Кинорулетка: Фильмы про ученых

18 марта 2016

Новая игра от Синемафии: выбираем слово и рассказываем о кино. Дебютируем с фильмами про ученых.

Что-то мы с вами засиделись! Редакция решила встряхнуть и встряхнуться — и придумала игру. С помощью любого из существующих в сети генератора слов мы выбираем слово и вспоминаем фильмы на тему, которое это слово задает. Каждый автор рассказывает о любом фильме, который ему нравится — время, жанр и качество не имеют значение, только авторская любовь. Широчайшее поле для воображения! Просторы для советов! Ну, что — поиграем?

Первое слово, которое выпало — ученые. И вот что у нас получилось.


«Агора» (Agora, 2009)

Режиссер: Алехандро Аменабар

В ролях: Рэйчел Вайс, Оскар Айзек, Макс Мингелла

Ученый: Гипатия Александрийская, философ, математик, астроном. Возглавила кафедру философии в Александрийской школе, ученостью превзошла современников. Однако ей отчаянно не повезло родиться на сломе эпох, когда античность с её школами и библиотеками сметал новый, христианский миропорядок.

Ольга ВолодинаПочему: Антирелигиозная настроенность (или воинствующий атеизм?) Аменабара очень хорошо подходит этой истории, когда в кадре в буквальном смысле переворачивается мир. Гипатия сражается одновременно с политикой (усиливающееся влияние христиан в Александрии очень сильно меняет обычную жизнь), с восприятием женщины как ученого (когда в ней видят только внешнее, а для неё главное, что есть — чистое знание), ну и с никак не поддающимися её объяснению законами мироздания.

И выходит из сражений если не победительницей — то наиболее достойной стороной.

Испанский фильм с невероятным для страны бюджетом в 80 миллионов в 2008 году был представлен на фестивале в Каннах, в 2009 собрал урожай испанских кинопремий — и как-то очень тихо прошел у нас, что очень жалко.

Он правда крутой, посмотрите.

«Молодой Франкенштейн» (Young Frankenstein, 1974)

Режиссер: Мел Брукс

В ролях: Джин Уайлдер, Питер Бойл, Марти Фельдман

Ученый: доктор Франкенстин (а не Франкенштейн, он же американец!)

Ольга ВолодинаПочему: Из всех историй о Франкенштейне и его чудовище — а имя им, конечно, легион, — пародия Мела Брукса странным образом оказывается единственной, которая спокойно шагает через отделяющий её от нас сорокалетний рубеж.

Потому ли, что она не принимает себя всерьез вообще (а мало что может быть скучнее слишком большого пафоса), потому ли, что серьезный пересказ оригинала уже давно превратился из истории в набор штампов? Не знаю, но это единственный Франкенштейн (и его монстр), на которого смотреть хотя бы не скучно.

Потому что они правда очень, очень смешные.

И еще тут лучший Игорь — ну, то есть Айгор.

«Игры разума» (A Beautiful Mind, 2001)

Режиссер: Рон Ховард

В ролях: Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Пол Беттани, Эд Харрис

Ученый: Джон Форбс Нэш, математик, нобелевский лауреат по экономике. К сожалению, страдающий шизофренией, а в результате этого — интересными галлюцинациями.

Ольга ВолодинаПочему: Наверное, самый попсовый выбор из всего нашего списка — не потому, что фильм так уж прост, а потому, что какой перечень ученых без «Игр разума»? Это первое, что приходит в голову, это кино, получившее «Оскар», и при этом понятное абсолютно всем.

Третья номинация на «Оскар» Рассела Кроу подряд (к сожалению, только номинация), «Оскар» Дженнифер Коннелли, «Оскар» Рона Ховарда, лучший фильм года.

И за такой «попсовостью» очень легко забыть, что это правда сам по себе очень хороший фильм, хорошо поставленный, тонко сыгранный, который можно с удовольствием посмотреть — забыв о всех его регалиях.

