Берлинале: Финал

22 февраля 2016

Берлинский кинофестиваль закончился. Утираем слезы и подводим итоги.

Мишки, которые на плакатах Берлинале исследовали город, разошлись по разным странам и жанрам. Несмотря на то, что Мэрил Стрип в начале фестиваля сказала: «Все мы — африканцы», фильмы-лауреаты исследуют все насущные проблемы современного мира: беженцы, война, переустройство жизни в условиях революции или после изменения геополитической ситуации, проблемы одинокой, но сильной женщины, и проблема самого кинематографа и его выразительных средств.

Список наград выглядит следующим образом:

Золотой медведь: «Огонь в море» — режиссер Джанфранко Рози

Гран-при жюри: «Смерть в Сараево» — режиссер Данис Танович

Приз им. Альфреда Бауэра за новые перспективы в киноискусстве: «Колыбельная скорбной тайне» — режиссер Лав Диас

Серебряный медведь за режиссуру: Миа Хансен-Лёв — «Будущее»

Серебряный медведь за лучшую мужскую роль: Мажид Мастура — «Хеди»

Серебряный медведь за лучшую женскую роль: Трине Дюрхольм — «Коммуна»

Серебряный медведь за лучший сценарий: Томаш Василевский — «Соединенные штаты любви»

Серебряный Медведь за выдающиеся художественные достижения: Ли Пинбинь, оператор фильма «Против течения»

Лучший дебют: «Хеди», режиссер Мохамед Бен Аттиа

Мэрил Стрип на церемонии закрытия заметила, что «великие умы мыслят одинаково, поэтому мы не спорили», что могло значить, что жюри в целом понимало, какие фильмы необходимо наградить. Несмотря на эти ее слова, каждый лауреат, выходящий на сцену, не ожидал своей победы.

Впрочем, они тут же находились и признавались в любви к Мэрил. Обворожительная Трине объявила себя не только поклонницей председателя жюри, но и всему фестивалю: «Для меня это особенный момент. Я приезжаю сюда седьмой раз — Берлинале моя коммуна! Спасибо жюри, что дали мне эту награду на фестивале, который я люблю. Сейчас всех вас расцелую!»

Миа Хансен-Лёв, получившая Серебряного медведя за драму «Будущее», тоже явно не ожидала приза: «Спасибо, Дитер (Дитер Косслик — директор фестиваля — прим. ред), что выбрал мой фильм. Мэрил, нет ничего приятнее, чем получить от вас приз. Но больше всех хочу поблагодарить Изабелль Юппер за то, что поверила в меня и привнесла в фильм всю свою энергию».

Но больше всего не ожидал своей победы боснийский режиссер Данис Танович: «К сожалению, я не подготовил речь».

На пресс-конференции после церемонии все авторы и актеры охотно общались с журналистами, но дольше всего не могли отпустить Джанфранко Рози — заслуженного лауреата 66-го Берлинале. Причем вопросы касались не только проблемы беженцев, но и создания фильма и места документального кино среди художественного на фестивале и в целом в кинематографе. Джанфранко ответил, что мы не можем отвернуться от некоторых проблем, которые есть в мире, и задача автора — рассказать об этих проблемах всему миру. Один из главных героев картины Самюэль не смог приехать в Берлин во второй раз, но Рози пересказал его речь с премьеры фильма в Риме. Мальчик подошёл к режиссеру и на ухо прошептал: «Спасибо за эту возможность: с одной фразы, что надо стрелять из рогатки со страстью, мы проделали огромную работу, и ты привез меня в Берлин». Мы, как вы помните, были очарованы этим мальчиком, и сокрушались, что он не смог присутствовать при таком триумфе.

Мы уже писали о наших фаворитах на фестивале — и некоторые из них получили свои призы. Мы поняли, что не можем не дополнить этот список до 11 (а как же иначе) фильмов, последний из которых посмотрели в заключительный день фестиваля.

Основной конкурс: «Огонь в море» Джанфранко Рози, «Нулевые дни» Алекса Гибни, «Midnight special» Джеффа Николса, «Гений» Майкла Грандаджа, «Прибытие дракона» Мани Хагиги, «Будущее» Мии Хансен-Лёве.

Вне конкурса: «Патриарх» Ли Тамахори и «Новости с планеты Марс» Доминика Молла.

Панорама: «Возмущение» Джеймса Шэймуса и «План Мэгги» Ребекки Миллер.

Berlinale special: «Куда бы еще вторгнуться» Майкла Мура.

Всего за фестиваль мы отсмотрели (даже пусть в полусне или не до конца) 23 фильма и 1 сериал. Максимум было четыре фильма в день (даже два таких дня). Количество языков: 11. Посетили 11 пресс-конференций (число, правда, образовалось случайно). Задавали вопросы любимым актерам — Даниэлю Брюлю, ведущим документалистам — Алексу Гибни и очаровательным иранским актерам, которые покорили нас в «Прибытие Дракона».

Успели побывать и на 5 красных дорожек. Делали сэлфи и встречали Томаса Винтенберга в холле отеля.

В целом о фестивале рассказали — и количественно, и качественно, поэтому можно посвятить два абзаца личным впечатлениям.

Фестивальная работа — нелегкая: если в Лондоне я разрывалась между работой и фестивалем, то в Берлине не было свободного времени вообще. Хорошо, что я приехала в Германию за несколько дней до начала и успела увидеть город. Во время фестиваля ты бегаешь с одного показа на другой, с показа на пресс-конференцию или красную дорожку. Но это работа, которую я выбрала сама. Берлинский кинофестиваль всегда был отправной точкой, фестивалем, который я хотела посетить больше всего. И причине не только в моей любви к городу, в котором он проводится. Берлинале — поистине народный фестиваль. И не только потому, что билеты на него расходятся как пирожки среди обычных зрителей, а потому, что отражает все разнообразие жизни — каждый найдет для себя свое кино. Кроме того, в Берлин хоть и съезжаются звезды мировой величины, он не отличается пафосом Канн или Венеции. Да, тут не встретишь на прогулке Джеймса Франко (как на Лидо, но там это, скорее, обусловлено географическими условиями), но поймать в отеле Томаса Винтенберга или после пресс-конференции поболтать с режиссером — пожалуйста.

Берлинале называют политическим фестивалем, но я бы отказалась от такого титула. Просто в современном мире политика все больше проникает во все сферы нашей жизни. Берлин — скорее, фестиваль социальный и о проблемах как одного, так и многих людей — со всего мира: от Африки до Новой Зеландии. Именно на Берлинале возможен показ 8-часового фильма, и просмотр подряд остросоциальной документалки и французской комедии.

Так что Берлинале подтвердил свое звание лучшего фестиваля из моих мечтаний в реальности, чему я несказанно рада. И да, Берлин, до встречи в следующем году. А то я так и не пообщалась лично с Даниэлем Брюлем.