инструменты для работы с этими азами?

На самом деле я начала читать книжки про сценарное мастерство, чужие сценарии лет в 18, то есть теоретическое образование у меня было гораздо раньше, чем я пошла в киношколу. Для меня в киношколе главным была именно практика — были люди, которые читали и говорили, что работает, что нет, как можно сделать лучше, это хорошо, это плохо. А жизненный опыт всегда важен.

Тем не менее, даже когда тебе 18 лет, у тебя есть какой-то опыт и ты его еще хорошо помнишь. Тебе есть что сказать: в 18 лет можно вспоминать, какой ты был в 15. Может быть, это было слишком недавно и ты еще не успел всё обдумать, но мне кажется, что есть что сказать в любом возрасте.

Конечно, чем больше у тебя жизненного опыта, тем проще о чем-то писать; но мне кажется, что когда тебе 50, то сложнее писать о подростках, чем когда тебе 20 или 25.

Работа сценариста для тебя — это всегда преломление прежде всего своего жизненного опыта? Или же сценарист может отстраниться от темы?

Кино можно считать произведением искусства или нет, но, тем не менее, как и любое произведение искусства, оно должно быть личным. Сценарист, когда берется за работу, должен говорить о том, что ему близко, потому что если ему всё равно или тема от него далека — непонятно, зачем об этом вообще говорить. Возможно, человек рассказывает чужую жизнь, пишет о вещах, которые никогда не видел и знает из книг — но тема всегда должна его задевать и быть близка.

Давай от сценарной школы перейдем к сценарному опыту. Насколько я знаю, первый твой экранизированный сценарий — это не полнометражный фильм, а короткометражный?

На самом деле, если говорить о художественном кино, вначале я написала сценарий «30 свиданий», и только потом — короткометражку.

А для короткого метра есть какая-то специфика написания сценария, которую невозможно перенести в полный метр?

В принципе, в коротком метре финальный твист, поворот, всегда более ярок, чем в полном метре. Но в целом — бывает такое, что история очень короткая и нельзя её развить на полный метр; и тогда хорошо, что делают именно короткий метр, а не придумывают до полного. Таких правил, мне кажется, в сценарных схемах нет.

Почему я задала этот вопрос: при чтении описания фильма «30 свиданий» первая идея, которая возникает — это 30 отдельных историй, 30 отдельных эпизодов. При создании такого пэтчворка из характеров — пригодился ли опыт работы с коротким метром?

В «30 свиданиях» есть отдельные свидания — понятно, что их не 30: это такие короткие истории, как анекдоты. Разумеется, они сделаны с финальным твистом, но они всё равно влияют на героиню, на её арку, их так просто выкинуть нельзя. Но если их рассматривать отдельно, то каждое свидание, которое мы показали, может быть короткометражкой или коротким анекдотом.

Когда мы говорили о тех фильмах, которые на тебя повлияли — это были драмы; а твой первый фильм — легкий жанр, романтическая комедия. Почему?

У меня есть один из любимейших фильмов — о Бриджет Джонс. Хотелось сделать что-то такое, но только в наших условиях, чтобы это была российская Бриджет Джонс.

Идея «30 свиданий» — не моя, с ней ко мне пришла Настя Гавриш, с которой мы учились; она — на продюсера. Когда Настя ко мне пришла и сказала, что у неё есть история, и она очень любит Бриджет Джонс, и её хочется сделать что-то такое — я зажглась идеей. Концепция была — помочь девушкам расставаться, показать, как это бывает, показать, что это не такой уж ужасный опыт, мы все это пережили. Не обязательно цепляться за человека, с которым ты прожила часть жизни, — возможно, это не твоё. Мне понравилась эта идея. И, поскольку Настя хотела ромком — он, в принципе, логичен, — то я решила взяться.

А кроме «Бриджет Джонс», какие еще образцы жанра для тебя именно образцы, идеалы?

В ромкомах для меня нет идеалов, я действительно люблю несколько другое кино. Мне очень нравится, когда смешиваются жанры.

Мы просто потом посмотрели, что вышло — получилось похожим на «Голую правду» именно во взаимоотношениях героя и героини. А про образец — я в ромкомах так и не скажу.

Помимо собственного опыта, идеи Насти, концепции российской Бриджет Джонс, что еще попало в плавильный тигль сценария?

Мы очень хотели туда вместить опыт всех удачных и неудачных свиданий. Мы с Настей сидели и вспоминали, и выяснялось, что у нас была куча вещей на свиданиях, которые нас напрягали, которых мы боялись. «У тебя такое было? И у меня такое было». Это послужило основой. Мы вспоминали наш болезненный опыт расставаний, как мы переживали это в первый раз, как нам тогда казалось, что «всё, жизнь кончена, такого быть не может, мы же созданы друг для друга». А потом приходило выздоровление.