В конце концов, это в нашем списке не единственная история о том, что ученым быть трудно — но единственная о том, на какие жертвы приходится идти окружающим, чтобы научные открытия происходили.

«Дорогая, я уменьшил детей» (Honey, I Shrunk the Kids, 1989)

Режиссер: Джо Джонстон

В ролях: Рик Морэнис, Мэтт Фьюэр, Марша Стрэссмен

О чем: профессор Залински изобретает уменьшитель предметов, и случайно в поле действия чудо-машины попадают профессорские и соседские дети. Микро-четверке необходимо преодолеть гигантский задний двор, по пути столкнуться с ужасами газонокосилки и едва не попасть в рот профессору вместе с хлопьями и молоком. Но все заканчивается хорошо — это же семейная комедия!

Ольга БеликТут как? Профессор-то на самом деле — классический рассеянный ученый. Такой взлохмаченный ботан, который чудом женился и народил детей. И они у него тоже ботаны в очках. А соседские — такие кровь с молоком и бейсболисты. И вот благодаря отцовскому гению дети прошли огонь, воду и медные трубы и сдружились. Фильм, понятно, про приключения и семейные ценности. Но на эту историю можно взглянуть и под другим углом. Отец ставит опыты на детях! Безответственность в домашних условиях! Несоблюдение техники безопасности!.. На самом деле все это, конечно ерунда, и фильм — просто смешной и добрый. Вторая часть про то, как папаша детей увеличил, уже не такая удачная. Все же такой эксперимент хорош один раз.

Почему: подобных фильмов выпускается сотни, но именно этот запал мне в душу смешным и обаятельным изобретателем Морэниса и очень милым муравьем, который сдружился с детишками — еще до Скотта Лэнга!

«Человек-амфибия» (1961)

Режиссер: Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский

В ролях: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков

О чем: талантливый ученый спасает маленького мальчика, пришив ему жабры акулы. Мальчик вырос и стал водоплавающим красавцем. Злые люди, конечно же, позарились на суперчеловека и захотели использовать его ради наживы.

Ольга БеликНу, понятно, что это кино прежде всего про Ихтиандра. Но где бы он был без науки! Книги Александра Беляева (если вдруг кто не знает, кино снято по его роману) посвящены не сверхлюдям, а сверхмозгам — и в «Человеке-амфибии» этот крест несет доктор Сальватор, который вздумал скрещивать людей и зверей не из вредности и злого гения, а спасения ради. Сальватор — классический пример ученого, который хотел, как лучше, а получилось, как всегда. Его Ихтиандр был прекрасен и идеален, но нежизнеспособен — пусть чисто физически покорил две стихии. Ученый ум дал ему жабры, но не объяснил, что такое жизнь. В итоге что? Парень ушел под воду навсегда. Нельзя жить только наукой.

Почему: это культовая классика и наше наследие. Для своего времени (СССР, 1961 год) картина стала жутко смелой, модной и современной — последнее, кстати, она сохраняет до сих пор. Лютые красавцы Коренев и Вертинская (и Козаков, но он злой, плохой!). Невероятная бесстыдная музыка (на дно нам всем, к дьяволу морскому!). Бесстыжие костюмы — Ихтиандр в шортах! До сих пор начинаешь смотреть — и не оторваться, пусть даже наивность исполнения иногда зашкаливает. Но ведь история-то бессмертна.

«Имя розы» (Der Name der Rose/The Name of the Rose, 1986)

Режиссер: Жан-Жак Анно

В ролях: Шон Коннери, Кристиан Слейтер, Рон Перлман

Владислав ПастернакИтало-германо-французская экранизация дебютного романа Умберто Эко принесла премию BAFTA Шону Коннери, «Сезар» — режиссёру Жан-Жаку Анно, позволила Рону Перлману сыграть жуткого горбуна-еретика Сальваторе (один из самых впечатляющих его образов за всю карьеру), и прославила на весь мир великого продюсера Бернда Айхингера, к тому времени уже успевшего снять «Бесконечную историю». Одна беда — Умберто Эко категорически не понравилось, как киноиндустрия обошлась с его постмодернистским произведением, и больше он прав на экранизации своих книг никому не давал. Впрочем, может, оно и к лучшему.

