Берлинале: О гениях, нацистах и абортах

19 февраля 2016

Берлинский кинофестиваль в разгаре. Синемафия усердно вещает с полей о просмотренных фильмах.

Первая часть наших киновпесчатлений от 68-го Берлинского кинофестиваля — вот здесь. Продолжаем следить за показами и рассказывать об увиденном.


«Письма с войны» (основной конкурс)

Антонио — военный врач португальской армии. Он пишет письма домой жене, которая ждет ребенка. Служить ему осталось 103 недели. На черно-белом, практически немом фоне (сами герои говорят лишь несколько раз) женский голос прочитывает письма Антонио. Они пронизаны любовью, но одновременно страхами: что любимая разлюбит его, что он не сможет пережить этот кошмар. Антонио почти не разговаривает с людьми, а все свои мысли выражает на бумаге: в письмах жене и новелле, которую он мечтает закончить. Не совсем понятно, за что сражаются люди, за что убивают африканцев, лишь изредка в письмах и разговорах проскакивают намеки на это. Фильм показывали в 9 утра, поэтому я честно засыпала в некоторых местах, впрочем, ничего не теряя в линии сюжета. К концу двухчасового повествования начинаешь уставать от любовных изливаний, и посыл, который, видимо, хотел передать режиссер, становится невозможно уловить. Да уже и не хочется, если честно.

«24 недели» (основной конкурс)

Астрид — популярная стэнд-ап актриса. Она шутит о женских проблемах, о бойфренде, маме. На очередном выступлении она говорит: «Вы не заметили ничего нового? Да, я купила новые туфли». Астрид на четвертом месяце беременности.

На очередной встрече с доктором Астрид узнает, что ребенок родится с синдромом Дауна. Начинается тяжелый период переживаний, поисков ответов на вопросы, принятия решений. Но и это не последнее испытание. Ультразвук показывает, что у плода порок сердца, и только что родившемуся ребенку потребуется несколько серьезных операций. Астрид начинает сомневаться в правильности решения, тогда как ее бойфренд просит принять это решение совместно.

Фильм затрагивает этические проблемы аборта, и кто должен принимать такие решения. Астрид заявляет прямо: «Это решение только мое», отстраняя от обсуждения мужа, мать, дочь. Фильм манипулирует ребенком, не показывая чувства и мотивацию всех участников процесса. К концу фильма к Астрид не остается уже никаких чувств.

Я, хоть и считаю себя феминисткой, в этом вопросе сужу строго — родителей у ребенка двое, и именно они оба должны решать, оставить ребенка или нет. Да, процесс родов вовлекает в себя женщину, и как говорят активистки — чье тело, тому и решать. Но Хайнц, бойфренд Астрид, озвучивает мысль, с которой я согласна: «Как мы можем принять решение за ребенка?» В процессе воспитания с проблемами столкнутся оба родителя, карьера у обоих будет под вопросом (Хайнц — менеджер своей подруги), поэтому такое категорическое решение Астрид я лично не одобряю. Поэтому фильм не получает от меня положительной оценки, впрочем, с этим согласны и критики.

«Быть семнадцатилетним» (основной конкурс)

Юг Франции. Городок, затерянный в горах. Два мальчика: Томас, который растет на ферме и Дамьен, у которого успешная и хорошая семья. Конфликт, который разгорается между парнями, старается успокоить мама Дамьена — местный врач, и его отец — военный летчик, который большую часть времени проводит в командировках. Мальчикам предстоит не только принять друг друга, но и себя в новых обстоятельствах — они понимают, что ненависть перерастает в любовь.

Главная фраза фильма: «Я не понимаю, мне нравятся мужчины вообще, или только ты». Она напоминает нам, что влюбляемся мы не в какие-то атрибуты человека, а в него самого целиком — со всеми достоинствами и недостатками. Никто не знает, что будет с мальчиками дальше, но сейчас, в 17 лет, они узнают, каково это — жить в полную силу, любить, поддерживать и быть не просто любовниками, но и друзьями.

Фильм достаточно шаблонен, все сюжетные повороты угадываются заранее, поэтому должного впечатления он не производит. Вряд ли фильм с такой тематикой выпустят в России, поэтому не могу сказать, что вы многое потеряете.

«Возмущение» (Панорама)

Фильм-открытие для меня. В том смысле, что от него я совсем не ожидала ничего интересного, и даже не ставила его в свою программу на просмотр. Но подруга убедила посмотреть, да и милейший Логан Лерман, который должен был посетить премьеру, был хорошим бонусом.