Плюс действительно есть такая методика, которая помогает пережить расставание — 30 свиданий. Это психологический тренинг, в котором нужно в течение месяца сходить на 30 свиданий.

Ты на себе не стала пробовать?

Знаешь, 30 за месяц не получилось, но, когда я писала сценарий, я регулярно себя стимулировала походом на свидания. Разумеется, когда это была не активная фаза — тогда я сидела и писала, ни на что времени не было.

Но в целом — да, я провела исследования, несколько раз сходила на свидания, для меня это был спортивный интерес.

Когда ты начинаешь писать сценарий — сколько времени и сколько работы проходит между тем, как идея возникла, и тем, когда ты держишь в руках готовый сценарий?

Если мы говорим про первый драфт, то у меня может пройти 2−3 месяца. Когда я училась в киношколе, у нас и было месяца три на разработку сценария от идеи до первого драфта. Понятно, что это немножко нереальные сроки. Точнее — реальные для нашего кинематографа, но нежелательные. Мне много кто об этом говорил, в том числе редактор, что хороший сценарий пишется год. Я с этим согласна. Год — от момента «о, у меня есть задумка, пойду сделаю наброски в тетрадке» до готового сценария, который уже можно снимать: это может быть четвертый драфт, или шестой, или десятый.

Год для одного фильма — то есть ты год живешь одним фильмом?

В какой-то момент глаз как будто замыливается, и ты в тупике: несмотря на то, что ты пытаешься что-то придумать и сделать лучше, мозг продолжает выдавать что-то не очень хорошее. Ты можешь сделать перерыв в несколько дней, в неделю, месяц, и в какой-то момент тебя просто тянет к сценарию, ты везде видишь инсайты и понимаешь, как это сделать, чтобы было хорошо.

Некоторые как способ переключения откладывают сценарий в догий ящик и работают над чем-то другим: такой способ для тебя работает, или ты должна погрузиться до конца, полностью?

Понятно, что если ты работаешь под заказ, у тебя есть продюсер, дедлайны и редактор, который постоянно присылает правки, то ты работаешь в темпе и не можешь сказать — «извините, я беру перерыв на месяц». Это не очень хорошо. Но тут у тебя есть люди, которые могут тебе подсказть; редактор может подсказать, как лучше сделать. Если есть помощник, писать гораздо проще.

Когда ты делаешь свой проект и можешь отложить это на время — то да, это работает, и у меня так было и с моим дипломным проектом, и с моим сериальным проектом, который я делала в школе. Отложив на месяц, я начинаю видеть какие-то картинки, мне ночью снится, как решить ту проблему, которую я не могла решить несколько месяцев назад. Да, эта штука отлично работает.

Одна из тем «30 свиданий» — переживание расставания. Не было ли у тебя ощущения расставания, когда ты отдала сценарий в работу — что ты отдала часть себя?

Для меня лично это опыт, которым я хотела поделиться, потому что это очень важно: уметь расставаться. Мы рассчитывали на аудиторию от 15 лет, и это было важно — показать девушкам, которые младше меня, что расставание — это нормально, это бывает, это возможно пережить.

Опыт серьезного расставания для меня — уже прожитый опыт, в этом плане вряд ли что-то изменится. Я видела людей в своем окружении, которые переживали расставания, и мне очень хотелось им помочь. Я надеюсь, что людям, которым будет тяжело расстаться, фильм поможет.

Ты считаешь, что фильм ориентирован на девушек, или он внегендерный в отношении целевой аудитории?

Мне говорят, что мужчинам очень смешно смотреть этот фильм, то есть им всё нравится. Изначально я ориентировалась больше на девушек, чем на молодых людей. Хотя мне кажется, что мы в этом фильме рассказали, что происходит с девушкой, чтобы мужчинам было понятно, чтобы они не думали, что «ей всё равно, не в первый, не в последний раз». На самом деле — нет, девушки переживают, и мне хотелось это показать всем.

Мы начали с того, что ты говорила, что хотела бы стать режиссером. А тебе не хочется самой снимать свои сценарии?

Нам некоторые сценаристы, которые пробовали себя в режиссуре, говорили, что сценарист должен хотеть попробовать себя в режиссуре и должен хотеть снять, что он написал, чтобы отвечать за то, что он сделал; чтобы понять, сделал ли он что-то хорошее или что-то плохое. Я, в принципе, с этим согласна. Мне хотелось бы снять что-то свое, но пока я хочу больше изучить индустрию и понять, что в ней как работает, завести знакомства, связи и уже потом начать снимать самой.

Ты уже представляешь, что бы ты хотела снять?

У меня есть в задумке один фильм. Его сложно назвать жанровым, это, скорее, авторское кино. Я понимаю, что хотела бы снять его сама, потому что вижу его картинками, он у меня весь в голове выстроился. Но сценарий пока не написан.