Действие картины разворачивается в 1327 году. Среда, насквозь пропитанная — нет, увы, не верой! — самым что ни на есть мракобесием, противопоставлена прибывшему для расследования серии произошедших в монастыре убийств монаху Вильгельму Баскервильскому, предвестнику грядущего Ренессанса и, соответственно, Просвещения. Остроумный и здравомыслящий Вильгельм, сочетающий в себе узнаваемые черты ряда средневековых философов и еще не известного его современникам Шерлока Холмса, — интереснейший образ учёного. Ведь в ту эпоху практически никакая культура, никакое искусство, никакая наука не могли существовать в отрыве от религии. Тем острее и яснее проявляется один из ключевых конфликтов картины.

Считающие себя просвещенными монахи прячут от людей бесценные знания, порождая невежество и преумножая лицемерие и ложь. Тридцать лет назад снята картина, место действия — XIV век, а полное ощущение, что это про нас сегодняшних.

Остается молиться, чтобы показанное в фильме славное прошлое, когда, так сказать, и трава была зеленее, и люди — чище и духовнее, все-таки не превратилось в нашу реальность. Об этом снято другое, во многом похожее, кино. Называется «Трудно быть богом». Там тоже действует ученый, и тоже вокруг него нет ничего, кроме беспросветного мракобесия.

«Весна» (1947)

Режиссер: Григорий Александров

В ролях: Любовь Орлова, Фаина Раневская, Николай Черкасов, Николай Коновалов

О чем: молодой актрисе Вере Шатровой достается первая главная роль в кино — она должна сыграть известного ученого Ирину Никитину. Поскольку Шатрова и Никитина невероятно похожи друг на друга, в какой-то момент их начинают путать, и актриса с учёной решают воспользоваться ситуацией…

Петр Зайцев«Весна» вышла в советский прокат в 1947 году. Это первый фильм, снятый великим Григорием Александровым после войны, причем съемки проходили не на Мосфильме, а в Чехословакии на студии «Баррандов» (в наше время там же снимали, например, «Казино „Рояль“», первые две части «Хроник Нарнии» и «Миссия невыполнима: Протокол Фантом»).

К тому моменту Александров уже снял «Волгу-Волгу» и «Веселых ребят», но именно «Весна» оказалась по духу наиболее «голливудской» работой режиссёра. Сценарий был написан под сильным влиянием американских комедий, а действие «Весны» совершенно спокойно могло происходить не в Советском Союзе, а в любой другой стране. Так что если вы любите посокрушаться о замечательном советском кино, которое мы потеряли, и покритиковать современных российских кинематографистов за попытки подражать Голливуду, спешу вас разочаровать — 70 лет назад советские режиссёры точно так же вдохновлялись фильмами, произведенными на «фабрике грёз».

Обе главные роли в «Весне» исполнила суперзвезда того времени Любовь Орлова, по совместительству жена режиссёра. Григорий Александров снимал Орлову чуть ли не во всех своих картинах, и как тут не вспомнить нашего современника Жору Крыжовникова, ведь во всех его комедиях главную роль исполняет его супруга Юлия Александрова — такая вот преемственность поколений (увы, Юлия лишь однофамилица легендарного советского режиссера, иначе было бы совсем красиво…). Но не только Орлова блистала в «Весне». Одну из лучших своих ролей здесь исполнила неподражаемая Фаина Георгиевна Раневская, и именно её реплики из «Весны» быстро разошлись на цитаты и остаются узнаваемыми крылатыми фразами по сей день.