Маркус — единственный сын еврейского мясника из Нью-Джерси. Он — отличный ученик и капитан бейсбольной команды, поэтому получает стипендию в престижном колледже в Огайо. Он рад уехать от слишком опекающего отца и начать новую жизнь. В колледже он встречает Оливию Хаттон (Сара Гадон) — самую необыкновенную девушку в мире. На первом свидании Оливия неожиданно делает Маркусу минет, и он не знает, что делать с такой девушкой. На дворе 1955 год.

Маркус должен разобраться с собой, с Оливией, с деканом, который терроризирует его личными вопросами (сцена в его кабинете — одна из самых смешных из виденных мною за последние годы), с родителями, которые собираются разводиться. Логан фантастически отыгрывает и драму, и комедию, и нервный срыв. Конец фильма абсолютно непредсказуем и оставляет больше вопросов, чем ответов.

Это режиссерский дебют известного сценариста и продюсера Джеймса Шеймуса (на его счету и «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», и «Халк» с Эриком Баной, и «Горбатая гора»). Он не первый раз в Берлине с фильмом, и стоя на сцене, вспоминает, что много лет назад сам сидел на последнем ряду Zoo Palast и смотрел фильмы Берлинале. Опыт не дал ошибиться — фильм получился очень гармоничный и запоминающийся. Проходить мимо точно не стоит.

«Одни в Берлине» (основной конкурс)

Режиссерский дебют Венсана Переса получился спорный — критики Screen поставили чуть ли не самые низкие оценки, журналисты не в восторге. Фильм, снятый по книге Ганса Фаллады 1946 года, рассказывает историю семейной пары, которая потеряв в войне единственного сына, начинает свою борьбу против нацистского режима. Фильм мог бы получиться отличной драмой, или детективом на уровне «Зодиака», но, пытаясь балансировать между жанрами, лишь теряет свою индивидуальность. Прекрасные Брендан Глисон, Эмма Томпсон и Даниэль Брюль играют персонажей без прошлого — их действия не совсем понятны и обоснованы. Они вырваны из контекста времени. Режиссер пытается в различных сценках, которые оттеняют основной сюжет показать ужасы нацисткого режима — но мы их не видим. Мы не видим, против какой военной машины так упорно борется Отто Квандель, мы не видим, почему Анна, его жена, так отчаянно следует за мужем. Даже высмеивание тупости и жестокости нацистских начальников не спасает положение. Фильм стоит смотреть ради актеров, красивых кадров и старого Берлина.

Синемафия задает вопрос Даниэлю Брюлю

«Гений» (основной конкурс)

Режиссерский дебют Майкла Грандаджа точно не был бы таким прекрасным, если бы не сценарий. За него отвечал трижды «оскароносный» номинант («Гладиатор», «Авиатор», «Хранитель времени») Джон Логан. Писать о писателях невероятно сложно — и мы можем это понять. Выразить на бумаге всю экспрессию Томаса Вулфа так, чтобы потом Джуд Лоу, который сыграл чуть ли не лучшую роль, говорил: «Я опирался только на сценарий, этого было вполне достаточно». Компанию ему составил шикарный (ооох…) Колин Ферт. Он играет литературного редактора, через чей красный карандаш прошли работы Фитцжеральда, Хэмингуэя, но именно Томас Вулф займет отдельное место в его сердце и жизни.

Актеры составляют какой-то невероятный дуэт в кадре — спокойный, постоянно в шляпе («Она — отдельный персонаж», — скажет потом Колин), Перкинс, и ураган, сносящий все вокруг (и зрителей в зале в том числе) Вулф. Не обойдется и без размолвок, но жена Перкинса (в исполнении Лоры Линни) признается, что «Том — сын, которого Макс так всегда хотел». Женские персонажи — отдельный разговор. Лора на пресс-конференции сказала, что они оттеняют и дополняют друг друга: «У каждой есть то, о чем мечтает другая». У Луизы Сандерс (Линни) — есть семья, но она мечтает о театральной сцене, у любовницы Вулфа Алины Берстайн — удачная театральная карьера, но несчастливый брак и нездоровые отношения с Томасом.

В конце фильма, конечно, будут слезы, но и ощущение прикосновения к чему-то прекрасному и великому. К гению. И не только писателю или редактору. Но к гениальности дружбы как таковой. Непроизвольно обернешься — и посмотришь, а есть ли вокруг меня такие же люди.

Фильм, надеемся, рано или поздно дойдет до российских экранов, а Джуда лично я номинировала бы на «Оскар» в грядущем году.