Луи Гаррель и Супермен

23 марта 2016

24 марта в российский прокат выходят два фильма — не нуждающийся в представлении «Бэтмен против Супермена» и драма Луи Гарреля «Друзья».

Выбор всегда остается за зрителем, и вряд ли кто-то удивится, если вы предпочтете голливудский блокбастер камерной драме о трех друзьях. Но даже если все, о чем вы (и мы тоже) можете думать — эпическая схватка двух здоровяков, забывать о выходе несомненно особенных «Друзей» все-таки не стоит. Ведь и Луи Гаррель в каком-то смысле тоже Супермен.

Во-первых, он из настоящей актерской семьи — отец, Филипп Гаррель, снял шестилетнего Луи в своем фильме «Запасные поцелуи». Дед и мама актера тоже снимались в кино.

И если о «Запасных поцелуях» вы раньше не слышали, то наверняка знаете о фильме Бернарда Бертолуччи «Мечтатели», где Гаррель сыграл на пару с Евой Грин и Майклом Питтом. Картина появилась на больших экранах в 2003 году, но каждый из нас до сих пор помнит самые горячие и откровенные сцены, после которых нельзя было не влюбиться ни в Еву, ни в Майкла, ни в Луи Гарреля — нервного, меланхоличного, замкнутого парня с тем особенным надрывом, который заставляет девичьи сердца замирать и терять волю.

После «Мечтателей» карьера Гарреля взметнулась вверх — образ богемного и эгоистичного юноши, который расслабленно курит, раслабленно целует девушек и так же расслабленно разбивает им сердца, пришелся по душе и режиссерам, и зрителям. Фильмы о любви, такие узнаваемо французские, с Гаррелем в главной роли, стали появляться каждый год.

В одном из них он сыграл юного любовника сорокалетней дамы. Режиссером картины «Сон предыдущей ночи» и испольнительницей главной роли стала Валерия Бруни-Тедески. Гаррель был младше нее на девятнадцать лет, но это не помешало паре пожениться, удочерить сенегальскую девочку (они назвали ее Селин), а потом и развестись после пяти лет брака.

Пробовать свои силы в качестве режиссера Гаррель начал только несколько лет назад. Идея снять фильм о двух друзьях и девушке, разумеется, не была оригинальной. Сюжет menage a trois (шведская семья, хозяйство на троих, любовный треугольник, как вам больше нравится) — едва ли не самый популярный в кинематографе.

Критики считают, что, снимая фильм, Гаррель, скорее всего, ориентировался на «Жюля и Джима» Франсуа Трюффо — классическую драму о любовном треугольнике, которая положила начало черед подобных фильмов. Но Гаррель говорит, что все началось гораздо раньше — например, в 1933 году, когда Эрнст Любич снял свою «Серенаду трех сердец». Хотя сам Луи уверен, что даже в литературе Средневековья можно с легкостью найти сюжет о том, как два друга полюбили одну женщину.

Женщина, снявшаяся в роли яблока раздора у Гарреля — особенная. Ее зовут Голшифте Фарахани, и даже если вы и не заметили, то несколько фильмов с ее участием вы точно видели. «Исход: Цари и боги», например. Или «Совокупность лжи». Или «Пираты Карибского моря», на худой конец. Во всех этих картинах была Голшифте.

История Фарахани полна драмы и без menage a trois: будучи уроженкой Ирана и попытавшись строить карьеру актрисы в Голливуде, она оказалась фактически изгнана из собственной страны. Ну конечно, разве можно приличной женщине появляться на красной дорожке с непокрытой головой.

Но Гарреля не волновала Фарахани как рупор женской независимости или символ попранных условностей. Для него она в первую очередь — красивая женщина. И не согласиться с этим невозможно: в некоторых сценах Фарахани ох как напоминает Монику Беллуччи — стати, уверенности в себе, непосредственности и льющейся через край сексуальности ей не занимать.

Поэтому, когда Голшифте пришла на съемочную площадку, Гаррель заявил ей, что теперь ее страна — не Иран и не Франция, а кино. Сказал, что в этом фильме она будет представлять собой не мусульманских женщин, а женщин вообще. «Я хотел, чтобы она стала Марлен Дитрих, Роми Шнайдер и Шэрон Стоун одновременно», — сказал Гаррель. И она стала.

Мне кажется, что фильм нельзя назвать обязательным к просмотру, как, например, «Бэтмен против Супермена», не увидеть который на большом экране сродни пропуску вечеринки в честь собственного дня рождения. Но посмотреть на классическую историю любви, интерпретированную одним из самых талантливых (и красивых!) мужчин нашего поколения, определенно стоит.

Это, и правда. очень, очень красивая картина. Гаррель играет одну из главных ролей, а мы помним, что для всех его героев любовь — единственный способ почувствовать себя живым. Не Бэтменом же единым, в конце концов.