Что касается темы ученых, то, конечно, никакой реальной наукой в «Весне» и не пахнет. Никитина по сюжету возглавляет Институт Солнца и проводит фантастические эксперименты, о смысле которых лучше даже не задумываться. Ведь кино не про науку, а про любовь. Ну, и про то, какими бы разными мы ни были, всегда найдется что-то общее между суровыми технарями и витающими в облаках творческими натурами. Тем не менее, когда я начал вспоминать фильмы про учёных, именно «Весна» первой пришла в голову. Это один из моих самых любимых советских фильмов, и если вы вдруг до сих пор его не видели, всячески рекомендую исправить это досадное недоразумение. Весна идет — весне дорогу!

«Вселенная Стивена Хокинга» (The Theory of Everything, 2014)

Режиссер: Джеймс Марш

В ролях: Эдди Редмэйн, Фелисити Джонс, Чарли Кокс, Дэвид Тьюлис

О чём: экранизация мемуаров Джейн Хокинг, посвященных истории её любви с величайшим гением наших дней Стивеном Хокингом.

Петр ЗайцевВ оригинале фильм называется «Теория всего», что, на мой взгляд, более точно отражает содержание картины, но в российском прокате в заголовок решили вынести имя знаменитого учёного. Хотя есть у меня ощущение, что большинство зрителей знают о Стивене Хокинге благодаря сериалу «Теория большого взрыва», а не из школьной программы или научных статей. Видимо, создатели фильма тоже хорошо понимали, что фильм о науке не будет интересен широкой зрительской аудитории, поэтому кино получилось больше о любви, а не о гениальных открытиях Хокинга. В итоге — пять номинаций на «Оскар» и статуэтка за лучшую мужскую роль у Эдди Редмэйна. Это как раз тот случай, когда выдвижение на «Оскар» помогло фильму найти своего зрителя — о картине начали говорить, стали советовать друг другу посмотреть, и в результате кино, вышедшее в России в очень ограниченный прокат, оказалось в пятерке номинантов на Народную кинопремию «Жорж». В течение года наши зрители фильм посмотрели, оценили и теперь вот за него проголосовали.

Уникальность «Вселенной Стивена Хокинга» в том, что это фильм о любви без привычного хэппи-энда. Как говорится в социальных сетях: «всё сложно». Но тем не менее, это фильм об огромной силе любви, о преодолении, о необходимости не только поддерживать друг друга, но и уступать, идти на компромиссы ради сохранения брака. Несмотря на то, что Хокинг — великий ученый и тяжело больной человек, трудности и проблемы, с которыми столкнулись он и его жена Джейн, близки, знакомы и понятны практически всем нам. Потому фильм и трогает за душу, даже если мы ничего не понимаем в физике. Ну и отдельно хочу отметить потрясающую работу Фелисити Джонс, сыгравшей Джейн Хокинг. «Оскар» достался только Редмэйну, но номинированы были они оба, и абсолютно заслуженно. Кстати, в конце года мы увидим Фелисити Джонс в фильме «Звездные войны: Изгой». Но до декабря еще далеко, так что самое время посмотреть или пересмотреть «Вселенную Стивена Хокинга».

«Невероятный Халк» (The Incredible Hulk, 2008)

Режиссер: Луи Летерье

В ролях: Эдвард Нортон, Лив Тайлер, Тим Рот

О чём: история происхождения Халка — доктор Брюс Бэннер после неудачного эксперимента с гамма-лучами превращается в огромного неуязвимого зеленого монстра.

Петр Зайцев«Невероятный Халк» стоит особняком в череде фильмов студии Marvel. С одной стороны, он был снят на студии Universal еще до того, как Marvel стали самостоятельно рулить всеми экранизациями своих комиксов. С другой стороны, он все-таки уже официально относится к кинематографической вселенной Marvel, и Халк из этого фильма — это тот же Халк, которого мы видим в «Мстителях». Вот только играет его еще не Марк Руффало, а Эдвард Нортон. И для Нортона это был очень важный и сложный проект. Актёр старался корректировать сценарий по своему усмотрению, затем долго и упорно отстаивал свое видение монтажа картины, но по факту все равно остался не до конца доволен результатом. А конфликт со студией в итоге обернулся тем, что Нортона заменили на Руффало, хотя изначально предполагалось, что именно Эдвард Нортон будет исполнять роль Халка во всех продолжениях.

