Корин Харди: «Если вы почувствовали фейерверк эмоций — фильм удался»

19 февраля 2016

Дебютный хоррор The Hallow молодого англичанина Корина Харди выходит в российском прокате под названием «Из тьмы». Фильм о таинственных мифологических монстрах, похищающих детей в ирландской глубинке вошел в престижные мировые списки лучших фильмов ужасов 2015-го года и вышел в российский прокат 18 февраля.

Самого Корина Харди уже провозгласили «молодым Гильермо дель Торо» и пригласили снимать высокобюджетный ребут «Ворона» в Голливуде.

Корин — музыкант, скульптор, режиссер клипов для Prodigy и десятка других исполнителей, реквизитор и теперь еще и кинорежиссер — рассказал, что стоит за его уникальным фильмом и почему «Из тьмы"нужно обязательно посмотреть в кино.

Откуда родилось название фильма? Это обозначение какого-то мифологического существа? Мы не смогли найти подходящего значения слова Hallow ни в одном англо-русском словаре.

И это не случайно. Это слово — плод моего собственного воображения. Я долго думал над названием, ведь для любого фильма — а для хоррора в особенности — это важнейший компонент.

Сценарий писался под рабочим названием The Good People («Хорошие Люди»). Оно не цепляло. Еще был вариант The Woods («Леса»), но он тоже звучал недостаточно оригинально.

В результате я сам изобрел это слово, которое обозначает первобытную нечисть — мифологических существ из лесных глубин, которые похищают детей. Это собирательный образ нескольких демонов из ирландской мифологии.

Кстати, вы — ирландец? Иначе почему вы обратились именно к ирландской мифологии?

(смеется) Почему-то все задают мне этот вопрос. Нет, я англичанин. Но когда я выбирал материал для фильма, меня привлек ирландский фольклор своей фактурностью, колоритностью, мрачностью. В нем много мифических существ, а для меня было важно, чтобы в моем фильме обязательно присутствовали необычные монстры. Я ведь еще и скульптор, и художник по реквизиту. Для меня очень важна оригинальная визуальная составляющая.

Процесс поиска финансирования и сбора всех необходимых элементов занял 7 лет — я написал сценарий в 2007-м, а к съемкам приступил в 2014-м. Мы рассматривали множество локаций в разных странах — Канаде, США, в том числе, кстати, и в России. Но в результате нашли возможность снять в Ирландии. Сьемки были очень непростыми — под дождем, в грязи, с настоящими младенцами, собаками… Но я все равно рад, потому что локации являются очень важной визуальной составляющей моей истории. Как готическая Англия у Дель Торо в «Багровом Пике».

Хотя сама история — совершенно универсальная. Она — о семье. А значит, могла приключиться в любой точке земного шара.

Раз уж мы вспомнили про финансирование, следующий вопрос, возможно, будет интересен многим начинающим режиссерам. Если не секрет, какой бюджет у вашего фильма? И можно ли вообще снять достойный кинотеатрального проката фильм в жанре хоррор со скромным бюджетом — скажем, за 500 тысяч долларов?

Я не буду выдавать секретные цифры, но скажу, что бюджет мой более чем скромный, по крайней мере, по американским меркам (даже по сравнению с «микробюджетами» Джейсона Блама). Однако нужно учитывать, что в нашей истории все-таки присутствуют Монстры — филигранная смесь работы реквизиторов и VFX-специалистов. Пожалуй, именно они съели львиную долю нашего бюджета. И, судя по реакции зрителей, — не зря.

Что касается оптимального бюджета для фильма ужасов — не думаю, что дело в деньгах. Можно сделать театральный фильм и меньше, чем за 500 тысяч.

Главное — ваше видение и история. Бюджет — лишь инструмент, с помощью которого можно рассказать увлекательную историю, познакомить зрителя с интересными персонажами, создать захватывающую атмосферу. Если вам есть, что рассказать — вы это сделаете любыми подручными доступными средствами.

Продолжим серию вопросов для тех, кто интересуется подноготной производства хорроров. В какие сроки в результате вы сделали фильм?

Сам производственный цикл был очень коротким. Хотелось бы подольше.

Снимали 6 недель в мае-июне 2014-го. Пост-продакшн длился всего 6 месяцев, так как фильм был отобран в конкурсную программу фестиваля Санденс, и мы должны были успеть его доделать (первый публичный показ «Из тьмы», принесший мировую славу Корину, состоялся в январе 2015-го года).

Но как я уже сказал, сценарий был написан в 2007 году… Так что главное — терпение и упорство.

Существует мнение, что коммерчески успешные фильмы ужасов сделаны по одной и той же схеме — есть дом, неблагополучная семья, ребенок, проклятье, чердак… В вашем фильме вроде бы тоже присутствуют все эти элементы. Как вы считаете, существует ли идеальная формула, руководствуясь которой можно снять «правильный» фильм ужасов.

Действительно, все ваши элементы в фильме есть — но это чистая случайность (смеется). Если серьезно, я противник любых шаблонов и формул.

Безусловно, есть какие-то традиции и правила. Я считаю, что их нужно знать: например, люди учатся в киношколе именно для этого.

Но по-настоящему цепляющая история — это такая история, которая пусть немножко, но не похожа на ту, что уже есть.

Если говорить о жанре хоррор — это, например, новые монстры, которых мы еще не видели на экране. Мифология, в детали и подробности которой мы пока еще не вдавались. Именно этим привлек меня мир сказочный демонов из ирландских лесов — широкая аудитория не так много про них знает. А они ничуть не менее удивительны нежели, скажем, средневековые ведьмы…

Так что дом и семья могут быть, но с ними должно происходить что-нибудь новенькое. Тогда у вас есть шанс заинтересовать зрителя.

Можете назвать три качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать идеальный фильм ужасов?

Не люблю эти ограничительные списки, но попробую.

  1. Страшным. Куда же без этого. Если фильм ужасов не испугал вас — это провал.
  2. Атмосферным. Фильм должен засасывать вас в свой мир, который должен разительно отличаться от повседневной реальности. За этим вы и пришли в кино.
  3. Эмоциональным. Мы все приходим в кинотеатр за эмоциями. Страх — одна из глубинных первобытных человеческих эмоций. Но фильм ужасов не должен вызывать у вас только страх — слезы, комок в горле от сопереживания героям, улыбка от того, что в сердцах героев все-таки еще теплится способность бороться… Если вы почувствовали фейерверк эмоций — фильм (и не только ужасов) удался!