Конечно, «Невероятный Халк» — это не совсем про ученых и почти совсем не про науку, но Брюс Бэннер — классический пример учёного из комиксов, поэтому обойти его вниманием я просто не мог. Историю непосредственно происхождения Халка в этом фильме сократили до минимума, чтобы не повторять то, о чем ранее рассказал Энг Ли в фильме «Халк». В итоге получилось кино о противостоянии Халка и Мерзости, а также, конечно, о любви Брюса Бэннера и Элизабет Росс, дочки генерала Росса. И, собственно, ради дуэта Нортона и Лив Тайлер стоит посмотреть или пересмотреть «Невероятного Халка». Эту сюжетную линию особенно жаль, потому что вместе с заменой актера Брюс Бэннер напрочь забыл о существовании Элизабет и с легкой руки Джосса Уидона крутит шашни с Наташей Романофф. Но если Лив Тайлер мы больше в фильмах Marvel не увидим, то генерал Росс в исполнении Уильяма Хёрта вернется уже этой весной в фильме «Первый мститель: Противостояние». Так что самое время освежить в памяти события «Невероятного Халка», чтобы понимать, что это за генерал такой и откуда он вообще взялся.

«Хокинг» (Hawking, 2004)

Режиссер: Филип Мартин

В ролях: Бенедикт Камбербатч, Майкл Брэндон, Том Ходжкинс

Ксения РудичПока Петя предлагает посмотреть «Вселенную Стивена Хокинга» с Эдди Редмэйном, я буду отстаивать, что пальма первенства среди фильмов про великого британского ученого принадлежит ТВ-фильму 2004 года. И дело не только в том, кто снял раньше. Фильм с Редмэйном получился с романтическим оттенком, нам показывали развитие его отношений с женой, а наука ушла на второй план. Камбербатч же (а именно он играет главного героя) раскрывает перед нами именно научные изыскания молодого ученого и его попытки бороться с настигающей его болезнью.

В фильме есть несколько интересных пассажей: повторяющиеся упражнения на задержку дыхания (Стивен боялся, что легкие быстро откажут), трогательные свидания Хокинга с будущей женой и постоянная жажда знаний (бессонные ночи и исчерченные мелом доски).

Фильм стоит посмотреть, если недавний фильм показался вам приторно-сладким, а также всем поклонникам и ненавистникам Камбербатча. Первые в очередной раз убедятся в таланте любимого актера, вторые оценят, что в арсенале Бена есть не только Шерлок Холмс.

«Как я провел этим летом» (2010)

Режиссер: Алексей Попогребский

В ролях: Григорий Добрыгин, Сергей Пускепалис

Ксения РудичРоссийский триллер про ученых-полярников? И такое есть в нашей подборке. Этот фильм открыл дорогу новому российскому кино и Григорию Добрыгину в Европу: два Серебряных медведя на Берлинале — «лучшая мужская роль» и «за выдающийся вклад в искусство» оператору Павлу Костомарову, победа на Лондонском кинофестивале. Кроме того, нельзя не отметить актерскую работу Сергея Пускепалиса, второго актера в этом фильме.

Сюжет построен вокруг полярной станции, на которой уживаются стажер Павел и опытный полярник Сергей. На фоне прекрасных пейзажей мы видим, как одиночество и север сводят с ума людей, заставляют их совершать безумные поступки, раскрывают темные стороны личностей. Жанр триллера перерастает скорее в саспенс, и фильм медленно, но верно уводит нас в глубины человеческого подсознательного и бессознательного. Фильм обладает несколько горьким послевкусием, но время, проведенное вместе с героями на полярной станции — чистое удовольствие.